Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Калуги ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЮП« СПАСАТЕЛИ» для 6 класса Составила: учитель ОБЖ Илларионова Л.К. 2021 год 1.Пояснительная записка В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Одним из самых распространённых и опасных явлений является пожар. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тысяч пожаров, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них более 700 детей. Сегодня учащиеся в школах, на уроках ОБЖ получают недостаточные знания по пожарной безопасности, узнают об этом лишь поверхностно. Лишь углублённое изучение истории создания пожарной охраны, причин пожаров, способов их тушения, а также практические занятия по мерам пожарной безопасности являются мотивацией к изучению пожарной тематике и применения знаний и навыков в предстоящей жизни. Программа предусматривает углублённое изучение истории создания пожарной охраны, причин пожаров, способов их тушения, а также практические занятия по мерам пожарной безопасности. Цель программы: Способствовать формированию личности с активной гражданской позицией, знакомой с мерами противопожарной безопасности, владеющей навыками пропаганды пожарнотехнических знаний направленных на предупреждение пожаров и действий при пожаре. Задачи программы: Образовательные: 1. Расширить кругозор в области противопожарной безопасности. 2. Сформировать умения и навыки проведение противопожарной пропаганды, действий с привычными средствами пожаротушения, при возникновении пожара. Воспитательные: 1. Воспитать преданность своей Родине на героических традициях органов МЧС России. 2. Воспитать гуманное отношение к людям, ответственность, интерес к профессии пожарного. Развивающие: 1. Развить внимание, творческие способности, мышление. 2. Развить коммуникативные способности. Возраст детей и сроки реализации программы Возраст обучающихся: 6 класс (11-12 лет). Состав групп постоянный. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Режим и форма проведения занятий Занятия проводятся в 6 классе по 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть). Программа ЮДПД предусматривает также организацию работы с детскими садами, учащихся начальных классов, классов среднего звена нашей школы. Работа дружины проходит по следующим направлениям: Информационное: создание стенгазет, боевых листов, ведение документации. Пропагандистское: проведение разъяснительной работы по теме пожарной безопасности, бесед, викторин, игр, экскурсий, конкурсы, соревнования, агитбригад. Шефское: организация среди школьников младшего возраста конкурсов рисунков по теме пожарной безопасности, помощь учителям начальных классов в проведении бесед, соревнований, игр. Место проведения занятий: школа Методы, используемые на занятиях дополнительного образования: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая Формы занятий 1. Теоретические: лекции, беседы, доклады, видео уроки, дискуссии, викторины. 2. Практические: практикум, деловые и ролевые игры, экскурсии, уроки творчества. Формы и виды контроля: Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы. Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «ДЮП» В результате изучения данной программы в 6 классе обучающиеся получат возможность формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» обучающиеся должны достигнуть следующие результаты: 1. Личностные: Знать основные моральные нормы (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) Создать условия для обретения опыта сопереживания и отношения к поступкам и признавать свои поступки. Уметь оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил нравственного поведения. Усвоить чувство доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказания помощи тем, кто в ней нуждается. 2. Метапредметные: 1. Регулятивные: Определять цель в своей деятельности, искать средства её осуществления. Составить план действий на достижение цели. Оценивать степень успешности достижения цели. Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий. Понимать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации. 2. Познавательные: Уметь анализировать, обощать, классифицировать информацию, делать выводы. Строить речевые высказывания в устной форме. Работать с информацией. 3. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Формулировать собственное мнение и позиции. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Предметными результатами освоения программы являются: Знать правила пожарной безопасности, историю развития пожарной охраны, пожарное дело. Владеть теоретическими знаниями и применять их в жизненных ситуациях. Организовать и проводить со сверстниками соревнования, игры, по ПБ. Принимать активное участие в постановках сказок, агитбригадах. Участвовать в выступлениях перед сверстниками. Тематический план обучения № Тема занятия 1. Вводное занятие. 2. История пожарного дела 3. Причины пожаров жилом доме. Спички - детям игрушка. 4. 5. 6. 7. 8. Всего часов Теория 4 в 2 4 4 4 4 Практик а 2 Лекции обсуждения не 4 2 2 Действия при возникновении пожара. 4 2 2 Противопожарная безопасность в школе. 4 2 2 Противопожарная безопасность в лесу. 4 Первичные средства пожаротушения. 4 4 10. Виды и назначение огнетушителей. 