РП Дополнительного образования Гармония 5-7классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вокальной студии «Гармония»

на 2020 - 2021 учебный год

(5-7 классы)

Разработчик программы:
учитель музыки
Зайцева Валерия Викторовна

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается
соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно
в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать
певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует
развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого
самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и
современных песен с музыкальным сопровождением.
В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно - ориентированного
подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству обеспечивало
существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе и
развивало в каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, что такие
педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребёнка. А
в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения досуга как
подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и
формирования эстетического вкуса подрастающего поколения.
Быстрый рост рынка современных технологических средств, таких как видео, музыкальных
центров с DVD проигрывателями, компьютеров, караоке, синтезаторов, всё это создаёт
условия для дальнейшего роста популярности эстрадного пения и возможностей
исполнения песни в быту. Используя современные технические средства и методики,
обучать детей грамотному вокальному пению.
Цель. Способствовать формированию личности с развитым музыкально-эстетическим
вкусом, обладающей широким кругозором, ориентированной на основы мировой
музыкальной культуры, на основе исполнения лучших образцов отечественного,
народного, зарубежного песенного материала.
Задачи:
Обучающие
1.Расширять кругозор детей в области детского песенного творчества, мировой
музыкальной культуры.
2. Учить детей правильному использованию своего голосового аппарата.
3. Учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене.
4. Учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену.
5.Формировать исполнительские навыки.
Воспитательные
1. Активизировать гражданскую позицию детей посредством выбранного материала
(патриотическая и народная песня);
2. Воспитывать культуру общения и поведения.
Развивающие
1. Развивать навыки сольного пения.
2. Развивать память, внимание, воображение.
3. Развивать музыкально-ритмические способности.
4. Развивать эстетический вкус посредством приобщения к современному эстрадному
искусству.

Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 5-7 класс (10-13 лет). Состав групп постоянный.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся в 5-7 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая
деятельность).
Место проведения занятий: школа
Методы, используемые на занятиях дополнительного образования:
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества,
метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее
практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда
ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов,
в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой
деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и
оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени –
умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода
поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа
над проектом.
Формы проведения занятий:

Занятие-игра;

концерт;

репетиция;

встреча с интересными людьми;

презентация;

творческая мастерская

Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с
продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
«Гармония»
В результате изучения данной программы в 5-7 классе обучающиеся получат возможность
формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
К концу обучения дети знают и умеют:
 как правильно использовать дыхание;


виды дыхания;



из каких стадий состоит (вдыхание или инспирация, задержка набранного воздуха,
выдыхание или экспирация);



какая бывает атака (твёрдая, мягкая, придыхательная);



не напрягать связки во время исполнения;



уверенно и свободно держаться на сцене.

Усвоение программы возможно по трём уровням: низкий, средний, высокий
УРОВНИ
ЗНАЮТ
УМЕЮТ
Низкий
- правила поведения на -правильно сидеть или стоять при
занятиях;
пении;
- технику безопасности на -брать дыхание;
занятиях, гигиену голоса;
- работать над кантиленой на
- музыкальные термины на коротких фразах;
бытовом уровне (отрывисто, -петь естественным голосом;
плавно, громко, тихо);
- работать в диапазоне одной
октавы.
Средний
- правила поведения на - правильно сидеть или стоять при
занятиях;
пении;
- технику безопасности на - работать над кантиленой на
занятиях, гигиену голоса;
коротких фразах;
названия
основных -петь естественным голосом;
музыкальных
жанров,
их - работать в диапазоне 1-1,5
особенности;
октавы;
- понятие звуковысотность;
- принимать и сохранять цели и
строение
голосового задачи учебной деятельности;
аппарата;
- планировать свою деятельность
основные
музыкальные с помощью взрослого;
термины, их названия и формировать
правильное
содержание;
звукообразование и дикцию;
- брать правильное дыхание;

основные
интервалы.
Высокий

музыкальные - слушать чистоту интонации.

технику безопасности на
занятиях, гигиену голоса;
названия
основных
музыкальных
жанров,
их
особенности;
- понятие звуковысотность;
строение
голосового
аппарата;
основные
музыкальные
термины, их названия и
содержание;
основные
музыкальные
интервалы;
содержание
основных
художественных стилей, имена
их представителей и название
работ;
основные
упражнения,
вокализы.

- работать над кантиленой на
коротких фразах;
- петь естественным голосом;
- работать в диапазоне 1,5 октавы;
- принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности;
формировать
правильное
звукообразование и дикцию;
- брать правильное дыхание;
- слушать чистоту интонации,
планировать свою деятельность,
- находить оригинальные способы
выполнения
поставленной
творческой задачи;
- правильно выполнять все
упражнения и вокализы;
- выравнивать интонацию;
- петь на опоре с правильной
дикцией;
- анализировать музыкальные
произведения различных жанров

Предметные результаты:
 развитый художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному творчеству;
 развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке, как способе выражения духовных
переживаний человека;
 общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном
развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
 представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной
самобытности музыкального искусства разных народов;
 использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных
видах внеурочной деятельности;
 готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
 участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений,
импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:



наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.









