Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» города Калуги
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЮП« СПАСАТЕЛИ»
для 6 класса
Составила:
учитель ОБЖ
Илларионова Л.К.
2021 год
1.Пояснительная записка
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов
негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Одним из самых распространённых и
опасных явлений является пожар.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тысяч
пожаров, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них более 700 детей.
Сегодня учащиеся в школах, на уроках ОБЖ получают недостаточные знания по
пожарной безопасности, узнают об этом лишь поверхностно. Лишь углублённое изучение
истории создания пожарной охраны, причин пожаров, способов их тушения, а также
практические занятия по мерам пожарной безопасности являются мотивацией к изучению
пожарной тематике и применения знаний и навыков в предстоящей жизни.
Программа предусматривает углублённое изучение истории создания пожарной охраны,
причин пожаров, способов их тушения, а также практические занятия по мерам
пожарной безопасности.
Цель программы:
Способствовать формированию личности с активной гражданской позицией, знакомой с
мерами противопожарной безопасности, владеющей навыками пропаганды пожарнотехнических знаний направленных на предупреждение пожаров и действий при пожаре.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Расширить кругозор в области противопожарной безопасности.
2. Сформировать умения и навыки проведение противопожарной пропаганды,
действий с привычными средствами пожаротушения, при возникновении пожара.
Воспитательные:
1.
Воспитать преданность своей Родине на героических традициях органов МЧС
России.
2. Воспитать гуманное отношение к людям, ответственность, интерес к профессии
пожарного.
Развивающие:
1. Развить внимание, творческие способности, мышление.
2. Развить коммуникативные способности.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 6 класс (11-12 лет). Состав групп постоянный.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся в 6 классе по 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть).
Программа ЮДПД предусматривает также организацию работы с детскими садами,
учащихся начальных классов, классов среднего звена нашей школы.
Работа дружины проходит по следующим направлениям:
Информационное: создание стенгазет, боевых листов, ведение документации.
Пропагандистское: проведение разъяснительной работы по теме пожарной безопасности,
бесед, викторин, игр, экскурсий, конкурсы, соревнования, агитбригад.
Шефское: организация среди школьников младшего возраста конкурсов рисунков по теме
пожарной безопасности, помощь учителям начальных классов в проведении бесед,
соревнований, игр.
Место проведения занятий: школа
Методы, используемые на занятиях дополнительного образования:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая
Формы занятий
1. Теоретические: лекции, беседы, доклады, видео уроки, дискуссии, викторины.
2. Практические: практикум, деловые и ролевые игры, экскурсии, уроки творчества.
Формы и виды контроля:
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с
продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
«ДЮП»
В результате изучения данной программы в 6 классе обучающиеся получат возможность
формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Дружина юных
пожарных» обучающиеся должны достигнуть следующие результаты:
1. Личностные:
Знать основные моральные нормы (справедливость, взаимопомощь,
правдивость, честность, ответственность)
Создать условия для обретения опыта сопереживания и отношения к
поступкам и признавать свои поступки.
Уметь оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие»
или «плохие» с позиции общепринятых правил нравственного поведения.
Усвоить чувство доброжелательности, доверия, внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказания помощи тем, кто в ней
нуждается.
2. Метапредметные:
1. Регулятивные:
Определять цель в своей деятельности, искать средства её осуществления.
Составить план действий на достижение цели.
Оценивать степень успешности достижения цели.
Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости
от конкретных условий.
Понимать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из этой
ситуации.
2. Познавательные:
Уметь анализировать, обощать, классифицировать информацию, делать
выводы.
Строить речевые высказывания в устной форме.
Работать с информацией.
3. Коммуникативные:
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формулировать собственное мнение и позиции.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Предметными результатами освоения программы являются:
Знать правила пожарной безопасности, историю развития пожарной охраны,
пожарное дело.
Владеть теоретическими знаниями и применять их в жизненных ситуациях.
Организовать и проводить со сверстниками соревнования, игры, по ПБ.
Принимать активное участие в постановках сказок, агитбригадах.
Участвовать в выступлениях перед сверстниками.
Тематический план обучения
№
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
2.
История пожарного дела
3.
Причины
пожаров
жилом доме.
Спички - детям
игрушка.
4.
5.
6.
7.
8.
Всего
часов
Теория
4
в
2
4
4
4
4
Практик
а
2
Лекции
обсуждения
не
4
2
2
Действия
при
возникновении пожара.
4
2
2
Противопожарная
безопасность в школе.
4
2
2
Противопожарная
безопасность в лесу.
4
Первичные
средства
пожаротушения.
4
4
10.
Виды
и
назначение
огнетушителей.
4
3
1
11.
Пожарная безопасность в
местах
массового 6
скопления людей.
4
2
Травмы, полученные при 4
пожаре.
3
Меры
безопасности
проведении
мероприятий.
4
13.
14.
15.
