РП по астрономии 10

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по астрономии
10 класс

Пояснительная записка
Программа
по учебному предмету «Астрономия» разработана в соответствии с
требованиями к результатам освоения ООП СОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№18» г. Калуги, предусмотренными ФГОС СОО, и на основе Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования. Для реализации Рабочей программы
используется учебно-методический комплект, включающий учебник Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страут. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2018.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с
учебным планом - 34 часа в год.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:


осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественно-научной картины мира;



приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;



овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного
неба в конкретном пункте для заданного времени;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;



использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;



формирование научного мировоззрения;



формирование навыков использования естественно-научных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;

 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять
уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем
науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:


формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;



восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;



отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;



оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;



находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;



вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;



самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования
на каждом этапе реализации и по завершении работы;



адекватно оценивать риски реализации проекта
предусматривать пути минимизации этих рисков;



адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);

и

проведения

исследования

и



адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.

Предметными результатами обучения являются:
Выпускник на базовом уровне научится:
 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
 объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
 применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы;
 описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период – светимость»;
 классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
 объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения;
 описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
 сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
 объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);
 использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
 приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
 решать задачи на применение изученных астрономических законов;
 осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

1.1.

Содержание учебного предмета «Астрономия»
Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение
как источник информации о небесных телах. Практическое применение
астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
1.2.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки
небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
1.3.
Развитие представлений о строении мира
Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический
(звездный) периоды обращения планет.
1.4.
Природа тел Солнечной системы
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе. Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
1.5.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных
полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет температура различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.
Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы. Закон смещения Вина.
1.6.
Строение и эволюция Вселенной
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция
Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое
излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Наша
Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой»
массы (темная материя).

1.7.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии
для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании.
2. Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

Тематическое планирование учебного предмета «Астрономия»
№ п/п

Тема

Количество часов

1

Астрономия, её значение и связь с другими науками

2

2

Практические основы астрономии

5

3

Развитие представлений о строении мира

7

4

Природа тел Солнечной системы

8

5

Солнце и звезды

6

6

Строение и эволюция Вселенной

5

7

Жизнь и разум во Вселенной

1

Итого:

34

1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».