РП элективного курса по праву 10-11 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги

Рабочая программа
элективного курса по праву
«Актуальные вопросы правоведения»

10 - 11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. с изменениями и дополнениями от 29
декабря 2014 г, 31 декабря 2015 г, 29 июня 2017 г.), учебного плана на текущий учебный год.
Срок реализации (нормативный срок освоения) – 2 года
Цель:
- формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой
компетенции обучающихся.
Задачи:
- развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права;
- воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства;
- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку,
правам и свободам другого человека;
- соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике
полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности;
- освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками
поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного
представления о месте и роли права в нашей жизни.

Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №18» г. Калуги на изучение
элективного курса «Актуальные вопросы правоведения» отводится следующее количество
часов:
Класс
Кол-во часов в год
10

34 ч

11

33 ч

Всего: 67 ч
Планируемые результаты
Личностные:
1)
осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание
патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного
наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9)
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
Выпускник научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм
как вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
– устанавливать
взаимосвязь между
правами
и
обязанностями
гражданина Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;

– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать
субъектов
гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать
виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации
и в рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;

– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
История государства и права. Происхождение государства и права. Из истории российского
права. Реформа российского права. Вопросы теории государства и права.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Конституционализм. Конституции в России. Федеративное устройство. Президент РФ.
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс
в РФ. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. Местное самоуправление. Права
человека. Права ребенка. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав
человека в условиях военного времени.
РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Избирательное право. Избирательный процесс. Налоговое право. Налоговые органы. Налоги с
физических лиц. Ответственность за уклонение от налогов.
РАЗДЕЛ IV. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности
супругов. Права и обязанности родителей и детей.
РАЗДЕЛ V. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата
труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
РАЗДЕЛ VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Административное право. Административные правонарушения Административная
ответственность.
РАЗДЕЛ VII. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие и источники уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность.
РАЗДЕЛ VIII. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры.

Тематическое планирование
10 класс
№ Наименование тем курса

1.
2.
3.
4.

Лекций Семинаров

История государства и права.
Происхождение государства и права

1

Форма
контроля
Устный опрос

Из истории российского права
Реформа российского права
Вопросы теории государства и права.
Что такое государство?

1
1
1

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

5.

Что такое право?
Правовое государство

1
1

Конституционное право.
Понятие конституции, ее виды.
Конституционализм.
Конституции в России.

1

Общая характеристика конституции РФ

1

Основы конституционного строя

1

Гражданство в РФ.

1

Федеративное устройство.

1

Президент РФ.

1

1

6.

7.

Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос,
дискуссия
Устный
опрос:
ролевая игра
Устный опрос
Устный опрос

1

8.

9.

10.

11.

12.
13.

Федеральное собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума.
15. Законотворческий процесс в РФ.
Правительство
РФ.
Судебная
власть.
16.
Прокуратура.
Местное самоуправление.
17.
14.

1
1
1
1

Права человека.
18. Права и свободы человека и гражданина.
Международные договоры о правах человека.

1

Гражданские права.

1

Политические права.

1

19.

20.

21.
Экономические, социальные и культурные 1
22. права.
23

Право на благоприятную окружающую среду.

1

Устный опрос
Письменная
работа:
тестирование
Устный опрос

1

Письменная
работа:
тестирование.
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами.
Устный
опрос
Работа
с
документами.
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами.
Устный
опрос
дебаты

Права ребенка.

1

Нарушения прав человека.

1

Устный
опрос
Работа
с
документами.
Устный
опрос:
ролевая игра
Устный опрос
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами

24
25

27

Защита прав человека в мирное время.
1
Международная защита прав человека в 1
условиях военного времени.

28

Международная защита прав человека в 1
условиях военного времени.

29

Избирательное право.

30

Принцип избирательного права
1

31

Выборы: назначение, юридическая природа,
виды

32

Избирательный процесс, его основные стадии

33

Основные гарантии избирательных
граждан

1
1

26

1
1

прав

1

1
34

Ограничение избирательных прав граждан РФ

Письменная
работа
Устный опрос
Устный
опрос
Работа
с
документами
Дискуссия
Устный
опрос
Работа
с
документами
Устный
опрос
Работа
с
документами

11 класс
Гражданское право.
35
Понятие и источники гражданского права

1

Устный опрос

36 Обязательственное право.

1

Устный опрос

37 Наследование. Страхование.

1

Устный опрос

38 Право собственности.

1

Устный опрос

и 1
права

Устный опрос

1

Устный опрос

Гражданская
правоспособность
39 дееспособность.
Гражданские
несовершеннолетних.
40 Юридические лица. Виды предприятий.

41 Защита материальных и нематериальных
42 прав. Причинение и возмещение вреда.
43

Законодательство о налогах.

1

1

Устный опрос
Работа
документами

1

Устный опрос

1

Устный опрос

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

44 Виды налогов.

с

45 Налогообложение юридических лиц.

1

Устный опрос

46 Налоги с физических лиц.

1

Устный опрос

47

Ответственность за уклонение от уплаты 1
налогов.

1

Письменная
работа

1

Устный опрос

49 Брак, условия его заключения.

1

Устный опрос

50 Права и обязанности супругов.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

48

Семейное право.
Понятие и источники семейного права.

51 Права и обязанности родителей и детей.
52 Усыновление, опека (попечительство)

Работа
документами
1

Устный опрос

54 Коллективный договор. Трудовой договор.

1

Устный опрос

55 Рабочее время и время отдыха.

1

Устный опрос

56 Оплата труда. Охрана труда.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

53

Трудовое право.

с

Понятие и источники трудового права.

57 Трудовые споры.
58 трудовому праву.

Ответственность

по

Административное право.

Письменная
работа
Устный опрос

1

59 Понятие и источники административного
права. Административные правонарушения.
1

1

60 Административные наказания.

Устный опрос
Работа
документами.

1

Устный опрос

62 Преступление. “Новые” преступления

1

Устный опрос

63 Уголовная ответственность.

1

Устный опрос

64

Обстоятельства, смягчающие и отягощающие 1
наказание.

Устный опрос

65

Уголовная
несовершеннолетних.

Устный опрос

61

Уголовное право.

с

Понятие и источники уголовного права.

ответственность 1

Особенности уголовного судопроизводства.
66
Правовая культура.

1

1

Устный опрос
Работа
документами.

с

67 Итоговое занятие. Защита презентаций.

Устный
опрос
Составление и
защита
презентаций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».