Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Калуги «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 «Утверждаю» директор МБОУ «СОШ №18» Жандарова Л. Б. _________________ Приказ № 136 от 30 августа 2021 от 30 августа 2021 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир вокального искусства» (ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «ДоРеМишки») Автор: Зайцева Валерия Викторовна Должность: учитель музыки Продолжительность освоения программы: 3 года. Возраст учащихся: 7-10 лет. Калуга, 2021-2022 учебный год Информационная карта программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. ФИО автора программы, должность Название программы Тип программы Направленность Где утверждена Срок реализации Среднее количество часов (неделя/год) Уровень реализации Ориентация на категорию учащихся Направление деятельности в рамках реализации программы Уровень освоения Цель программы, основное содержание 13. Основные компетенции, формируемые у детей 14. Характеристика детей (возраст, соц. статус) Способ освоения содержания программы Формы обучения и виды занятий 15. 16. 17. Место реализации Учитель музыки Зайцева Валерия Викторовна Мир вокального искусства Модифицированная Художественно-эстетическая На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги 3 года 1 час/неделю; 34 часа/ уч. Год Начальное образование Нет ориентации Дополнительное образование Направление – вокал, вокальное искусство Общекультурный Культурное, нравственно-эстетическое развитие в вокальном искусстве всех желающих, независимо от их способностей и вокальных данных; ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения песни и максимальное развитие творческих способностей учащихся. В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом в процессе занятий эстрадным вокалом. У детей разовьется певческий аппарат, они овладеют основными вокальными умениями и навыками. Дети 7-10 лет, учащиеся в начальной школе Репродуктивный, эвристический, частичнопоисковый, творческий Виды занятий: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. Формы занятий: занятия, практические тренинги, вокальные упражнения, репетиции, концерты. В зависимости от педагогических задач: обучающий, тренировочный, контрольный, показательный. МБОУ СОШ №18 г. Калуги (ул. Фр. Энгельса, д. 119) 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности. Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы «Основы эстрадного вокала» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения. Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том, что изучение воспитанниками песни данного направления, проходит неразрывно с изучением истории современного вокального искусства, знакомства с постановками современных исполнителей и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте пения, звука, формы, цвета. Педагогическая целесообразность программы. Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа «Мир вокального искусства» является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у учащихся психологическую стойкость, а социально - значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Вид программы – модифицированная. Новизна: данная программа направленна не только на формирование умений, знаний навыков в вокальном искусстве, но и на развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, поиск, выявление и развитие собственного вкуса, стиля, подхода. 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала. Задачи: Обучающие Сформировать - основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, ее языке, средствах выразительности, жанрах; - певческие навыки; - навыки сольного и ансамблевого пения; - умение работать с фонограммой, микрофоном; - навыки выразительного исполнения эстрадных произведений; - навыки сценической культуры. Развивающие Развить - голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности; - вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля; - творческую фантазию, воображение; - оценочное музыкальное мышление; - артистическую смелость, умение держаться на сцене. Воспитательные Воспитать - интерес к певческой деятельности; - художественный и музыкальный вкус; - творческую, духовную и культурно-развитую личность; - коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность; - трудолюбие, целеустремленность; - самоорганизацию, самоконтроль; - нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности; - способность к самореализации в пространстве культуры. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план 1-й год обучения № Раздел/Тема Количество часов Формы п/п контроля Всего Теория Практика 1. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1 Виды вокального 2 0,5 0,5 Дидактические искусства игры. 1.2 Эстрадный вокал 1 0,5 0,5 Дидактические игры. 2. Формирование певческих навыков 2.1 Певческая 1 0,25 0,75 Практическая установка работа. Наблюдение. 2.2 Певческое дыхание 1 0,25 0,75 Практическая работа. Наблюдение. 2.3 Звукообразование 1 0,25 0,75 Практическая работа. Наблюдение. 