Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год освоения курса Звуки и буквы, культура речи. Выделение звуков в речи. Обозначение звуков на письме. Культура речи: ударение в словах и произношение звуков. Слова и фразеологизмы. Слово, его значение. Многозначные слова. Имена собственные и нарицательные. Синонимы и антонимы. Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов), их значение, употребление в речи. Состав слова и правописание. Родственные слова и изменение слов. Корень, приставка, суффикс, окончание. Правописание букв безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Правописание букв безударных непроверяемых гласных в корне. Правописание букв парных по звонкости – глухости согласных в корне. Правописание букв непроизносимых согласных в корне. Правописание удвоенных букв согласных в корне. Части речи. Имена существительные, их изменения по числам. Имена прилагательные. Глагол. Предлог. Предложение. Связь слов в предложении. Текст. 2 год освоения курса Дружим с грамматикой. Рассказ – беседа. Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Непроизносимые согласные. Дружим с орфографией. О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. Части речи. Слова – части речи. Имя существительное. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное. О связи имени прилагательного с именем существительным. Глагол – часть страны Речь. Время глагола. С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! 3 год освоения курса Состав слова. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Образование слов. Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словарное богатство родного языка. 1 Приложение 1 Программы начального общего образования Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Об однородных членах предложения. Части речи. Части речи. Имя существительное. Сказка о падежах. Этимология названий падежей. Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? Назначение местоимений. Глагол. Сказка о глаголе, о спряжении глагола. Глагол и его друзья. Прямое и переносное значение. НЕ с глаголами. Глаголы - исключения. Хорошо ли ты знаешь глагол? В царстве наречий. Наречие. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Хорошо ли ты знаешь части речи? II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Гражданское воспитание Формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде. Ценности научного познания Формирование элементарных математических представлений (исследуем, экспериментируем); готовности к саморазвитию; мотивации к обучению, познанию, самообразованию; социальных компетенций. Формирование культуры здоровья Формирование установки на здоровый образ жизни. Экологическое воспитание Формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ объектов с выделением из признаков; осуществлять синтез, как составление целого из частей;уметь сравнивать и классифицировать по заданным критериям коммуникативные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ объектов с выделением из признаков; 2 Приложение 1 Программы начального общего образования осуществлять синтез, как составление целого из частей; уметь классифицировать по заданным критериям регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и реализации в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия, контролировать процесс деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности и искать способы их преодоления. сравнивать и условиями её и результаты возникающие ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 год освоения курса знать и применять правила правописания слов с изученными орфограммами; различать части речи; находить главные члены предложения; различать приставки и предлоги; разбирать предложения по членам предложения; разбирать слова по составу; проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова ; группировать и подбирать слова на определенные правила; различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. 2 год освоения курса различать приставки и предлоги; разбирать предложения по членам предложения; обозначать на письме интонацию перечисления; определять род, число имен существительных и имен прилагательных; определять число, время глаголов; группировать и подбирать слова на определенные правила; составлять рассказы по картинке; работать со словарями. 3 год освоения курса писать и разбирать предложения с однородными членами; различать омонимы, синонимы, антонимы; производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор; различать падежи; различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы; различать типы спряжения глаголов; различать типы склонения имен существительных; 3 Приложение 1 Программы начального общего образования осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера). III.Тематическое планирование Разделы курса Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 1 год освоения курса (34 ч) Звуки и буквы, культура речи. 6 часов Слова и фразеологизмы. 8 часов Состав слова и правописание. 10 часов Части речи. 10 часов 2 год освоения курса (34 ч) Дружим с грамматикой. 16 часов Дружим с орфографией. 5 часов Изучаем части страны «Речь». 13 часов 3 год освоения курса (34 ч) Состав слова. 2 часа Образование слов. 4 часа Главные и второстепенные члены 2 часа предложения. Признаки частей речи. 26 часов 4