4 3 1 11. Пожарная безопасность в местах массового 6 скопления людей. 4 2 Травмы, полученные при 4 пожаре. 3 Меры безопасности проведении мероприятий. 4 13. 14. 15. 16 пожарной при массовых Противопожарная профилактика. 6 2 1 Беседа Тестирование Участие олимпиадах Лекции, Практические занятия Лекции, практические занятия Наблюдения. в Зачеты 2 Экскурсия 6 4 2 Групповые занятия Изучение основ пожарно- 4 прикладного спорта Роль дружин юных 4 пожарных 68 Всего часов Фронтальный опрос Практические занятия 4 2 12. Форма подведения итогов по теме Лекции Правила пользования первичными средствами 4 пожаротушения. 9. Форма проведения занятий Беседа 4 Тренировки 4 Участие конкурсах, соревнованиях, агитбригадах. в КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 1.Вводное занятие.4ч Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Изготовление эмблем. Подбор девиза, песни. 2.История пожарного дела.4ч Цели и задачи пожарной охраны. Посещение музея МЧС. Экскурсии. Посещение пожарных частей города. Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. 3.Причины пожаров в жилом доме.4ч Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. 4.Спички - детям не игрушка.4ч Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. 5.Действия при возникновении пожара.4ч Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Эвакуация при пожаре из здания школы. Способы эвакуации. План эвакуации при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре. Изготовление ватно-марлевых повязок. 6.Противопожарная безопасность в школе.4ч Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Разработка памяток по противопожарной безопасности. 7.Участие в городских и областных олимпиадах по ПБ. 4ч Подготовка к олимпиаде. Лекции. Беседы. Презентации. Тестирование. 8. Первичные средства пожаротушения.4ч Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Экскурсия в МЧС. 9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.4ч Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем. 10.Виды и назначение огнетушителей.4ч Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Встреча с сотрудниками ВДПО. 11.Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. 6ч Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных Сооружениях, в парках культуры и отдыха. 12.Травмы, полученные при пожарах.4ч Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. ПМП при травмах. 13.Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. 6ч Правила пользования пиротехникой. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшений для ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации. 14. Противопожарная профилактика.6ч Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками. Проведение конкурсов, викторин, выступление агитбригады. 15. Изучение основ пожарно-прикладного спорта.4ч Встреча с сотрудниками МЧС. Изучение строевой подготовки. Проведение конкурсов. Соревнования по прикладному спорту. 16.Роль дружин юных пожарных.4ч Проведение устного журнала среди учащихся школы: «Солдаты огненного фронта». Подвиги пожарных в годы Великой Отечественной войны. О последнем бое с огнем пожарных- Владимира Правика и Виктора Кибенка, о подвиге других пожарных Чернобыля». Организация работы с учащимися школы: «лист самоконтроля школьника». Выступление агитбригады. Проведение конкурсов, викторин, игр Материально - техническое обеспечение: Спортивный зал Кабинет ОБЖ Наглядные пособия, стенды в кабинете ОБЖ, учебники «ОБЖ» Методические разработки внеклассных, викторин, игр, соревнований – кабинет информатики (просмотр видеофильмов) 5. Фотоаппарат 6. Средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки), медицинская аптечка. 1. 2. 3. 4. Список литературы: 1. Аханченок А.Г. Юный пожарный. М. Россельхозиздат., 1977 2. Баландин А.А. Противопожарные мероприятия в школах, изд. 1980 г. 3. Виже Р.Е. 30 советов по пожарной безопасности. М.: Стройиздат, 1982 г. 4. Грани огня. Поэтический сборник. М.: Профиздат, 1982 г. 5. Лутошкин А.С. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981 г. 6. Микеев А.С. Добровольная пожарная охрана: М. Стройиздат, 1987 г. 7. Мир детства: Подросток: М.: Педагогика, 1989 г. 8. Медико-санитарная подготовка учащихся: М.: Просвещение, 1988 г. 9. Назаров Ю.П. На вахте пожарные добровольцы. М.: Стройиздат, 1987 г. 10. Попок Е.Л. Что бы не было пожара. М.: Просвещение, 1985 г. 11. Руткянян В.И. Защита жилых зданий от пожара. Москва, 1985 г. 12. Смирнов В.И. Пожарная безопасность в детских учреждениях. Россельхозиздат, 1980 г. 13. Смирнов В.И. Дружина юных пожарных. Москва, 1986 г. 14. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Просвещение, 2008 г. 15. Шурков Н.И. Классный час и его организация, 1981 г. 16. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта, 2001 г. 17. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г. 18. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г. 19. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г. 20. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г. 21. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г. 22. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г. 23. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл. Москва, «Просвещение», 2008 г. 24. «Основы безопасности жизни», научно-методический и Информационный журнал, № 2, 2007 г.