Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Кладовая сказок» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Кладовая сказок» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год освоения курса 1.Сказки о ценностях семьи. Эстетические беседы по мотивам сказок о взаимоотношениях в семье, о преемственной связи поколений, об уважении и любви к родителям, о взаимопомощи и ответственности членов семьи. 2.Сказки о хвастовстве. Сказки учат никогда не зазнаваться и не хвастаться, верить в свои силы, возможности и способности. 3.Сказки о добре и зле. На примерах сказочных героев и сюжетов дети учатся отличать добро от зла, оценивать мотивы поступков, свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла. 4.Сказки о взаимопомощи, отзывчивости и сострадании. Наблюдая за героями сказок, дети учатся сопереживать чужому несчастью, испытывают гордость за тех, кто может, даже жертвуя собой, прийти на помощь, получают представление о деятельностном сострадании. 5.Сказки о жадности и щедрости. По сюжетам сказок дети видят, что жадные люди никогда не были уважаемы. В сказках они всегда оказываются в комических ситуациях, зато щедрые люди пользовались всеобщим уважением и любовью. У детей формируется представление о народном герое, национальном идеале. 6.Сказки о лени и трудолюбии. В сказках дети видят, что ленивые люди не только осуждаются, но и всегда оказываются в очень трудных ситуациях, из которых они могут выйти, только преодолев бездействие. Дети обретают опыт отношения к трудолюбивому человеку как достойному уважения, к труду – как необходимому условию жизни. 7.Сказки о смекалке и сообразительности. Сказки учат находчивости, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду. Читая сказки, дети видят, что далеко не всегда, для того чтобы чего-либо добиться, необходима сила. Чаще всего умные, смекалистые и бескорыстные люди добиваются лучших результатов. 8.Сказки о дружбе. По сюжетам сказок дети видят, что настоящий друг познаётся в беде и радости, с ним ничего не страшно и всегда интересно, но найти такого человека не просто. 9.Сказки о русских богатырях-патриотах. Читая сказки о богатырях, дети видят, что народ чтит своих героев за силу, которая служит оплотом покоя Родины, целостности ее границ и защиты от врагов. Приложение 1 Программы начального общего образования 2 год освоения курса 1.Сказки о ценностях семьи. 2.Сказки о добре и зле. 3.Сказки о взаимопомощи, отзывчивости и сострадании. 4.Сказки о жадности и щедрости. 5.Сказки о лени и трудолюбии. 6. Сказки о смекалке и сообразительности. 7. Сказки о русских богатырях-патриотах. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Кладовая сказок» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через: - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроках знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории своего народа; ценностное отношение к культурному наследию своего народа; приобщение к народным и семейным традициям. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: 2 Приложение 1 Программы начального общего образования знание основных моральных норм (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); развитие способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок; умение признавать свои плохие поступки. Эстетическое воспитание: умение видеть, ценить и беречь красоту родного края. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном мире; умение снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встрече с трудными жизненными ситуациями; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. Трудовое воспитание: развитие трудолюбия, способности к организации своей деятельности, настойчивости в достижении своей цели, умения слушать и слышать собеседника; Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде; умение ощутить единство с живыми существами окружающей природы; воспитание доброго, бережного отношения к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметными результатами курса является формирование следующих универсальных учебных действий. Познавательные УУД: Уметь анализировать, обобщать, классифицировать информацию, делать выводы; Строить речевое высказывание в устной форме; Работать с информацией (книгой). Коммуникативные УУД: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Формулировать собственное мнение и позицию; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 3 Приложение 1 Программы начального общего образования Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь. Регулятивные УУД: Определять цель своей деятельности, искать средства её осуществления; Составлять план действий, направленный на достижение цели; Определять степень успешности достижения цели; Делать выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; Понимать причины своего успеха или неуспеха; Находить способы выхода из этой ситуации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 год освоения курса Понимать содержание прослушанного/прочитанного; Определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); Выделять главные события произведений и устанавливать их последовательность; Находить средства художественной выразительности в тексте (преувеличение, сравнение и др.); Отличать монолог от диалога; Задавать вопросы и отвечать на них по тексту произведения; Воспроизводить сюжет сказки. 