Приложение 1 Программы начального общего образования Ра б о ч а я п р о г р а м м а уч е б н о г о п р е д м е т а «Иностранный язык (английский)» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая рабочая программа по английскому языку предназначена для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учетом концепции духовно- нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы основного общего образования по английскому языку, авторской программы «Английский в фокусе» под редакцией И.И. Быкова, М.Д. Поспелова, Москва «Просвещение», 2014 г. ЦЕЛИ КУРСА Данная программа обеспечивает реализацию следующих целей: формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы ;воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению английским языком; воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами английского языка; формирование представлений об английском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на английском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне; обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем 1 Приложение 1 Программы начального общего образования психологического барьера и использования английского языка как средства общения; развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка; приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения; духовно- нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших; развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно – методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работать в паре, группе. ЗАДАЧИ КУРСА Основными задачами реализации курса являются: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения английского языка в начальной школе являются: -общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; -осознание себя гражданином своей страны; -осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; 2 Приложение 1 Программы начального общего образования -знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы художественной литературы, традиции). Метапредметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются: -развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; -развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; -расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; -развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; -формирование мотивации к изучению иностранного языка; -владение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта. Предметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются: -овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); -умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы как звук, буква, слово. III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы: Я и моя семья. Учащиеся учатся называть членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д), говорить о возрасте, описывать черты характера, рассказывать об обязанностях по дому, писать и рассказывать о любимых занятиях/хобби членов семьи ,семейных праздниках и традициях, говорить о подарках и писать небольшие поздравления по образцу, рассказывать о покупках, вести диалоги о любимой еде, узнают о правилах поведения детей в британской семье. Я и мои друзья. Учащиеся учатся вести диалоги этикетного характера (знакомство, приветствие, прощание), учатся описывать внешность друзей, их черты характера, одежды, что умеют делать, учатся называть их возраст, имя, рассказывать о совместных увлечениях. Мой день. Учащиеся учатся писать и рассказывать о своем распорядке дня, занятиях в будни и выходные дни, ведут диалоги по теме (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, 3 Приложение 1 Программы начального общего образования диалог этикетного характера), узнают о занятиях британских школьников и сверстников в выходные дни. Мир моих увлечений. Учащиеся учатся рассказывать о любимых занятиях, играх, игрушках, книгах, телевизионных программах, учатся писать и рассказывать о любимых видах спорта. Дом/квартира. Учащиеся учатся вести диалоги и рассказывать о доме, квартире, описывать и называть различные комнаты, описывать предметы мебели и интерьера. Моя школа. Учащиеся учатся называть и описывать школьные принадлежности, описывать классную комнату, говорить об учебных предметах в школе, говорить о сходстве и различии между ними в Британии и родной стране, рассказывать о школьном распорядке дня ,о занятиях на уроке ,перемене и летних каникулах. Профессии. Учащиеся учатся описывать профессии членов семьи, писать и рассказывать о любимых и популярных профессиях, о планах на будущее, узнают о любимых профессиях и планах на будущее сверстников в англоязычных странах и России, ведут диалоги по теме. Мир вокруг меня. Учащиеся учатся писать и рассказывать о своем любимом питомце, животном, описывать цвет, размер, говорить о возрасте , что умеет и не умеет делать, знакомятся с флорой и фауной окружающей среды, учатся рассказывать о диких животных , рассказывать о своих впечатлениях после посещения цирка, зоопарка, фермы. Погода. Времена года . Путешествия. Учащиеся учатся описывать любимое время года, рассказывать о любимых занятиях в различную погоду, говорить об одежде в различное время года и погоду, рассказывать о совместном семейном путешествии, учатся говорить о погоде в своей стране, в своем регионе , о различных видах транспорта. Праздники и традиции. Учащиеся учатся говорить о своем Дне рождении, возрасте, о любимой праздничной еде, рассказывают о подготовки и праздновании Рождества, Нового года, учатся писать пожелания в открытках по образцу на английском языке. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности В русле говорения 1. Диалогическая форма Уметь вести: - этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации; - диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); - диалог-побуждение к действию. 2. Монологическая форма Уметь пользоваться: - основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей). В русле аудирования Воспринимать на слух и понимать: - речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное; 4 Приложение 1 Программы начального общего образования - небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации. В русле чтения Читать: - вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; - про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). В русле письма Владеть: - умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; - основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо. Языковые средства и навыки пользования ими Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее “r” (there is/there are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений. Интонация перечисления. Чтение по транскрипции изученных слов. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, project, portfolio, garage, tennis). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (суффиксы -еr, -от, -tion, -ist, -ful, -ly, -teen, -ty, -th) teach – teacher, friend – friendly, словосложение (postcard), конверсия (play – to play). Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Не speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами and и but. Сложноподчинённые предложения с союзом because. Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple. Неопределённая форма глагола. Глаголсвязка to be. Модальные глаголы can, may, must, have to. Глагольные конструкции “I’d like to ...”. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Притяжательный падеж имён существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределённые (some, any – некоторые случаи употребления). Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 30. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with. Социокультурная осведомлённость В процессе обучения английскому языку в начальной школе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на иностранном языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка. Общеучебные умения В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники: - совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); - овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; - совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; - учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; - учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема раздела Количество часов 2 класс (68 часов) Знакомство. Вводный модуль. 9 часов Я и моя семья. Вводный модуль. Дом\ квартира. Модуль 1«Мой дом». Я и мои друзья. Модуль 2 « мой день рождения». Мир вокруг меня. Модуль 3 « Животные». Мир моих увлечений. Модуль 4 «Коробка с игрушками». Погода. Времена года. Путешествия. Модуль 5 « Каникулы». 3 класс (68 часов) Моя школа. Вводный модуль. Модуль 1 «Школьные дни». Я и моя семья. Модуль 2 « Семейные моменты» Я и мои друзья. Модуль 3 «Все, что я люблю». Дом \ Квартира. Модуль 4 «Приходи поиграть». Модуль 6 « Дом, родной дом». Мир моих увлечений. 2 часа 11 часов 12 часов 11 часов 11 часов 12 часов 6 11 часов 3 часа 8 часов 8 часов 8 часов 14 часов 6 часов 8 часов 10 часов Приложение 1 Программы начального общего образования Модуль 4 «Приходи поиграть». Модуль 7 « Выходной день». Мир вокруг нас. Модуль 5 «Пушистые животные». Мой день. Модуль 8 «День за днем». 4 класс (68 часов) Я и моя семья. Вводный модуль. Модуль 1 « Я и мои друзья». Мир вокруг меня. Модуль 2 «Рабочий день» Модуль 3 «Сладкое угощение» Модуль 4 «В зоопарке» Мир моих увлечений. Модуль 5 «Где ты был вчера?» Модуль 6 «Расскажи сказку». Модуль 7 «Веселый день». Праздники и Традиции: Модуль 3«Сладкое угощение». Модуль 5 «Где ты был вчера?». Модуль 6«Расскажи сказку». 2 часа 8 часов 8 часов 9 часов Погода. Времена года. Путешествия. Модуль 8 «Путешествие» 8часов 7 11 часов 3 часа 8 часов 24 часа 8 часов 8 часов 8 часов 22 часов 7 часов 7 часов 8 часов 3 часа 1час 1час 1час