Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вокальной студии «Гармония»
на 2020 - 2021 учебный год
(5-7 классы)
Разработчик программы:
учитель музыки
Зайцева Валерия Викторовна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается
соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно
в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать
певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует
развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого
самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и
современных песен с музыкальным сопровождением.
В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно - ориентированного
подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству обеспечивало
существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе и
развивало в каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, что такие
педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребёнка. А
в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения досуга как
подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и
формирования эстетического вкуса подрастающего поколения.
Быстрый рост рынка современных технологических средств, таких как видео, музыкальных
центров с DVD проигрывателями, компьютеров, караоке, синтезаторов, всё это создаёт
условия для дальнейшего роста популярности эстрадного пения и возможностей
исполнения песни в быту. Используя современные технические средства и методики,
обучать детей грамотному вокальному пению.
Цель. Способствовать формированию личности с развитым музыкально-эстетическим
вкусом, обладающей широким кругозором, ориентированной на основы мировой
музыкальной культуры, на основе исполнения лучших образцов отечественного,
народного, зарубежного песенного материала.
Задачи:
Обучающие
1.Расширять кругозор детей в области детского песенного творчества, мировой
музыкальной культуры.
2. Учить детей правильному использованию своего голосового аппарата.
3. Учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене.
4. Учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену.
5.Формировать исполнительские навыки.
Воспитательные
1. Активизировать гражданскую позицию детей посредством выбранного материала
(патриотическая и народная песня);
2. Воспитывать культуру общения и поведения.
Развивающие
1. Развивать навыки сольного пения.
2. Развивать память, внимание, воображение.
3. Развивать музыкально-ритмические способности.
4. Развивать эстетический вкус посредством приобщения к современному эстрадному
искусству.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 5-7 класс (10-13 лет). Состав групп постоянный.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся в 5-7 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая
деятельность).
Место проведения занятий: школа
Методы, используемые на занятиях дополнительного образования:
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества,
метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее
практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда
ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов,
в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой
деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и
оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени –
умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода
поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа
над проектом.
Формы проведения занятий:
Занятие-игра;
концерт;
репетиция;
встреча с интересными людьми;
презентация;
творческая мастерская
Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с
продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
«Гармония»
В результате изучения данной программы в 5-7 классе обучающиеся получат возможность
формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
К концу обучения дети знают и умеют:
как правильно использовать дыхание;
виды дыхания;
из каких стадий состоит (вдыхание или инспирация, задержка набранного воздуха,
выдыхание или экспирация);
какая бывает атака (твёрдая, мягкая, придыхательная);
не напрягать связки во время исполнения;
уверенно и свободно держаться на сцене.
Усвоение программы возможно по трём уровням: низкий, средний, высокий
УРОВНИ
ЗНАЮТ
УМЕЮТ
Низкий
- правила поведения на -правильно сидеть или стоять при
занятиях;
пении;
- технику безопасности на -брать дыхание;
занятиях, гигиену голоса;
- работать над кантиленой на
- музыкальные термины на коротких фразах;
бытовом уровне (отрывисто, -петь естественным голосом;
плавно, громко, тихо);
- работать в диапазоне одной
октавы.
Средний
- правила поведения на - правильно сидеть или стоять при
занятиях;
пении;
- технику безопасности на - работать над кантиленой на
занятиях, гигиену голоса;
коротких фразах;
названия
основных -петь естественным голосом;
музыкальных
жанров,
их - работать в диапазоне 1-1,5
особенности;
октавы;
- понятие звуковысотность;
- принимать и сохранять цели и
строение
голосового задачи учебной деятельности;
аппарата;
- планировать свою деятельность
основные
музыкальные с помощью взрослого;
термины, их названия и формировать
правильное
содержание;
звукообразование и дикцию;
- брать правильное дыхание;
основные
интервалы.
Высокий
музыкальные - слушать чистоту интонации.
технику безопасности на
занятиях, гигиену голоса;
названия
основных
музыкальных
жанров,
их
особенности;
- понятие звуковысотность;
строение
голосового
аппарата;
основные
музыкальные
термины, их названия и
содержание;
основные
музыкальные
интервалы;
содержание
основных
художественных стилей, имена
их представителей и название
работ;
основные
упражнения,
вокализы.
- работать над кантиленой на
коротких фразах;
- петь естественным голосом;
- работать в диапазоне 1,5 октавы;
- принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности;
формировать
правильное
звукообразование и дикцию;
- брать правильное дыхание;
- слушать чистоту интонации,
планировать свою деятельность,
- находить оригинальные способы
выполнения
поставленной
творческой задачи;
- правильно выполнять все
упражнения и вокализы;
- выравнивать интонацию;
- петь на опоре с правильной
дикцией;
- анализировать музыкальные
произведения различных жанров
Предметные результаты:
развитый художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному творчеству;
развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке, как способе выражения духовных
переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном
развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной
самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных
видах внеурочной деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений,
импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных
музыкальных творческих задач;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
Дата
проведени
я
КолТема. Содержание
во
часов
1
Занятие - знакомство, инструктаж
по ТБ.