2.4 Артикуляция, 2 0,25 1,75 Практическая дикция работа. Наблюдение. 3. Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1 Разучивание 11 2 9 Практическая произведений работа. Наблюдение 3.2 Строй и ансамбль 4 0,5 3,5 3.3 Работа с микрофоном и фонограммой Сценическое мастерство 6 1 5 3 1 2 Отчетный концерт 1 Итого: 33 3.4 3.5 - 7 1 Практическая работа. Наблюдение Практическая работа. Наблюдение Практическая работа. Наблюдение Отчетный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика 26 2-й год обучения № Раздел/Тема Количество часов Формы п/п контроля Всего Теория Практика 1. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1 Направления 2 0,5 0,5 Наблюдение современной вокальной музыки 1.2 Авторы и 1 0,5 0,5 Наблюдение исполнители современных вокальных произведений. 2. Формирование певческих навыков 2.1 Певческая 1 0,25 0,75 Практическая установка работа. Наблюдение. 2.2 Певческое 1 0,25 0,75 Практическая дыхание работа. Наблюдение. 2.3 Звукообразование 1 0,25 0,75 Практическая работа. 2.4 Артикуляция, дикция 1 0,25 0,75 Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. 3. Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1 Разучивание 12 2 10 Практическая произведений работа. Наблюдение 3.2 Строй и ансамбль 4 0,5 3,5 Практическая работа. Наблюдение 3.3 Работа с 6 1 5 Практическая микрофоном и работа. фонограммой Наблюдение 4. Сценическое мастерство 4.1 Сценическая импровизация 2 0,5 1,5 4.2 Сценический образ 2 0,5 1,5 4.3 Отчетный концерт 1 Итого: 34 - 1 7 27 Практическая и творческая работа. Наблюдение. Практическая и творческая работа. Наблюдение. Отчетный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика 3-й год обучения № Раздел/Тема Количество часов Формы п/п контроля Всего Теория Практика 1. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1 История эстрады и джаза 2 0,75 0,25 Наблюдение 1.2 Знаменитые имена 1 0,75 0,25 2. Совершенствование вокальных навыков 2.1 Навыки эстрадного 4 1 3 вокала Наблюдение Практическая работа. Наблюдение. 3. Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1 Анализ вокальных 3 1 2 Практическая произведений работа. Наблюдение 3.2 Работа над песней 19 1 18 Практическая работа. Наблюдение 4. Исполнительское мастерство 4.1 Совершенствование 4 сценических навыков 4.2 Отчетный концерт 1 Итого: 34 1 3 - 6 1 Творческая работа. Наблюдение. Отчетный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика 28 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1. Виды вокального искусства Теория Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. Практика Прослушивание и анализ музыкального материала. 1.2. Эстрадный вокал Особенности эстрадного специфических приемов. Теория пения. Сочетание различных техник и Практика Прослушивание и анализ музыкального материала. 2. Раздел: Формирование певческих навыков 2.1. Певческая установка Теория Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 2.2. Певческое дыхание Теория Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием. 2.3. Звукообразование Теория Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический) Практика Вокальные упражнения-распевания: пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato; работа над высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»; упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио); упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов; упражнений, распевок. разучивание одноголосных вокальных 2.4. Артикуляция, дикция Теория Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 3. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1. Разучивание произведений Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 3.2. Строй и ансамбль Теория Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле. Практика Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем в пении эстрадных произведений. 3.3. Работа с микрофоном и фонограммой Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика Работа над эстрадными вокальными произведениями с учетом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном. 3.4. Сценическое мастерство Теория Совершенствование основ сценического мастерства: - Сценическая культура исполнителя - Сценическое пространство - Владение собой, устранение волнения на сцене - Мимика (выражение лица, улыбка) - Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту. - Песенный образ - Практика - Сюжетно-ролевые игры - Мимический тренинг - Психологический тренинг - Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений. -Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 3.5. Отчетный концерт Практика Исполнение эстрадных вокальных произведений на отчетных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников. 2 год обучения 1. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1. Направления современной вокальной музыки. Теория Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового вокала: популярная музыка (поп), рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр. Практика Прослушивание и анализ музыкального материала. 