Рабочая программа предмета Основы православной культуры

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Основы православной культуры»
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций
российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для
образовательных учреждений, учебника А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы православной культуры. 4- 5 классы». Требования ФГОС
НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14
которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности
в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности.
Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок
не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и
формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их
родителей (законных представителей), а также выбора ими одного из предметов предметной
области «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской
идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиознокультурной традиции.
Задачи учебного курса:
1. Познакомить обучающихся с основами православной культуры;
2. Развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные
обучающимися в начальной школе;
4. Сформировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
5. Развивать способности младших школьников к общению на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.

1

Приложение 1 Программы начального общего образования

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:
1) формировать у школьников гражданскую самоидентичность в ответственном
соотнесении себя с малой родиной, Отечеством, Российским государством;
2) продолжить формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств на
основе интереса к прошлому и настоящему своей малой родины;
3) воспитывать сознательное бережное отношение к калужской истории и культурному
наследию и на этой основе формировать основы нравственного поведения;
4) воспитывать чувство сопричастности к сохранению самобытных художественных
традиций калужского народного искусства;
5) воспитывать уважение к культуре русского народа и соотечественников-калужан,
воплотивших идеалы в художественном творчестве;
6) воспитывать бережное и вместе с тем критическое отношение к современному
зодчеству, желание быть причастными к созданию современного облика малой родины;
7) развивать эстетическое восприятие уникальных памятников культуры (архитектурных,
литературных, прикладного художественного творчества и др.);
8)
развивать «историческую» память школьников, познавательный интерес учащихся к
истории области, города, села и т.п., запечатлённой в православных храмах;
9) формировать позитивное отношение к любым проявлениям «творческой составляющей»
личности, в том числе собственной.

Требования к метапредметным результатам:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;



адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

2

Приложение 1 Программы начального общего образования


умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;



овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;



готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;



адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:



знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;



знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;



формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;



осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 В содержательной линии «История Калужского края»
1) совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических
событий в аспекте истории Отечества и малой родины;
2) дополнить исторические знания учащихся освоением фактов важнейших событий и
явлений истории родного города (села и т.п.);
3) дополнить знания о выдающихся личностях, составляющих образ малой родины
(Калужской области, родного города, села и т.п.):
 В содержательной линии «Культура Калужского края»
знакомить учащихся с историей области, города, села, запечатлённой в архитектурных
ансамблях православных храмов и монастырей Калужской области, храмовых росписях, преданиях
о жизни калужских святых как культурным наследием Калужского края

3

Приложение 1 Программы начального общего образования

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь;

Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить
толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
III. Содержание учебного предмета

«Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.
В содержательной линии «История Калужского края»
Важнейшие события и явлений истории родного города Калуги:
Проповедь преподобного священномученика Кукши Киево-Печерского Святого Евангелия
среди вятичей;
Калужский край в годы монголо-татарского ига. Козельск – «злой» город, оборона и
разрушение Козельска. Стояние на Угре, Угра – пояс Пресвятой Богородицы, преподобный Тихон
Калужский.
Калужский край во время Отечественной войны 1812 г.: тарутинский маневр,
малоярославецкое сражение, 25 октября 1812 г. Калужская икона Божией матери
В содержательной линии «Культура Калужского края»
Уникальность архитектурных сооружений Калуги и губернии (области) - «истории в камне»:
архитектурные ансамбли Православных храмов, например, Православные храмы города
Калуги: Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Георгиевский собор, Храм Покрова
Пресвятой Богородицы (Покрова «на рву» и др.) и монастырей Калужской области: СвятоВведенский мужской монастырь Оптина Пустынь (Козельский район), Рождества Богородицы
Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. (г. Боровск), Казанская Амвросиевская женская пустынь

4

Приложение 1 Программы начального общего образования
(пос. Шамординский Козельского района), Свято-Никольский Черноостровский женский
монастырь (г. Малоярославец), Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская
Свято-Тихонова Пустынь (с. Льва Толстого), Богородично-Рождественская девичья пустынь (с.
Барятино Дзержинского района и др.), монастыри города Калуги: Калужский Свято-Лаврентьев
мужской монастырь, Казанский Девичий женский монастырь,
Крестовоздвиженский
мужской монастырь и др.
В содержательной линии «Православные церкви и монастыри – центры духовной культуры
Калужского края»
1. Внешний облик архитектурных ансамблей, история их становления, основные вехи духовнопросветительской деятельности монастырей; имена, жизнь и ключевые идеи духовных наставлений
выдающихся подвижников, Преподобных старцев
(например, монастыри Калужской области):
Свято-Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь (Козельский район), Рождества
Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. (г. Боровск), Казанская Амвросиевская
женская пустынь (пос. Шамординский Козельского района), Свято-Никольский Черноостровский
женский монастырь (г. Малоярославец), Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
Калужская Свято-Тихонова Пустынь (с. Льва Толстого), Богородично-Рождественская девичья
пустынь (с. Барятино Дзержинского района и др.),
монастыри города Калуги: Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь, Казанский
Девичий женский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь и др.
2.
Святые Калужского края: святой преподобный Тихон Калужский, святой преподобный
Пафнутий Боровский, преподобные Отцы Старцы Оптинские, святой праведный Лаврентий
Калужский (строгое подвижничество и самоотверженное служение Богу и людям).
3. Роль монастырей как важных центров духовного просвещения народа.
4. Наиболее значимые Православные храмы города Калуги (например, Свято-Троицкий
кафедральный собор, Свято-Георгиевский собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова
«на рву»), Церковь Жен-Мироносиц, и др.) и области, с чудотворными иконами как частью духовной
культуры калужан;
5. Святыни храмов и монастырей - чудотворные иконы: история их обретения и чудотворения:
икона Божией Матери «Калужская» в Свято-Троицком соборе, в церкви Георгия «за верхом», икона
Божией Матери «Уточили моя печали» в церкви Георгия «за верхом, «Ломовская» («Ламская»)
икона Божией Матери в Богородично-Рождественской девичей пустыни (с. Барятино Дзержинского
района и др.).

Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Православные праздники»
«С чего начинается Родина»
Темы исследовательской работы:
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра
Невского, Дмитрия Донского или других)
Православный храм и другие святыни
Патриотизм многонационального народа в России

5

Приложение 1 Программы начального общего образования

IV. Тематическое планирование
Тема раздела
Количество часов
Россия – наша Родина
1 час
Основы религиозных культур и светской этики
29 часов
Духовные традиции многонационального народа
4 часа
России
Итого
34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».