Информационная карта программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ФИО авторов программы, должность Название программы Тип программы Направленность Где утверждена Срок реализации Среднее количество часов (неделя/год) Уровень реализации Ориентация на категорию учащихся Направление деятельности в рамках реализации программы Уровень освоения Цель программы, основное содержание Новикова Елена Григорьевна учитель-логопед Разумова Татьяна Викторовна учитель-логопед Грамотейка Модифицированная Социально-педагогическая На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги 2 года 1 час/неделю; 34 часа/ уч. год Начальное образование Дети с нарушениями речи Дополнительное образование Направление – логопедия Социальный Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. В процессе реализации программы дети Основные компетенции, научатся взаимодействовать, сотрудничать друг формируемые у детей с другом в процессе занятий с логопедом. У детей разовьется речевой аппарат, речь они овладеют основными речевыми умениями и навыками. Дети 7-9 лет, учащиеся в начальной школе, Характеристика детей имеющих речевые нарушения (возраст, соц. статус) Способ освоения содержания Репродуктивный, эвристический, частичнопоисковый, творческий программы Виды занятий: групповые. Подгрупповые, Формы обучения и виды индивидуальные занятия в присутствии других занятий детей. Формы занятий: практические тренинги, артикуляционные упражнения. В зависимости от педагогических задач: обучающий, тренировочный, контрольный, показательный. МБОУ СОШ №18 г. Калуги Место реализации (ул. Фр. Энгельса, д. 119) 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания образования с момента перехода школы на ФГОС, создалась ситуация, позволяющая по-новому оценить и выстроить логопедическую работу в общеобразовательной школе. Роль родного языка в воспитании детей младшего школьного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договорённости между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это и произношение, и грамматический строй, и словарный запас. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки школьников к формированию полноценной учебной деятельности, комфортного ощущения ребенка в общении с детьми и взрослыми. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В последнее время наблюдается рост количества детей-первоклассников с общим недоразвитием речи средней степени, для которого характерно: Нарушение звукопроизношения; Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; Аграмматизмы, проявляющиеся с сложных формах словоизменеия; Нарушение сложных форм словообразования; Недостаточная сформированность связной речи; Дислексия; Дисграфия. Поэтому данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации. Научная обоснованность заключается в том, что данная Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка. Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.). Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики: Системности; Комплектности; Деятельностный; Онтогенетический; Обходного пути; Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки. Актуальность. За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической помощи. Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями становится возможной при условии создания специальных условий образования. Социально-педагогическая направленность состоит в том, что данная программа является программой социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи у младших школьников. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания. Педагогическая целесообразность программы. Научно-педагогические исследования и практический опыт показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, а формирование у ребенка психологической и общеучебной готовности к школе, развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей. Вид программы – модифицированная. Новизна: данная программа направленна не только на коррекцию устной и письменной речи младших школьников, но и на развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, поиск, выявление и развитие собственного вкуса, стиля, подхода. 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. Задачи: Развитие фонематического восприятия; Расширение словарного запаса; Систематизация знаний по фонетике; Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками; Развитие внимания, памяти, речевой моторики. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Формирования Тема Кол- навыков во речевого часов Содержание занятия общения в коллективе. № п/п 1 Обследование 1ч. Уточнение речевых фонематического возможностей детей. Правила восприятия и речи. Ознакомление с органами звукопроизношения. артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. 2 Строение и функции 1ч. речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. Передача содержания знакомой сказки (с помощью вопросов). Развитие объёма памяти, внимания. 3 Уточнение временных 1ч. представлений. Речь устная и письменная. Развитие и уточнение временных представлений 4 5 Уточнение 1ч. Слова, отвечающие на вопросы пространственных кто? что? Развитие представлений ориентировки в пространстве. Понятие звук и буква. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Слог. Слово. 1ч. Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Развитие ориентировки в пространстве 6 Гласные первого ряда. 1ч. Составление предложений по Выделение гласных в сюжетной слове. картинке.Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. 7 Слоговой анализ слов. 1ч. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. 8 Звуко-буквенный анализ 1ч. слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. 9 Согласные. 1ч. Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. 10 Слоговой анализ слов. 1ч. Просьба. Развитие Слогообразующая роль фонематического слуха и гласных. фонематического восприятия. Большая буква в начале предложения. Развитие объёма памяти. 