Рабочая программа предмета Основы светской этики

Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Основы светской этики»
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской
педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для
образовательных учреждений, учебника А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и
светской этики. Основы светской этики. 4 класс.». Требования ФГОС НОО проистекают из
Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит,
что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в
национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности.
Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок
не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и
формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их
родителей (законных представителей), а также выбора ими одного из предметов предметной
области «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» –
формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи реализации предмета «Основы светской этики»:
1. Знакомство учащихся с содержанием предмета «Основы светской этики»;
2. Развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческий
ценностей в жизни людей;
3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной
школе;
4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и
поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

1

Приложение 1 Программы начального общего образования
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживание им;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
8) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей её достижения, формирование умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный

2

Приложение 1 Программы начального общего образования
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.

1)
2)
3)
4)

5)

Требования к предметным результатам:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций
народов России;
осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия светской этики;
- значение этики в жизни человека;
- образцы нравственности в культурах разных народов;
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
- излагать своё мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнение творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по
выбранным темам.

III. Содержание учебного предмета

«Основы светской этики»

1) Первое полугодие
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика – наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в
окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру
поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель – основатель этической науки. Вековой человеческий опыт
о смысловой сущности норм поведения человека.

3

Приложение 1 Программы начального общего образования
Основные понятия: этика, вежливость, воспитанность.
Раздел 1. Этика общения
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Правила общения для всех. От добрых
правил – добрые слова и поступки. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и
поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением
людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с
нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и
поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Золотое правило нравственности. Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: добро и зло, тактичность, чуткость, деликатность, дружба, уважение.
Раздел 2. Этикет
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их
смысловое значение. История возникновения этикета. Значение этических норм, норм морали и
нравственной жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Правила этикета за
столом, умение пользоваться столовыми приборами. Правила соответствия школьному и
домашнему этикету. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в
пословицах. Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Нравственный,
творческий, ответственный гражданин России.
Основные понятия: этикет, опрятность, церемониал, церемониймейстер, слово, речь, образ,
поступок.
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеритстики. Взаимодействие
разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и
особенное в понятиях «дух», «душа», «духовность». Значение природы для человека, внимание и
доброе отношение человека к природе. Векоавой опят о природе. Многогранность и смысловое
знгачение понятия «Родина», взаимосвязь человека с Родиной. Смысловая характеристика понятия
«патриотизм». Ценностное содержание пословиц о Родине.
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и
других людей через общение и взаимодействие с ними.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность, природа, жизнь, человек, Родина,
Отчизна, патриотизм, человечность.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимы принципы коллективных
отношений. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе.
Нравственная установка поведения в коллективе.
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Самооценка, самоопределение и
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских
отношений. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Итоговое творческое сочинение : «Скажи себе сам».
Основные понятия:коллектив, личность, достоинство, доверие, индивидуальность, поддержка.

4

Приложение 1 Программы начального общего образования

2) Второе полугодие
Введение. Ежели вы вежливы и к этике не глухи
Золотое правило этики – его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил.
Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Основные понятия: жизнь, человек,
общечеловеческие ценности.

Раздел 5. Простые нравственные истины
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Различие
материальных и духовных ценностей, их смысловая значимость. Высокие смыслы жизни.
Благо жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник
жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная
взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сопереживание», «сострадание», « милосердие»,
«участие». Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть
противоположных понятий « благодарность» и «неблагодарность».
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Недопустимость недоброжелательности по
отношени. К любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Необходимость
следжования нравственным принципам в любых ситуациях с представителями различных
вероисповеданий.
Основные понятия: нравственный закон, истина, сочувствие, сопереживание, сострадание,
милосердие, участие, благодарность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 6. Душа обязана трудиться
Намерения и поступки, их соответсвие и несоответсвие. Следование добру как нравственная
установка в действиях человека. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных
действиях и поступках.
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Развитие нравственных норм жизни на основе
их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных
действиях. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей.
Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Гуманизм как этический
принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Вековой человеческий
опыт о понимании и прощении. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление
терпимости как обязательное условие взаимодействие с людьми различных национальностей.
Основные понятия:достоинство, гуманизм, гуманность, внутренний мир, бескорыстие,
понимание, прощение, нравственный выбор, терпимость.
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер
Основные формы общения. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые
правила векового опыта человечества, способстующие гармоничному общению.

5

Приложение 1 Программы начального общего образования
Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Практические действия для
сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Формирование привычки поступать в
соответствии с нравстенными нормами и правилами.
Взаимосвязь добра и терпения. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению
терпимости.
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со», ценностно-смысловая суть этих качеств, их
значимость для человека. Равнодушие и зависть как противопоставление нравственности. Образ
жизни неравнодушного человека.
Основные понятия: благородство, воспитанность, нравственность, опыт поведения, терпимость,
снисходительность, деликатность, этическая культура, равнодушие.

Раздел 8. Судьба и Родина едины
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Связь семьи и Родины. Ценностно-смысловые
оттенки этой связи. Основы чувства любви к матери и Родине. Патриот, гражданин – сын течества,
его защитник.
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений.
Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека.
Итоговое творческое сочинение «Слово, обращенное к себе».
Основные понятия: Родина, Отечество, семья, патриот, патрниотизм, гражданин, служение,
долг, мировоззрение.
IV. Тематическое планирование
Тема раздела
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения.
Этикет
Этика человеческих отношений.
Этика отношений в коллективе.
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи…
Простые нравственные истины.
Душа обязана трудиться
Посеешь поступок-пожнёшь характер.
Судьба и родина едины.
Итого

Количество часов
1 час
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
1 час
4 часа
4 часа
4 часа
4 часа
34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».