1.2. Авторы и исполнители современных вокальных произведений. Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной эстрады. Практика Прослушивание и анализ музыкального материала. 2. Раздел: Формирование певческих навыков 2.1. Певческая установка Теория Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 2.2. Певческое дыхание Теория Приемы дыхания в произведениях разного характера. Практика Дыхательная гимнастика с четким контролем правильного певческого дыхания. Вокально-дыхательные упражнения. Использование техники певческого дыхания при работе с репертуаром. 2.3. Звукообразование Теория Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании. Практика Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации. Упражнения для расширения звукового и динамического диапазона. Пение элементарных двухголосных и трехголосных упражнений, канонов. Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной ритмической фигурации. Работа над элементами эстрадного пения. 2.4. Артикуляция, дикция Теория Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 3. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1. Разучивание произведений Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 3.2. Строй и ансамбль Теория Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в двухголосном изложении. Практика Совершенствование единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений, интервалов. Упражнения на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле. 3.3. Работа с микрофоном и фонограммой Теория Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между микрофоном и ртом. Использование микрофона при активном сценическом движении. Практика Работа над эстрадными вокальными произведениями с учетом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном. 4. Раздел: Сценическое мастерство 4.1. Сценическая импровизация Теория Образное раскрытие сущности сценической импровизации. Практика Практика развития сценической свободы. Подготовка сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию. 4.2. Сценический образ. Теория Поиск собственного сценического образа Практика Создание собственного сценического стиля. Подготовка сценических номеров. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику. 4.3. Отчетный концерт Практика Исполнение эстрадного вокального репертуара на отчетных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участнико в. 3 год обучения 1. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве 1.1. История эстрады и джаза Теория Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадно-джазовой культуры. Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. 1.2. Знаменитые имена Теория Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой культуры. Практика Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. 2. Раздел: Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Навыки эстрадного вокала. Совершенствование вокально-технических навыков, специальных приемов, характерных именно для эстрады. Теория Повторение и закрепление правил пения, охраны голоса, певческой установки, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании. Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный периоды. Практика Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков: Дыхательная гимнастика. Упражнения на выработку правильного дыхания при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Речевой тренинг с ритмическими акцентами. Смещение акцента – Синкопа. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Упражнения для формирования уверенного пения в различных музыкальных штрихах. Упражнения и попевки на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм, гармонических упражнений, интервалов и аккордов. Работа над элементами эстрадного пения. 3. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара 3.1. Анализ вокальных произведений. Теория Понятие: анализ вокального произведения. Практика Разбор и проработка исполняемых вокальных произведений: определение жанра, формы, характера песни, ритмической основы, строения мелодии, интервального соотношения голосов, кульминации песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств и др. 3.2. Работа над песней. Теория Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, их содержании, авторах. Анализ поэтического и музыкального текста. Практика Показ – исполнение или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям и на слух. Работа над технической стороной и художественным образом. Использование магнитофонной записи для анализа. Навык исполнения выученного произведения в сопровождении фортепиано или фонограммы (1). Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до концертного уровня. 4. Раздел: Исполнительское мастерство. 4.1. Совершенствование сценических навыков. Теория. Сценическое обаяние. «Ощущение зала" в замкнутой студийной обстановке. Практика. Продолжение работы по овладению сценическим мастерством. Практика развития сценической свободы. Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Работа над созданием художественного образа исполняемых произведений за счет певческого опыта, навыков вокального и сценического мастерства. Раскрытие индивидуальности через коллективное исполнение. Совершенствование собственного сценического стиля. Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику. 4.2. Отчетный концерт. Практика Исполнение программных эстрадных произведений на отчетных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончании 1 года обучающийся вокальной студии должен: узнать основные вокальные термины и понятия; узнать строение голосового аппарата; ть правильно стоять и сидеть при пении (постановка корпуса); сти первоначальные навыки работы с микрофоном; ть петь под фонограмму караоке; ть правильно дышать; сти первоначальные навыки ансамблевого пения; ть правильно формировать гласные в сочетании с согласными звуками, четко произносить согласные звуки; ть петь элементарные вокальные упражнения в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава. По окончании 2 года обучающийся вокальной студии должен: узнать основные вокальные термины и понятия в соответствии с содержанием программы; осознать чистоту интонации; ть работать с учебной фонограммой «минус»; ть непринуждённо себя чувствовать на сцене; обрести навык непринуждённого, раскрепощённого пения; ть петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания; ть певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения; ть работать в ансамбле; сформировать умение определять и передавать образ в исполнении; По окончании 3 года обучающийся вокальной студии должен: работать с профессиональной фонограммой «минус»; сти навык дыхания, связанного с ощущением опоры; ть самостоятельно работать с текстом произведения; ть петь с микрофоном; ть петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе. ть петь выразительно, артистично и интонационно чисто; . 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 г. 2 г. 1 раза в неделю – по 1 академическому часу 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Программа курса вокала (по направлению «Мир вокального искусства») рассчитана на 3 года обучения и предназначена для учащихся начальной школы (7-10 лет). Занятия проводятся в групповой форме, периодичность занятий - 1 раз в неделю, длительность занятия - 1 академический час. Занятие делится на 2 части: подготовительная (распевка) и основная (непосредственно работа над песнями – повторение/отработка ранее изученного материала, изучение нового материала). Для успешной реализации данной программы необходима материальнотехническая база: хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение; актовый зал с необходимым техническим оборудованием; музыкальный центр - 1 шт.; пианино или синтезатор - 1 шт.; ученическая доска - 1 шт.; микрофоны - 4 шт.; стойки для микрофонов - 4 шт.; микшерский пульт - 1 шт.; усилитель – 1шт.; колонки – 2 шт.; компьютер – 1шт.; Зеркало – 1 шт.; Детские стулья – 15шт.; СD - диски – 10 шт.; Концертные костюмы, реквизит. Режим организации Основные дидактические правила – к трудному. - к сложному. – к неизвестному. вокальную подготовленность учащихся. Формы занятий и способы их организации. Формы занятий: выступление, конкурс; концертов). Способы организации деятельности воспитанников на занятии: -групповая (свободная импровизация); пы). 2.3. ВИДЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Основными видами контроля оценочной деятельности обучающихся являются: регулярно преподавателем, ведущим предмет, в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки: зачётная (зачёт, незачёт), словесная. контрольные просмотры; открытые концерты; конкурсы и просмотры к ним. Формы контроля учебной работы: текущее занятие: оценок. ся к выступлению на контрольном занятии; песен по обоюдному согласию учащихся и преподавателя (количество: от одной и более песен); контрольном занятии. Все выступления обучающихся в течение учебного года тщательно обсуждаются и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. При выставлении оценки учитывается качество исполнения, соответствие песен примерному уровню трудности для каждого года обучения. При подведении итоговой или переводной в следующий класс оценки учитывается следующее: его продвижения; занятии; 2.4. Показатели и критерии диагностики образовательной программы «Основы эстрадного вокала» О1, О2, О3, О4, О5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области обучения. Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области развития В1, В2, В3, В4, В5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области воспитания. По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание градаций, соответствующее количественному выражению: 3-высокий уровень, 2- средний уровень, 1 – низкий, незначительный уровень. Показатель О1 - Овладение основной базой знаний и представлений о вокальной музыке, ее языке, средствах выразительности , жанрах. 