Рабочая программа курса внеурочной деятельности Орлята России

Приложение 1 Программы начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» города Калуги

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
для учащихся 2-ых классов

Составитель:
Видулина И.В.,
советник директора
по воспитанию и взаимодействию
с детскими общественными
объединениями

г.Калуга
2022 год

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20.
Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России»
Внедрение Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России») в
практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из
главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единого образовательного пространства России.
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие
в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы
рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к
окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей
человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным
2

общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение
личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
(Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей.
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися
ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом
достаточным воспитательным потенциалом.
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена.
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценностные
основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе
из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы,
делится впечатлениями. В коллективе класса микрогруппы формируются с целью
чередования творческих поручений.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к
результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает
соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в
образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе
российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы
«Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов
России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
3

семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и
делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное
приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой
деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской
академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически
эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная
воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками,
вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
Цель курса:
формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний,
отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание
культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе,
развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать
интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
4

7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете
личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое
отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на
подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия
в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
5

личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
●
демонстрирует
социально-значимую
активность
в
социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам
почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально
– коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
6

приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Символ трека – Конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для
их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года
у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – шкатулка Мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Символ трека – круг Добра
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая
и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
7

возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения
акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Символ трека – альбом «Мы – хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
часов
1
1
4
1

Тема
Старт Программы
Вводный «Орлятский урок»
«Орлёнок – Лидер»
«Лидер – это…»/
«Я могу быть лидером»
«Как стать лидером?»/
«С командой действовать готов!»
«Верёвочный курс»/
«КЛАССный выходной»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»/
«Мы дружный класс!»

1
1
1

«Орлёнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»/
«Я – эрудит, а это значит…»
«Развиваемся, играя!»/
«ВоображариУМ»
«Могу быть изобретателем»/
КТД «Что такое? Кто такой?»
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»/
Итоги трека «На старте новых открытий»

4
1

«Орлёнок – Мастер»
«Мастер – это…»/
«Мастерами славится Россия»
«От идеи – к делу!»/
«Город Мастеров»

4
1

1
1
1

1
8

«В гости к мастерам»/
КТД «Классный театр»
«Мастер – это звучит гордо!»/
«Путь в мастерство» – подводим итоги
«Орлёнок – Доброволец»
«От слова к делу»/
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»/
«С заботой о старших»
КТД «Коробка храбрости»/
КТД «Братья наши меньшие»
«Добровольцем будь всегда»/
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»/
«Должен быть режим у дня»
«О спорт, ты – мир!»/
«Сто затей для всех друзей»
«Готовимся к спортивным состязаниям»

1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1

Спортивная игра «У рекордов наши имена»/
«Быстрее! Выше! Сильнее!»
«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»/
«Каким должен быть настоящий эколог?»
«Мой след на планете»/
«Что должен знать и уметь эколог?»
«Восхищаемся красивым миром»/
«Экология на практике»
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

5
1

«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1
5
1

«Хранитель семейных традиций»/
«Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»/
«Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
«Расскажи мне о России»/
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

1

1
1

ИТОГО

34

9

1

1
1
1

1
1
1

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011
г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.)
2.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр
(изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн.
Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.;
20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753114-4. – Текст: непосредственный.
10.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
11.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников:
учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12.
Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе
воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н.
Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.; ISBN
978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва: ИД
«Научная библиотека», 2016. 158 с.
14.

Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И. И.
10

Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».