МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа по химии 8-9 классы 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Химия» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги, предусмотренными ФГОС ООО, и на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна «Химия» 8-9 классы. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебники Габриелян О.С. Химия 8 класс и Химия 9 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений – М. Дрофа. Рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующие общеобразовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию. На изучение курса химии в 8-9 классах отводится 134 часа, по 68 и 66 часов соответственно на каждый год изучения. Программа составлена с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств. Основные идеи курса: ○ материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь; ○ причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ; ○ познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; ○ объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов; ○ конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции; ○ объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; ○ взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; ○ развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей: Формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; Формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; Воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве; Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения; Овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными). Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. Курс химии 8 класса изучается в два этапа. Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток). Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях веществ и их классификации. Свойства кислот, оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической диссоциации. Кроме того, свойства кислот и солей характеризуются также в свете окислительно-восстановительных процессов. В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их классификации — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов (простых веществ и соединений галогенов) как наиболее ярких представителей этих классов элементов и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных элементами 2—3-го периодов Рабочая программа включает все темы, предусмотренные примерной программой основного общего образования по химии и авторской программой курса. В рабочую программу внесены изменения по сравнению с авторской программой учебного курса. В тему Введение добавлен 1 урок из резерва(4+1ч), в тему № 1 перенесен 1 урок « Аморфные и кристаллические вещества» из темы №3( 8+1ч), тема № 3 (14-1ч), В теме №4 уроки « Типы химических реакций на примере свойств воды» и «Обобщение и систематизация знаний» объединены в 1 урок, что позволило высвободить 1 час.(12-1ч). В теме №6 объединены уроки «Электролитическая диссоциация» и «Основные положения теории электролитической диссоциации» и на проведение уроков « Окислительно-восстановительные реакции» и обобщение систематизации знаний отводится по 1 часу вместо двух. Это позволило высвободить 3 часа (18-3ч). В практикум №1 добавлено 2 часа(3+2ч). Практические работы из практикума №1 планируется проводить по мере изучения темы №4 « Изменения, происходящие с веществами», т.к. проведения лабораторных работ невозможно без изучения правил техники безопасности при выполнении химического эксперимента. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение предмета «Химия» обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты освоения учебного предмета «Химия»: 1. В ценностно – ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность. 2. В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. 3. В познавательной сфере – целостное мировоззрение, соответствующее уровню современной науки и общественной практики, умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»: 1. Владение универсальными способами деятельности – наблюдение, измерение, эксперимент, исследование. 2. Использование основных интеллектуальных операций – формулирование гипотез, анализ, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно – следственных связей. 3. Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. 4. Определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике. 5. Использовать различные источники для получения информации. Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»: 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных • грамотно обращаться с веществ, выделяя их существенные признаки; веществами в повседневной жизни; • характеризовать вещества по составу, строению и • осознавать необходимость свойствам, устанавливать причинно-следственные связи соблюдения правил экологически между данными характеристиками вещества; безопасного поведения в окружающей природной среде; • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», • понимать смысл и необходимость «сложное вещество», «валентность», используя знаковую соблюдения предписаний, систему химии; предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств • изображать состав простейших веществ с помощью бытовой химии и др.; химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; • использовать приобретённые ключевые компетентности при • вычислять относительную молекулярную и молярную выполнении исследовательских массы веществ, а также массовую долю химического проектов по изучению свойств, элемента в соединениях для оценки их практической способов получения и распознавания значимости; веществ; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода; • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к информации, • проводить несложные химические опыты и наблюдения за псевдонаучной рекламе, изменениями свойств веществ, в процессе их превращений; недобросовестной использования соблюдать правила техники безопасности при проведении касающейся • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; наблюдений и опытов; различных