3 Учащийся обладает необходимым объемом знаний о вокальных стилях и жанрах, отличительных особенностях, умеет сравнивать произведения и делать самостоятельны е обобщения, может дать характеристику содержания вокального произведения, средств музыкальной Критерии 2 Учащийся имеет представление об основных стилях и жанрах вокальной музыки, знает наиболее яркие направления эстрадной музыки, но несколько затрудняется в их различении, теряется в терминологии. Характеризует содержание вокального произведения, средства музыкальной выразительности с помощью наводящих 1 Учащийся теряется, путается. С трудом усваивает самые элементарные понятия. выразительност и. Легко ориентируется в музыкально эстрадной терминологии. О2 - Певческие Атака звука навыки. мягкая, звук без призвуков, берется «сверху»; Хорошая опора на дыхание, звук выдерживается на одной высоте без затухания, упр. поются ровным по силе голосом, динамический диапазон: f-р (ff–рр), выдох постепенный и экономный. Дикция четкая, разборчивая; тембр ровный на всех гласных на всем диапазоне. вопросов педагога. Атака звука мягкая, но не постоянная, случаются «подъезды»; Опора на дыхание есть, но сохраняется не продолжительное время; упражнения исполняются с постепенным затуханием голоса; динамический диапазон: mf-mp, продолжительност ь фонационного выдоха средняя. Дикция не всегда разборчивая; но гласные не «пестрят» на всем диапазоне. О3 - Работа с Учащийся знает Учащийся знает фонограммой, возможности, специфику работы микрофоном. специфику с фонограммой работы с «минус» и фонограммой микрофоном, но «минус» и на практике микрофоном. приемы звуковой Свободно подачи применяет применяет с недочетами. знания в практической деятельности О4 - Активный Интерес к Выразительное интерес к певческой исполнение певческой деятельности не Атака звука придыхательная или твердая; Шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, опора на дыхание отсутствует, звук не выдерживается на одной высоте, а постепенно затухает; динамический диапазон: mр-р; короткий фонационный выдох. Дикция неразборчивая или звучание гласных излишне открытое, «пестрое». Постоянно забывает о правилах работы с микрофоном и фонограммой «минус». Безразличное отношение певческой к эстрадных произведений. деятельности, высокая эмоциональная отзывчивость и способность сопереживать музыке, исполнение выразительное (мимика, жест, движение, внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого). О5 - Навыки Учащийся сценической уверенно культуры. держится на сцене, ощущает сценическое пространство, контролирует свои действия и качество исполнения. Умеет донести до слушателя художественный образ вокального произведения. Р1 - Развитие Точность слуховых звуковысотного способностей. интонирования хорошая; умение тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании, способность слышать особенности стабильный, при эмоциональной отзывчивости, исполнение недостаточно выразительное (мимика — вялая, движения скованные, однако внутренний настрой передает содержание исполняемого произведения). деятельности, эмоциональная ограниченность, исполнение не выразительное (мимика — вялая, движения скованы, эмоциональный настрой не соответствует содержанию песни). Несколько скован на сцене. Не всегда убедительно исполняет песню. Недостаточно раскрывает художественный образ. Боязнь сцены. Формальное отношение к исполнению. Точность звуковысотного интонирования средняя; при наличии какихлибо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации, Низкие слуховые способности, точность звуковысотного интонирования плохая; отсутствие музыкальной памяти звука: степень округления, его позицию (высокую или низкую), яркость и т.д.; хорошая музыкальная память. Р2 - Развитие Голос сильный, голосовых широкий данных: силы звуковысотный голоса, диапазон по диапазона, сравнению с беглости, нормой, тембр тембра. достаточно насыщенный, звонкий, не напряженный. Р3Развитие Учащийся творческой активно активности. интересуется певческой деятельностью, выразительно исполняет эстрадный репертуар, проявляет высокую познавательную и творческую активность, с легкостью применяет новый опыт в других сферах, активно участвует в разборе произведения, предлагает собственный вариант интерпретации непродолжительна я музыкальная память. Голос не очень сильный, звуковысотный дапазон в пределах возрастной нормы, тембр бедный, не всегда ровный, но не напряженный. Голос слабый, звуковысотный диапазон меньше квинты, тембр сиплый, глухой, бедный или напряженный, крикливый. Учащийся демонстрирует спокойную готовность к занятиям, старательность, не проявляет инициативы при разборе содержания произведения, но активно отвечает на наводящие вопросы. При наличии какихлибо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации. Пассивный характер деятельности учащегося, отсутствие познавательного интереса, неумение использовать личный опыт. вокального произведения. Р4 - Развитие Учащийся музыкального обладает мышления. широким художественны м кругозором, имеет интерес к певческой