11 Предложение. 1ч. Распространение предложения. Формирование пространственных и временных представлений. 12 Слово и предложение. 1ч. Предложения по интонации. Конструирование предложений разной речевой конструкции. 13 Составление и 1ч. Работа с деформированными распространение предложениями. предложений. Составление предложений по опорным словам. 14 Гласные Ы-И. Твёрдые и 1ч. Большая буква в начале мягкие согласные. предложения. Точка в конце предложения. Развитие объёма памяти. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. 15 Гласные И-У. Твёрдые и 1ч. мягкие согласные. Согласование глагола с существительным в числе, роде. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. 16 Гласные О-А. 1ч. Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. 17 Дифференциация 1ч. Распространение простого гласных У-Ю в слогах, двусоставного предложения словах. определением. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. 18 Дифференциация 1ч. Дифференциация гласных О - Ё гласных О - Ё в слогах, в слогах, словах, предложениях, словах, предложениях, текстах. Упражнения, текстах. направленные на увеличение объёма внимания. 19 Дифференциация 1ч. гласных А - Я в слогах, Работа с предлогами в, на. Развитие объёма памяти. словах, предложениях, текстах. 20 Дифференциация гласных Е - Ё в слогах, 1ч. Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с словах, предложениях, предлогами В,НА. Упражнения, текстах. направленные на увеличение объёма внимания. 21 Дифференциация 1ч. Вопрос КУДА? Развитие гласных Ю - Ё в слогах, фонематического слуха и словах, предложениях, фонематического восприятия. текстах. 22 Дифференциация 1ч. Работа с предлогами С,СО. гласных Я - Ё в слогах, Формирование слухового словах, предложениях, внимания. текстах. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. 23 Игровое занятие « Эти 1ч. весёлые гласные». Обобщение изученного материала. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. 24 Звонкие и глухие 1ч. согласные. 25 Дифференциация Вопрос с кем? Развитие фонематических процессов. 1ч. Раздельное написание согласных З-С в словах, предлогов. Развитие предложениях. фонематического слуха и фонематического восприятия. 26 Дифференциация 1ч. Вопросы куда? откуда? от чего? согласных В-Ф в к чему? Упражнения, предложениях, текстах. направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. 27 Дифференциация 1ч. Работа с предлогами из, от, у, согласных Б-П по, под.. Усиление в предложениях, концентрации слухового текстах. внимания. Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. 28 Дифференциация 1ч. Упражнения «красно-чёрные согласных Г- К пары» в словах, предложениях. Закрепление отработанных предлогов. Развитие логического и образного мышления и памяти.Формирование монологической речи. 29 Дифференциация 1ч. Последовательный пересказ с согласных Д-Т в словах, опорой на вопросы. предложениях.. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнения «Дополни до…»,»Догадайся, кто нарисован». 30 Дифференциация 1ч. Последовательный пересказ согласных С,Ж,Ш,С текстов описательно- в словах, предложениях. повествовательного характера. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. 31 Дифференциация 1ч. Последовательный пересказ согласных Ц-С в текстов с опорой на серию предложениях, текстах. картинок и последовательность действий. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. 32 Дифференциация 1ч. Развитие связной речи. согласных Ц-Ч в словах, Упражнения для развития предложениях. способности к воссозданию мысленных образов. 33 34 Дифференциация 1ч. Выборочный пересказ. Развитие согласных свистящих и фонематического слуха и шипящих. восприятия. Дифференциация 1ч. Формирование диалогической согласных Р-Л в словах, речи. Различение [Р] - [Л] в предложениях, текстах. устной и письменной речи. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные; списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. различать предложение, словосочетание, слово; анализировать слова по звуковому составу; составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); писать под диктовку предложения и тексты; правильно читать вслух целыми словами; соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своѐ отношение к поступку героя, событию; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты 1. 5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Начало учебного года: 01.09.2022 г. Окончание учебного года: 31.05.2023 г. Режим работы: 1 раза в неделю – по 1 академическому часу Режим организации Основные дидактические правила От лёгкого – к трудному. От простого - к сложному. От известного – к неизвестному.. Не допускать чрезмерной нагрузки. Формы занятий и способы их организации. Формы занятий: традиционное занятие; практическое занятие СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 352 с. 2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 144 с. 3. Горская А.Б. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. /Сост. А.Б.Горская, Н.А. Капитонова и др.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд»», 2002.- 352 с. 4. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с. 5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с. 6. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48 с. 7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону,: Изд-во Феникс, 2001. 448 с. 8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: просвещение, 2011.-400 с. 9. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: Речевой материл для дошкольного и младшего школьного возраста.- Волгоград: Учитель, 2003. – 91 с 10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256 с. 11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72 с. 12. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. 2-й т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 283- 511 с.