2 год освоения курса Понимать содержание прослушанного/прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; Определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); Выделять главные события произведений и устанавливать их последовательность; Находить средства художественной выразительности в тексте (преувеличение, сравнение и др.); Задавать вопросы и отвечать на них по тексту произведения; Воспроизводить сюжет сказки. 4 Приложение 1 Программы начального общего образования III.Тематическое планирование 1 год освоения курса № п/п Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела Путешествие в мир сказок Электронные учебнометодические материалы (ЭОР или ЦОР) Форма проведения занятий эвристическая беседа, викторина 1 Раздел 1. Сказки о ценностях семьи 1.1. 1.2. 1.3. Русская народная сказка «Репка» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Русская народная сказка «Маша и медведь» Итого по разделу 1 1 https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа 1 3 Раздел 2. Сказки о хвастовстве 2.1. 2.2. 2.3. Русская народная сказка «Колобок» Русская народная сказка «Заяц хвастун» В.М.Гаршин «Лягушкапутешественница» Итого по разделу 1 1 1 3 Раздел 3. Сказки о добре и зле 3.1. 3.2. Русская народная сказка «Морозко» Русская народная сказка «КрошечкаХаврошечка» Итого по разделу 1 1 2 Раздел 4. Сказки о взаимопомощи, отзывчивости и сострадании 4.1. 4.2. Русская народная сказка «Зайкина избушка» Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» 1 1 https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Русская народная сказка «Теремок» 4.4. Русская народная сказка «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» 4.5. Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» 4.6. В.Г.Сутеев «Под грибом» Итого по разделу 4.3. инсценировка, эвристическая беседа 1 1 1 1 6 Раздел 5. Сказки о жадности и щедрости 5.1. 5.2. Русская народная сказка «Лисица и журавль» Русская народная сказка «Баба-Яга и ягоды» Итого по разделу 1 1 https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа 2 Раздел 6. Сказки о лени и трудолюбии Русская народная сказка «Самое дорогое» 6.2. Русская народная сказка «Солдатская шинель» 6.3. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» 6.4. В.П.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Итого по разделу 6.1. 1 1 1 1 4 Раздел 7. Сказки о смекалке и сообразительности 7.1. 7.2. 7.3. Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Русская народная сказка «Каша из топора» В.Г.Сутеев «Палочкавыручалочка» Итого по разделу 1 1 https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, 1 3 Раздел 8. Сказки о дружбе 8.1. 8.2. М.С.Пляцковский «Урок дружбы» Русская народная сказка «Как собака друга 1 1 6 Приложение 1 Программы начального общего образования искала» инсценировка, эвристическая беседа Итого по разделу 2 Раздел 9. Сказки о русских богатырях-патриотах 9.1. «Никита Кожемяка» 1 9.2. «Вольга Святославич» 1 «Вольга Святославович и Микулушка Селянинович» 9.4. «Как Илья из Мурома богатырем стал» 9.5. «Илья Муромец под Черниговом» 9.6. «Богатыри на СоколеКорабле» Итого по разделу 1 Викторина по сказкам 1 ИТОГО 33 9.3. https://mishkaknizhka.ru/ https://nukadeti.ru/ 1 чтение, слушание, пересказ, просмотр мультфильмов, рисование, лепка, инсценировка, эвристическая беседа 1 1 6 викторина 2 год освоения курса № п/п Тема/раздел Беседа о сказках, прочитанных летом Раздел 1. Сказки о ценностях семьи 1.1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1.2. Русская народная сказка «Снегурочка» 1.3. Русская народная сказка «Чудесная рубашка» Итого по разделу Раздел 2. Сказки о добре и зле 2.1. Русская народная сказка «Чудесные лапоточки» 2.2. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» Итого по разделу Раздел 3. Сказки о взаимопомощи, отзывчивости и сострадании 3.1. Русская народная сказка «Рукавичка» 3.2. Русская народная сказка «Коза-дереза» 3.3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» 3.4. В.Г.Сутеев «Мешок яблок» 3.5. В.П.Катаев «Цветик-семицветик» 3.6. С.Г.Козлов «Ёжик в тумане» Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 1 1 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 7 Приложение 1 Программы начального общего образования 3.7. С.Я.Маршак «Кошкин дом» Итого по разделу Раздел 4. Сказки о жадности и щедрости 4.1. Русская народная сказка «Золотой топор» 4.2. Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» 4.3. Русская народная сказка «Пастушья дудочка» 4.4. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Итого по разделу Раздел 5. Сказки о лени и трудолюбии 5.1. Русская народная сказка «Кому горшок мыть» 5.2. Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев» 5.3. Русская народная сказка «два мороза» 5.4. В.Н.Коростылев «Вовка в тридевятом царстве» 5.5. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Итого по разделу Раздел 6. Сказки о смекалке и сообразительности 6.1. Русская народная сказка «Умный мужик» 6.2. Русская народная сказка «Жихарка» 6.3. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» 6.4. О.И.Капица «Лиса и дрозд» Итого по разделу Раздел 7. Сказки о русских богатырях-патриотах А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи 7.1. богатырях» 7.2. «Добрыня Никитич» 7.3. «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» 7.4. «Три поездки Ильи Муромца» 7.5. «Святогор» 7.6. «Встреча Святогора с Ильёю Муромцем» 7.7. «Алеша Попович и Тугарин Змей» Итого по разделу Викторина по сказкам ИТОГО 1 7 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 7 1 34 8