Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики, программы «Основы религиозных культур и светской этики» для образовательных учреждений, учебника А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4- 5 классы». Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими одного из предметов предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиознокультурной традиции. Задачи учебного курса: 1. Познакомить обучающихся с основами православной культуры; 2. Развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе; 4. Сформировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 5. Развивать способности младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 1 Приложение 1 Программы начального общего образования II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: 1) формировать у школьников гражданскую самоидентичность в ответственном соотнесении себя с малой родиной, Отечеством, Российским государством; 2) продолжить формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств на основе интереса к прошлому и настоящему своей малой родины; 3) воспитывать сознательное бережное отношение к калужской истории и культурному наследию и на этой основе формировать основы нравственного поведения; 4) воспитывать чувство сопричастности к сохранению самобытных художественных традиций калужского народного искусства; 5) воспитывать уважение к культуре русского народа и соотечественников-калужан, воплотивших идеалы в художественном творчестве; 6) воспитывать бережное и вместе с тем критическое отношение к современному зодчеству, желание быть причастными к созданию современного облика малой родины; 7) развивать эстетическое восприятие уникальных памятников культуры (архитектурных, литературных, прикладного художественного творчества и др.); 8) развивать «историческую» память школьников, познавательный интерес учащихся к истории области, города, села и т.п., запечатлённой в православных храмах; 9) формировать позитивное отношение к любым проявлениям «творческой составляющей» личности, в том числе собственной. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 2 Приложение 1 Программы начального общего образования умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. В содержательной линии «История Калужского края» 1) совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий в аспекте истории Отечества и малой родины; 2) дополнить исторические знания учащихся освоением фактов важнейших событий и явлений истории родного города (села и т.п.); 3) дополнить знания о выдающихся личностях, составляющих образ малой родины (Калужской области, родного города, села и т.п.): В содержательной линии «Культура Калужского края» знакомить учащихся с историей области, города, села, запечатлённой в архитектурных ансамблях православных храмов и монастырей Калужской области, храмовых росписях, преданиях о жизни калужских святых как культурным наследием Калужского края 3 Приложение 1 Программы начального общего образования Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса Знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; Уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение; - готовить сообщения по выбранным темам. III. Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. В содержательной линии «История Калужского края» Важнейшие события и явлений истории родного города Калуги: Проповедь преподобного священномученика Кукши Киево-Печерского Святого Евангелия среди вятичей; Калужский край в годы монголо-татарского ига. Козельск – «злой» город, оборона и разрушение Козельска. Стояние на Угре, Угра – пояс Пресвятой Богородицы, преподобный Тихон Калужский. Калужский край во время Отечественной войны 1812 г.: тарутинский маневр, малоярославецкое сражение, 25 октября 1812 г. Калужская икона Божией матери В содержательной линии «Культура Калужского края» Уникальность архитектурных сооружений Калуги и губернии (области) - «истории в камне»: архитектурные ансамбли Православных храмов, например, Православные храмы города Калуги: Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Георгиевский собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова «на рву» и др.) и монастырей Калужской области: СвятоВведенский мужской монастырь Оптина Пустынь (Козельский район), Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. (г. Боровск), Казанская Амвросиевская женская пустынь 4 Приложение 1 Программы начального общего образования (пос. Шамординский Козельского района), Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь (г. Малоярославец), Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь (с. Льва Толстого), Богородично-Рождественская девичья пустынь (с. Барятино Дзержинского района и др.), монастыри города Калуги: Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь, Казанский Девичий женский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь и др. В содержательной линии «Православные церкви и монастыри – центры духовной культуры Калужского края» 1. Внешний облик архитектурных ансамблей, история их становления, основные вехи духовнопросветительской деятельности монастырей; имена, жизнь и ключевые идеи духовных наставлений выдающихся подвижников, Преподобных старцев (например, монастыри Калужской области): Свято-Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь (Козельский район), Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. (г. Боровск), Казанская Амвросиевская женская пустынь (пос. Шамординский Козельского района), Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь (г. Малоярославец), Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь (с. Льва Толстого), Богородично-Рождественская девичья пустынь (с. Барятино Дзержинского района и др.), монастыри города Калуги: Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь, Казанский Девичий женский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь и др. 2. Святые Калужского края: святой преподобный Тихон Калужский, святой преподобный Пафнутий Боровский, преподобные Отцы Старцы Оптинские, святой праведный Лаврентий Калужский (строгое подвижничество и самоотверженное служение Богу и людям). 3. Роль монастырей как важных центров духовного просвещения народа. 4. Наиболее значимые Православные храмы города Калуги (например, Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Георгиевский собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова «на рву»), Церковь Жен-Мироносиц, и др.) и области, с чудотворными иконами как частью духовной культуры калужан; 5. Святыни храмов и монастырей - чудотворные иконы: история их обретения и чудотворения: икона Божией Матери «Калужская» в Свято-Троицком соборе, в церкви Георгия «за верхом», икона Божией Матери «Уточили моя печали» в церкви Георгия «за верхом, «Ломовская» («Ламская») икона Божией Матери в Богородично-Рождественской девичей пустыни (с. Барятино Дзержинского района и др.). Примерные темы творческих работ: Темы сочинений: «Экскурсия в православный храм» «Православные святыни» «Православные праздники» «С чего начинается Родина» Темы исследовательской работы: Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) Православный храм и другие святыни Патриотизм многонационального народа в России 5 Приложение 1 Программы начального общего образования IV. Тематическое планирование Тема раздела Количество часов Россия – наша Родина 1 час Основы религиозных культур и светской этики 29 часов Духовные традиции многонационального народа 4 часа России Итого 34 часа 6