1
Постановка певческой задачи,
расширение представления о
жанре «Эстрадное пение»
1
Понятие «манера исполнения»
Сравнивать
музыкальные
произведения
разных жанров.
Соотносить
основные образноэмоциональные
4.
1
Индивидуальное прослушивание
Подбор песенного репертуара
5.
1
Понятие фонограмма, её виды и
особенности
6.
1
Слушание и анализ «плюсовок» и
«минусовок»
7
1
8
1
9
1
10
1
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
формирование вокальных навыков
в жанре эстрадного пения
Знакомство
с
техническим
устройством – микрофон, его
типами (стационарный проводной,
радиомикрофон) и возможностями
Индивидуальная
работа
с
обучающимися по формированию
технических умений и навыков
работы с микрофоном
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
формирование вокальных навыков
в жанре эстрадного пения
11
1
Разучивание песенного репертуара
сферы музыки,
специфические
особенности
произведений
разных жанров.
Подбирать
собственный
песенный репертуар
Определять
виды
фонограмм,
используемых
при
исполнении песен
Определять
минусовки с
содержанием
мелодии и без неё
Исполнять
музыкальные
произведения сольно
Овладеть культурой
использования
микрофона
при
выступлении на сцене
Исполнять различные
по
характеру
музыкальные
произведения.
Осуществлять
музыкальноисполнительский
замысел
в
коллективном
творчестве.
Корректировать
собственное
исполнение
Воспроизводить
эмоционально текст
песен
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
Знакомство
с
понятием Разучить
основные
«сценическое
движение», хореографические
«сценическая пластика»
движения,
используемые
при
выступлении на сцене
Просмотр
видиозаписи-примера Анализировать
эстрадно-вокальной композиции с качество исполнения
включением
хореографических эстрадных
элементов
композиций
Пение
учебно-тренировочного Осуществлять
материала с введением элементов музыкальнохореографии в рамках жанра исполнительский
эстрадной песни.
замысел в
музыкальнопоэтическом
творчестве и
корректировать
собственное
исполнение.
Распознавать
художественный
смысл различных
форм построения
Знакомство
с
понятием преобразовывать
«сценический имидж», приёмы его познавательную
создания
задачу
в
Знакомство с понятием – культура практическую.
- ориентироваться в
эстрадного мастерства
Знакомство с понятием – образ разнообразии
способов
решения
песни
Выявление певческой наклонности задач.
- договариваться о
обучающихся
Индивидуальный
подбор распределении
функций и ролей в
песенного материала
совместной
деятельности;
работать
в
паре,
группе
Индивидуальная
работа
с Приобретать
опыт
обучающимися по составлению музыкальноисполнительского плана песни
творческой
через
Введение тренировочных занятий деятельности
по
формированию
навыков слушание,
исполнение
и
сценического мастерства
22
1
Индивидуальная
работа
с
обучающимися
по
созданию
сценического образа исполняемых
песен
23
1
24
1
25-27
3
Знакомство
с
понятием
–
вокальный эстрадный ансамбль
Слушание
записей
примеров
вокального ансамбля в рамках
жанра эстрадного пения
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
развитие навыков ансамблевого
эстрадного
пения
(унисон,
двухголосие)
и
разучивание
песенного репертуара.
28
1
29-30
2
31
1
32-34
3
35
1
сочинение.
Исполнять различные
по
характеру
музыкальные
произведения.
выполнять учебные
действия в качестве
слушателя.
- использовать общие
приемы
решения
задач;
ориентироваться в информационном
материале.
- адекватно оценивать
собственное
поведение;
воспринимать
музыкальное
произведение
и
мнение других людей
о музыке
Осуществлять
музыкальноисполнительский
замысел
в
коллективном
творчестве.
Знакомство
с
приёмами
ансамблевого исполнения-солист +
подпевка, смена солистов
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
развитие ансамблевого эстрадного
пения (унисон, двухголосие)
Знакомство с понятием «бек-вокал» Определять
и его роль в эстрадном жанре
музыкальные
композиции,
в
которых используется
«бек-вокал»
Подготовка к творческому отчёту в
рамках
представленного
мероприятия
Отчетный концерт
Применять
полученные знания
при выступлении на
сцене
Материально-техническое обеспечение
1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
7. Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и
методика музыкального образования детей» М., 1998
8. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
9. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
10. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
11. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун,
А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
12. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.
13. Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год.
14. Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год.
15. Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год.
16. Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
17. Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
18. Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.
1.
2.
3.
4.
5.
Литература для детей.
«Молодежная эстрада» журналы
«Молодежный меридиан» журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
«100 композиторов» М.,1997
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986