Личностные результаты:
 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
 продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных
музыкальных творческих задач;
 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

3.

Дата
проведени
я

КолТема. Содержание
во
часов
1
Занятие - знакомство, инструктаж
по ТБ.
1
Постановка певческой задачи,
расширение представления о
жанре «Эстрадное пение»
1
Понятие «манера исполнения»

Сравнивать
музыкальные
произведения
разных жанров.
Соотносить
основные образноэмоциональные

4.

1

Индивидуальное прослушивание
Подбор песенного репертуара

5.

1

Понятие фонограмма, её виды и
особенности

6.

1

Слушание и анализ «плюсовок» и
«минусовок»

7

1

8

1

9

1

10

1

Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
формирование вокальных навыков
в жанре эстрадного пения
Знакомство
с
техническим
устройством – микрофон, его
типами (стационарный проводной,
радиомикрофон) и возможностями
Индивидуальная
работа
с
обучающимися по формированию
технических умений и навыков
работы с микрофоном
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
формирование вокальных навыков
в жанре эстрадного пения

11

1

Разучивание песенного репертуара

сферы музыки,
специфические
особенности
произведений
разных жанров.
Подбирать
собственный
песенный репертуар
Определять
виды
фонограмм,
используемых
при
исполнении песен
Определять
минусовки с
содержанием
мелодии и без неё
Исполнять
музыкальные
произведения сольно
Овладеть культурой
использования
микрофона
при
выступлении на сцене

Исполнять различные
по
характеру
музыкальные
произведения.
Осуществлять
музыкальноисполнительский
замысел
в
коллективном
творчестве.
Корректировать
собственное
исполнение
Воспроизводить
эмоционально текст
песен

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

Знакомство
с
понятием Разучить
основные
«сценическое
движение», хореографические
«сценическая пластика»
движения,
используемые
при
выступлении на сцене
Просмотр
видиозаписи-примера Анализировать
эстрадно-вокальной композиции с качество исполнения
включением
хореографических эстрадных
элементов
композиций
Пение
учебно-тренировочного Осуществлять
материала с введением элементов музыкальнохореографии в рамках жанра исполнительский
эстрадной песни.
замысел в
музыкальнопоэтическом
творчестве и
корректировать
собственное
исполнение.
Распознавать
художественный
смысл различных
форм построения
Знакомство
с
понятием преобразовывать
«сценический имидж», приёмы его познавательную
создания
задачу
в
Знакомство с понятием – культура практическую.
- ориентироваться в
эстрадного мастерства
Знакомство с понятием – образ разнообразии
способов
решения
песни
Выявление певческой наклонности задач.
- договариваться о
обучающихся
Индивидуальный
подбор распределении
функций и ролей в
песенного материала
совместной
деятельности;
работать
в
паре,
группе
Индивидуальная
работа
с Приобретать
опыт
обучающимися по составлению музыкальноисполнительского плана песни
творческой
через
Введение тренировочных занятий деятельности
по
формированию
навыков слушание,
исполнение
и
сценического мастерства

22

1

Индивидуальная
работа
с
обучающимися
по
созданию
сценического образа исполняемых
песен

23

1

24

1

25-27

3

Знакомство
с
понятием
–
вокальный эстрадный ансамбль
Слушание
записей
примеров
вокального ансамбля в рамках
жанра эстрадного пения
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
развитие навыков ансамблевого
эстрадного
пения
(унисон,
двухголосие)
и
разучивание
песенного репертуара.

28

1

29-30

2

31

1

32-34

3

35

1

сочинение.
Исполнять различные
по
характеру
музыкальные
произведения.
выполнять учебные
действия в качестве
слушателя.
- использовать общие
приемы
решения
задач;
ориентироваться в информационном
материале.
- адекватно оценивать
собственное
поведение;
воспринимать
музыкальное
произведение
и
мнение других людей
о музыке
Осуществлять
музыкальноисполнительский
замысел
в
коллективном
творчестве.

Знакомство
с
приёмами
ансамблевого исполнения-солист +
подпевка, смена солистов
Пение
учебно-тренировочного
материала,
направленного
на
развитие ансамблевого эстрадного
пения (унисон, двухголосие)
Знакомство с понятием «бек-вокал» Определять
и его роль в эстрадном жанре
музыкальные
композиции,
в
которых используется
«бек-вокал»
Подготовка к творческому отчёту в
рамках
представленного
мероприятия
Отчетный концерт
Применять
полученные знания
при выступлении на
сцене

Материально-техническое обеспечение

1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
7. Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и
методика музыкального образования детей» М., 1998
8. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
9. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
10. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
11. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун,
А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
12. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.
13. Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год.
14. Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год.
15. Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год.
16. Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
17. Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
18. Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.

1.
2.
3.
4.
5.

Литература для детей.
«Молодежная эстрада» журналы
«Молодежный меридиан» журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
«100 композиторов» М.,1997
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».