Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вокальной студии «Гармония» на 2020 - 2021 учебный год (5-7 классы) Разработчик программы: учитель музыки Зайцева Валерия Викторовна 2021 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно - ориентированного подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству обеспечивало существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе и развивало в каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, что такие педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребёнка. А в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения досуга как подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и формирования эстетического вкуса подрастающего поколения. Быстрый рост рынка современных технологических средств, таких как видео, музыкальных центров с DVD проигрывателями, компьютеров, караоке, синтезаторов, всё это создаёт условия для дальнейшего роста популярности эстрадного пения и возможностей исполнения песни в быту. Используя современные технические средства и методики, обучать детей грамотному вокальному пению. Цель. Способствовать формированию личности с развитым музыкально-эстетическим вкусом, обладающей широким кругозором, ориентированной на основы мировой музыкальной культуры, на основе исполнения лучших образцов отечественного, народного, зарубежного песенного материала. Задачи: Обучающие 1.Расширять кругозор детей в области детского песенного творчества, мировой музыкальной культуры. 2. Учить детей правильному использованию своего голосового аппарата. 3. Учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене. 4. Учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену. 5.Формировать исполнительские навыки. Воспитательные 1. Активизировать гражданскую позицию детей посредством выбранного материала (патриотическая и народная песня); 2. Воспитывать культуру общения и поведения. Развивающие 1. Развивать навыки сольного пения. 2. Развивать память, внимание, воображение. 3. Развивать музыкально-ритмические способности. 4. Развивать эстетический вкус посредством приобщения к современному эстрадному искусству. Возраст детей и сроки реализации программы Возраст обучающихся: 5-7 класс (10-13 лет). Состав групп постоянный. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Режим и форма проведения занятий Занятия проводятся в 5-7 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность). Место проведения занятий: школа Методы, используемые на занятиях дополнительного образования: В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. Формы проведения занятий: Занятие-игра; концерт; репетиция; встреча с интересными людьми; презентация; творческая мастерская Формы и виды контроля Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы. Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Гармония» В результате изучения данной программы в 5-7 классе обучающиеся получат возможность формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. К концу обучения дети знают и умеют: как правильно использовать дыхание; виды дыхания; из каких стадий состоит (вдыхание или инспирация, задержка набранного воздуха, выдыхание или экспирация); какая бывает атака (твёрдая, мягкая, придыхательная); не напрягать связки во время исполнения; уверенно и свободно держаться на сцене. Усвоение программы возможно по трём уровням: низкий, средний, высокий УРОВНИ ЗНАЮТ УМЕЮТ Низкий - правила поведения на -правильно сидеть или стоять при занятиях; пении; - технику безопасности на -брать дыхание; занятиях, гигиену голоса; - работать над кантиленой на - музыкальные термины на коротких фразах; бытовом уровне (отрывисто, -петь естественным голосом; плавно, громко, тихо); - работать в диапазоне одной октавы. Средний - правила поведения на - правильно сидеть или стоять при занятиях; пении; - технику безопасности на - работать над кантиленой на занятиях, гигиену голоса; коротких фразах; названия основных -петь естественным голосом; музыкальных жанров, их - работать в диапазоне 1-1,5 особенности; октавы; - понятие звуковысотность; - принимать и сохранять цели и строение голосового задачи учебной деятельности; аппарата; - планировать свою деятельность основные музыкальные с помощью взрослого; термины, их названия и формировать правильное содержание; звукообразование и дикцию; - брать правильное дыхание; основные интервалы. Высокий музыкальные - слушать чистоту интонации. технику безопасности на занятиях, гигиену голоса; названия основных музыкальных жанров, их особенности; - понятие звуковысотность; строение голосового аппарата; основные музыкальные термины, их названия и содержание; основные музыкальные интервалы; содержание основных художественных стилей, имена их представителей и название работ; основные упражнения, вокализы. - работать над кантиленой на коротких фразах; - петь естественным голосом; - работать в диапазоне 1,5 октавы; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать правильное звукообразование и дикцию; - брать правильное дыхание; - слушать чистоту интонации, планировать свою деятельность, - находить оригинальные способы выполнения поставленной творческой задачи; - правильно выполнять все упражнения и вокализы; - выравнивать интонацию; - петь на опоре с правильной дикцией; - анализировать музыкальные произведения различных жанров Предметные результаты: развитый художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному творчеству; развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека; общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности; готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. Метапредметные результаты: наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Личностные результаты: укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач; развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. Дата проведени я КолТема. Содержание во часов 1 Занятие - знакомство, инструктаж по ТБ. 1 Постановка певческой задачи, расширение представления о жанре «Эстрадное пение» 1 Понятие «манера исполнения» Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образноэмоциональные 4. 1 Индивидуальное прослушивание Подбор песенного репертуара 5. 1 Понятие фонограмма, её виды и особенности 6. 1 Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок» 7 1 8 1 9 1 10 1 Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения Знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями Индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения 11 1 Разучивание песенного репертуара сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Подбирать собственный песенный репертуар Определять виды фонограмм, используемых при исполнении песен Определять минусовки с содержанием мелодии и без неё Исполнять музыкальные произведения сольно Овладеть культурой использования микрофона при выступлении на сцене Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкальноисполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение Воспроизводить эмоционально текст песен 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 20 1 21 1 Знакомство с понятием Разучить основные «сценическое движение», хореографические «сценическая пластика» движения, используемые при выступлении на сцене Просмотр видиозаписи-примера Анализировать эстрадно-вокальной композиции с качество исполнения включением хореографических эстрадных элементов композиций Пение учебно-тренировочного Осуществлять материала с введением элементов музыкальнохореографии в рамках жанра исполнительский эстрадной песни. замысел в музыкальнопоэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. Распознавать художественный смысл различных форм построения Знакомство с понятием преобразовывать «сценический имидж», приёмы его познавательную создания задачу в Знакомство с понятием – культура практическую. - ориентироваться в эстрадного мастерства Знакомство с понятием – образ разнообразии способов решения песни Выявление певческой наклонности задач. - договариваться о обучающихся Индивидуальный подбор распределении функций и ролей в песенного материала совместной деятельности; работать в паре, группе Индивидуальная работа с Приобретать опыт обучающимися по составлению музыкальноисполнительского плана песни творческой через Введение тренировочных занятий деятельности по формированию навыков слушание, исполнение и сценического мастерства 22 1 Индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен 23 1 24 1 25-27 3 Знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль Слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара. 28 1 29-30 2 31 1 32-34 3 35 1 сочинение. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. выполнять учебные действия в качестве слушателя. - использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. - адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Осуществлять музыкальноисполнительский замысел в коллективном творчестве. Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) Знакомство с понятием «бек-вокал» Определять и его роль в эстрадном жанре музыкальные композиции, в которых используется «бек-вокал» Подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия Отчетный концерт Применять полученные знания при выступлении на сцене Материально-техническое обеспечение 1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980 2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983 3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972 4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982 5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982 6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003 7. Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998 8. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984 9. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977 10. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976 11. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002 12. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год. 13. Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год. 14. Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год. 15. Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год. 16. Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год. 17. Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год. 18. Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год. 1. 2. 3. 4. 5. Литература для детей. «Молодежная эстрада» журналы «Молодежный меридиан» журналы «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986 «100 композиторов» М.,1997 А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986