веществ. • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. • классифицировать химические элементы на металлы и • осознавать неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых теоретических амфотерные, и инертные элементы (газы) для осознания практической важности упорядоченности научных знаний; человека; • раскрывать смысл Д. И. Менделеева; периодического значение знаний для деятельности закона • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • применять знания о закономерностях периодической • характеризовать состав атомных ядер и распределение системы химических элементов для числа электронов по электронным слоям атомов объяснения и предвидения свойств химических элементов малых периодов периодической конкретных веществ; системы, а также калия и кальция; • развивать информационную • различать виды химической связи: ионную, ковалентную компетентность посредством полярную, ковалентную неполярную и металлическую; углубления знаний об истории • изображать электронно-ионные формулы веществ, становления химической науки, её основных понятий, периодического образованных химическими связями разного вида; закона как одного из важнейших • выявлять зависимость свойств веществ от строения их законов природы, а также о кристаллических решёток: ионных, атомных, современных достижениях науки и молекулярных, металлических; техники. • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного; • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. Многообразие химических реакций. • объяснять суть химических процессов и принципиальное отличие от физических процессов; их • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование • устанавливать принадлежность химической реакции к взаимосвязи между основными определённому типу по одному из классификационных классами неорганических веществ; признаков: • прогнозировать результаты 8 по числу и составу исходных веществ и продуктов воздействия различных факторов на реакции (реакции соединения, разложения, изменение скорости химической замещения и обмена); 2) по выделению или реакции; поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней • прогнозировать результаты окисления химических элементов (реакции воздействия различных факторов на окислительно-восстановительные); 4) по смещение химического равновесия. обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций; • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов. Многообразие веществ • определять принадлежность неорганических веществ к • прогнозировать химические одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, свойства веществ на основе их оксиды, основания, кислоты, соли; состава и строения; • составлять формулы веществ по их названиям; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные • определять валентность и степень окисления элементов в или восстановительные свойства с веществах; учётом степеней окисления • составлять формулы неорганических соединений по элементов, входящих в его состав; валентностям и степеням окисления элементов, а также • выявлять существование зарядам ионов, указанным в таблице растворимости генетической взаимосвязи между кислот, оснований и солей; веществами в ряду: простое • объяснять закономерности изменения физических и вещество — оксид — гидроксид — химических свойств простых веществ (металлов и соль; неметаллов) и их высших оксидов, образованных • характеризовать особые свойства элементами второго и третьего периодов; концентрированных серной и • называть общие химические свойства, характерные для азотной кислот; групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных; • приводить примеры уравнений лежащих в основе • называть общие химические свойства, характерные для реакций, каждого из классов неорганических веществ: кислот, промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и оснований, солей; стали; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью кислот, оснований и солей; круговорота веществ в природе; • определять вещество-окислитель и веществопроводить восстановитель в окислительно-восстановительных • организовывать, ученические проекты по реакциях; исследованию свойств веществ, • составлять окислительно-восстановительный баланс (для имеющих важное практическое изученных реакций) по предложенным схемам реакций; значение. • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первоначальные химические понятия Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Кислород. Водород Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях. Вода. Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. Химические реакции Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Неметаллы IV – VII групп и их соединения Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Металлы и их соединения Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Первоначальные сведения об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Типы расчетных задач: 1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. Темы практических работ: 1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Признаки протекания химических реакций. 4. Наблюдение за горящей свечой 5. Получение, собирание, распознавание газов 6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 8. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 9. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений». 10. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс Тема Количество часов Введение 5 Тема 1. Атомы химических элементов 9 Тема 2. Простые вещества 7 Тема 3. Соединения химических элементов 13 Тема 4. Изменения, происходящие с веществами 11 Тема 5. Практикум 1. «Простейшие операции с веществом» 5 Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 15 Тема 7. Практикум 2. «Свойства растворов электролитов» 1 Обобщение и систематизация знаний 2 Всего 68 9 класс Тема Количество часов Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций 9 Тема 2. Металлы 14 Практикум 1. «Свойства металлов и их соединений» 3 Тема 3. Неметаллы 23 Практикум 2. «Свойства соединений неметаллов» 3 Тема 4. Органические вещества 10 Обобщение знаний по химии за курс основной школы 4 Всего 66