деятельности, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и оценивать вокальные произведения с позиции их художественноэстетической ценности. Умеет оперировать средствами музыкального языка в процессе создания собственных музыкальных образов, объективно оценивать собственное исполнение песни. Р5 - Развитие Учащийся артистических свободно, без способностей. зажимов, с глубоким пониманием и артистичностью исполняет эстрадный репертуар, используя Музыкальное мышление развито на среднем уровне. Учащийся неуверенно высказывается о музыке, не всегда имеет свою точку зрения. Имеет представление о сущности музыкальной речи, но несколько затрудняется в создании собственных музыкальных образов. Низкие аналитические способности, неумение объяснить свои мысли, чувства, вызванные музыкой, и создать логическую модель вокального произведения, слабое ассоциативное и образное мышление, на наводящие вопросы учащийся отвечает: «Не знаю». Учащийся не в полной мере владеет собой на сцене, недостаточно выразительно, образно и эмоционально исполняет репертуар в Учащийся исполняет произведения не выразительно, без понимания его содержания; безразлично относится к исполняемому репертуару, В1 - Воспитание интереса к певческой деятельности. В2 - Воспитание художественного и музыкального вкуса. певческий опыт, навыки вокального и сценического мастерства; владеет актѐрской интерпретацией; способен предугадывать и исправлять внезапные «накладки» во время исполнения на сцене. У учащегося высокое эмоциональное восприятие и высокий уровень закрепления. Высокая культура восприятия, оценки и знание развития мировой музыкальной культуры. Стремление к дальнейшему познавательном у процессу. сочетании с хореографическом хореографическим у и сценическому и сценическим замыслу. замыслом. Есть эмоциональное восприятие, процесс закрепления урывками Не ярко выраженная культура восприятия музыкальных произведений на основе знания развития мировой музыкальной культуры. Слабовыраженные стремления к познавательному процессу В3 – Воспитание Высокая Учащийся коммуникативно активность – сравнительно й учащийся редко проявляет компетентности. активен в активность в установлении общении, чаще контактов, лишь отвечает на раскован, смел в обращение к нему общении. со стороны. Есть эмоциональный интерес, но нет интереса в процессе закрепления. Отсутствие культуры восприятия музыкальных произведений. Стремление к познавательному процессу отсутствует. Учащийся первым не устанавливает контакты, не всегда отзывается на общение. В4 – Воспитание Учащийся умеет волевых качеств. четко и последовательно добиваться нужного результата. Волевые качества проявляются в настойчивости в достижении поставленной цели, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии, самоконтроле. В5 - Учащийся Формирование совмещает свои норм интересы с коллективного интересами взаимодействия товарищей, и умеет идти на сотрудничества компромисс, например, при выборе эстрадного вокального репертуара; может оказать помощь и поддержку товарищу в трудную минуту; радуется чужому успеху. Неустойчивый уровень волевых качеств. Учащийся не проявляет упорства в достижении поставленных целей. Результат под влиянием извне. Низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении добиваться поставленной цели. Учащийся замкнут на себе, может по возможности идти на компромиссы. Учащийся замкнут на своих интересах; отсутствие компромиссов; равнодушен к успехам и неудачам товарищей. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи каждой из них. В работе над песней можно выделить следующие этапы: песни; интонирование мелодии, стилистические моменты); фразам, предложениям, куплетам (чистое точность ритма, расстановка дыхания, ерские задачи); усовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном); Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частичнопоисковые, стимулирования и мотивации. Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение вокально-технических приемов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия. Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала. Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приемы: - Настройка на тональность перед началом пения; - Пение по «цепочке»; - Пение «про себя»; - Игровые приемы («Ритмическое эхо», «Парад звезд», «Эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); - Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; - Моделирование высоты звука движениями руки; - Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков; - Сочетание запевов солистов с группой; - Динамическое развитие; - Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; - Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижера; - Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией; и др. Все методы и приемы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами: и литературного текста; Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актерской игрой. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а также определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Список примерного репертуара 1-й год обучения «Со вьюном я хожу» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла) Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй! Д. Тухманов. Родина моя. А. Ермолов. Осенний джаз. В. Зубков «Бабушка и внучек» А. Ермолов «Праздник» А. Варламов «Серебристые снежинки» А. Ермолов «Новый день» О. Полякова «Журавли» К. Певзнер «Оранжевая песенка» В. Варламов «Веселая мышка» В. Цветков «Планета детства» и др. 2-й год обучения Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» Я. Френкель. Журавли. В. Осошник «Дорога к солнцу» Я. Дубравин «Песня о земной красоте» В. Раинчик «Музыка для всех» Д. Тухманов «Песня о сапожнике» В. Ударцев «Дети земли» Ж. Колмогорова «Полет» Ж. Колмогорова «Святая Россия» Ю. Юнкеров «Полярная звезда» А. Варламов «Вальс Победы» А. Варламов «Рождество» А. Варламов «Подари улыбку миру» Л. Кудрявцев «Расскажите» Б. Баккара «Грустные капельки дождя» А. Ермолов «Восходит солнце» М. Минков «Старый рояль» М. Минков «Эти летние дожди» Т. Пархоменко «Я взрослая» 3-й год обучения А. Ермолов «За окнами дождь» А. Ермолов «Свет звезды» А. Ермолов «Рождение звезд» А. Зыгманд «Пингвин» Ю. Чичков «Мама» Б. Бабаев «В ритме солнечных лучей» Из репертуара д. анс. «Волшебники двора» «Ночной волшебник» Из репертуара д. анс. «Верные друзья» «Верить, надеяться, любить» А. Свешников «Моя звезда» В. Данченко «Дети солнца» Р. Гамзатов «Журавли» В. Резников «Карточный домик» В. Резников «Половинка» А. Рыбников «Последняя поэма» М. Таривердиев «Маленький принц» М. Дунаевский «Цветные сны» М. Дунаевский «Ветер перемен» А. Зацепин «Волшебник – недоучка» М. Минков «Старый рояль» М. Фрадкин «Там, за облаками» Б. Бычков «Все могут короли» И. Николаев «Мельница» А. Пугачева «Папа купил автомобиль» Д. Гершвин «Летом» 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983. 3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка - Минск: ТетраСистемс, 2007. 4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997. 5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. 6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968. 7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964. 8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006. 9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962. 10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996. 11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984. 14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977. 16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. 17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965. 18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004. 20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972. 21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002. 22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005. 23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007. 24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988. 25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио СПб: Лань, 1997. 26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002. 27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988. 28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970. 29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000. 30. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. Список литературы для учащихся и родителей 1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка, 1974. 2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М., 1986. 4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986. 5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009. 6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967. 7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали», 1997. 8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003. 9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006. 10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. Информационные интернет–ресурсы 1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru 2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru 3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru 4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru 5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru 6. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru 7. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet 8. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio 9. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru 10. Страница на сайте ДЮТЦ «Васильевский остров» http://www.dutcvo.edusit.ru 11. Группа «Музыкальная студия Апрель» https://vk.com/club105898530 12. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com 13. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 14. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/ 15. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/ 16. Студия Родники. http://www.rodniki-studio.ru/ 17. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html