Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для образовательных учреждений, учебника А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.». Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими одного из предметов предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи реализации предмета «Основы светской этики»: 1. Знакомство учащихся с содержанием предмета «Основы светской этики»; 2. Развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческий ценностей в жизни людей; 3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; 4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 1 Приложение 1 Программы начального общего образования 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживание им; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Требования к метапредметным результатам: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; 7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 8) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 9) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 10) определение общей цели и путей её достижения, формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный 2 Приложение 1 Программы начального общего образования контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 1) 2) 3) 4) 5) Требования к предметным результатам: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; осознание ценности человеческой жизни. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса Знать/понимать: - основные понятия светской этики; - значение этики в жизни человека; - образцы нравственности в культурах разных народов; - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Уметь: - излагать своё мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов; - строить толерантные отношения в обществе; - применять полученные знания в социуме; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнение творческих заданий; - участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам. III. Содержание учебного предмета «Основы светской этики» 1) Первое полугодие Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека Этика – наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель – основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. 3 Приложение 1 Программы начального общего образования Основные понятия: этика, вежливость, воспитанность. Раздел 1. Этика общения Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: добро и зло, тактичность, чуткость, деликатность, дружба, уважение. Раздел 2. Этикет Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловое значение. История возникновения этикета. Значение этических норм, норм морали и нравственной жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах. Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России. Основные понятия: этикет, опрятность, церемониал, церемониймейстер, слово, речь, образ, поступок. Раздел 3. Этика человеческих отношений Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеритстики. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «дух», «душа», «духовность». Значение природы для человека, внимание и доброе отношение человека к природе. Векоавой опят о природе. Многогранность и смысловое знгачение понятия «Родина», взаимосвязь человека с Родиной. Смысловая характеристика понятия «патриотизм». Ценностное содержание пословиц о Родине. Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность, природа, жизнь, человек, Родина, Отчизна, патриотизм, человечность. Раздел 4. Этика отношений в коллективе Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимы принципы коллективных отношений. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Самооценка, самоопределение и самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношений. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Итоговое творческое сочинение : «Скажи себе сам». Основные понятия:коллектив, личность, достоинство, доверие, индивидуальность, поддержка. 4 Приложение 1 Программы начального общего образования 2) Второе полугодие Введение. Ежели вы вежливы и к этике не глухи Золотое правило этики – его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности. Раздел 5. Простые нравственные истины Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Различие материальных и духовных ценностей, их смысловая значимость. Высокие смыслы жизни. Благо жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Значимость и взаимосвязь этических понятий «сопереживание», «сострадание», « милосердие», «участие». Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий « благодарность» и «неблагодарность». Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Недопустимость недоброжелательности по отношени. К любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Необходимость следжования нравственным принципам в любых ситуациях с представителями различных вероисповеданий. Основные понятия: нравственный закон, истина, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность, доброжелательность, справедливость, тактичность. Раздел 6. Душа обязана трудиться Намерения и поступки, их соответсвие и несоответсвие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействие с людьми различных национальностей. Основные понятия:достоинство, гуманизм, гуманность, внутренний мир, бескорыстие, понимание, прощение, нравственный выбор, терпимость. Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер Основные формы общения. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способстующие гармоничному общению. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Формирование привычки поступать в соответствии с нравстенными нормами и правилами. Взаимосвязь добра и терпения. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Качества, обозначаемые словами с приставкой «со», ценностно-смысловая суть этих качеств, их значимость для человека. Равнодушие и зависть как противопоставление нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Основные понятия: благородство, воспитанность, нравственность, опыт поведения, терпимость, снисходительность, деликатность, этическая культура, равнодушие. Раздел 8. Судьба и Родина едины Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Связь семьи и Родины. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Основы чувства любви к матери и Родине. Патриот, гражданин – сын течества, его защитник. Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Итоговое творческое сочинение «Слово, обращенное к себе». Основные понятия: Родина, Отечество, семья, патриот, патрниотизм, гражданин, служение, долг, мировоззрение. IV. Тематическое планирование Тема раздела Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. Этика общения. Этикет Этика человеческих отношений. Этика отношений в коллективе. Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… Простые нравственные истины. Душа обязана трудиться Посеешь поступок-пожнёшь характер. Судьба и родина едины. Итого Количество часов 1 час 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 1 час 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 34 часа 6