16
пожарной
при
массовых
Противопожарная
профилактика.
6
2
1
Беседа
Тестирование
Участие
олимпиадах
Лекции,
Практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Наблюдения.
в
Зачеты
2
Экскурсия
6
4
2
Групповые
занятия
Изучение основ пожарно- 4
прикладного спорта
Роль
дружин
юных 4
пожарных
68
Всего часов
Фронтальный
опрос
Практические
занятия
4
2
12.
Форма
подведения
итогов по теме
Лекции
Правила
пользования
первичными средствами 4
пожаротушения.
9.
Форма
проведения
занятий
Беседа
4
Тренировки
4
Участие
конкурсах,
соревнованиях,
агитбригадах.
в
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Вводное занятие.4ч
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с
оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике
безопасности во время проведения занятий. Изготовление эмблем. Подбор девиза, песни.
2.История пожарного дела.4ч
Цели и задачи пожарной охраны. Посещение музея МЧС. Экскурсии. Посещение
пожарных частей города.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
3.Причины пожаров в жилом доме.4ч
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении.
Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
4.Спички - детям не игрушка.4ч
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место
хранения спичек.
5.Действия при возникновении пожара.4ч
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Эвакуация при пожаре из здания
школы.
Способы эвакуации. План эвакуации при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути
эвакуации школьников при пожаре.
Изготовление ватно-марлевых повязок.
6.Противопожарная безопасность в школе.4ч
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских
праздниках и утренниках.
Разработка памяток по противопожарной безопасности.
7.Участие в городских и областных олимпиадах по ПБ. 4ч
Подготовка к олимпиаде. Лекции. Беседы. Презентации. Тестирование.
8. Первичные средства пожаротушения.4ч
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение.
Подсобные средства тушения пожара.
Экскурсия в МЧС.
9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.4ч
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
10.Виды и назначение огнетушителей.4ч
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
Встреча с сотрудниками ВДПО.
11.Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. 6ч
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных
Сооружениях, в парках культуры и отдыха.
12.Травмы, полученные при пожарах.4ч
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
ПМП при травмах.
13.Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. 6ч
Правила пользования пиротехникой. Правильное изготовление новогодних костюмов и
украшений для ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
14. Противопожарная профилактика.6ч
Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
Проведение конкурсов, викторин, выступление агитбригады.
15. Изучение основ пожарно-прикладного спорта.4ч
Встреча с сотрудниками МЧС. Изучение строевой подготовки. Проведение конкурсов.
Соревнования по прикладному спорту.
16.Роль дружин юных пожарных.4ч
Проведение устного журнала среди учащихся школы: «Солдаты огненного фронта».
Подвиги пожарных в годы Великой Отечественной войны. О последнем бое с огнем
пожарных- Владимира Правика и Виктора Кибенка, о подвиге других пожарных
Чернобыля».
Организация работы с учащимися школы: «лист самоконтроля школьника».
Выступление агитбригады.
Проведение конкурсов, викторин, игр
Материально - техническое обеспечение:
Спортивный зал
Кабинет ОБЖ
Наглядные пособия, стенды в кабинете ОБЖ, учебники «ОБЖ»
Методические разработки внеклассных, викторин, игр, соревнований – кабинет
информатики (просмотр видеофильмов)
5. Фотоаппарат
6. Средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки), медицинская
аптечка.
1.
2.
3.
4.
Список литературы:
1. Аханченок А.Г. Юный пожарный. М. Россельхозиздат., 1977
2. Баландин А.А. Противопожарные мероприятия в школах, изд. 1980 г.
3. Виже Р.Е. 30 советов по пожарной безопасности. М.: Стройиздат, 1982 г.
4. Грани огня. Поэтический сборник. М.: Профиздат, 1982 г.
5. Лутошкин А.С. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981 г.
6. Микеев А.С. Добровольная пожарная охрана: М. Стройиздат, 1987 г.
7. Мир детства: Подросток: М.: Педагогика, 1989 г.
8. Медико-санитарная подготовка учащихся: М.: Просвещение, 1988 г.
9. Назаров Ю.П. На вахте пожарные добровольцы. М.: Стройиздат, 1987 г.
10. Попок Е.Л. Что бы не было пожара. М.: Просвещение, 1985 г.
11. Руткянян В.И. Защита жилых зданий от пожара. Москва, 1985 г.
12. Смирнов В.И. Пожарная безопасность в детских учреждениях. Россельхозиздат,
1980 г.
13. Смирнов В.И. Дружина юных пожарных. Москва, 1986 г.
14. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. М.:
Просвещение, 2008 г.
15. Шурков Н.И. Классный час и его организация, 1981 г.
16. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта, 2001 г.
17. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.
18. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
19. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.
20. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
21. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
22. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
23. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл.
Москва, «Просвещение», 2008 г.
24. «Основы безопасности жизни», научно-методический и
Информационный журнал, № 2, 2007 г.