Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература (русская)» 5 – 9 классы 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Цели изучения учебного предмета 1.2.Задачи изучения учебного предмета 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные) 3. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 4. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы №18» г.Калуги с учётом примерной программы учебного предмета «Русская родная литература», разработанной в МБУ «Центр «Стратегия» г. Калуги творческой группой. Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении, независимо от используемого УМК по учебному предмету «Литература». Примерная программа курса «Русская родная литература» включает произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в примерных программах (ПООП ООО, ПООП НОО) по учебному предмету «Литература», а также лучшие произведения зарубежной литературы и литературы народов России. На каждом уровне обучения обязательным является включение краеведческого компонента. Цели изучения учебного предмета «Русская родная литература»: повышение интереса учащихся к чтению; воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа. Задачи: формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям; приобщать к литературному наследию своего народа; формировать причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; 3 формировать умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения; расширять читательский кругозор. Место учебного предмета «Русская родная литература» в учебном плане Учебный предмет «Русская родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и родная литература» тесно связан с предметом «Русский родной язык». Родная (русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Класс Количество часов в неделю Количество часов в год 5 0,5 17 6 0,5 17 7 0,5 17 8 0,5 17 9 0,5 17 Итого 2,5 85 Общая характеристика учебного предмета «Русская родная литература» Примерная программа курса «Русская родная литература» включает произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в примерных программах (ПООП ООО, ПООП НОО) по учебным предметам «Литературное чтение» и «Литература». Программа построена на основе диалога культур и диалога искусств (русской литературы и выдающихся произведений зарубежной литературы, литературы народов России). Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русская родная литература» 4 Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: В первом блоке – «Классическая литература» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь литературы и истории, литературы и материальной и духовной культуры русского народа. Кроме русской литературы здесь представлены произведения зарубежных классиков в контексте диалога культур. Второй блок – «Литература советского периода» – ориентирован на формирование у учащихся уважительного и осознанного отношения к советскому периоду жизни нашего народа и, как отражения его, к советской литературе. Наряду с произведениями русской литературы в этот блок включены произведения зарубежной литературы и литературы народов России. В третьем блоке – «Современная литература» – представлены произведения русских и зарубежных авторов, написанные с начала двухтысячных годов. Это наиболее сложный для изучения период, т.к. в это время появилось множество новых жанров и тем. Формирование истинных духовных и нравственных ценностей – вот главная задача изучения литературы. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОЙ РОДНОЙЛИТЕРАТУРЕ Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 5 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Учащийся научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание к духовным ценностям, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД: формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; 6 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Учащийся научится: планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. 7 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. Учащийся научится: строить сообщение в устной форме; находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом явлении; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 8 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 9 Учащийся научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Ученик получит возможность научиться: - Сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице); - рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор; - сочинять произведения и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения разных народов, определять черты национального характера; -выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: 10 воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Первый год обучения (17 ч) Тема: «Сказки» Раздел 1. Классическая литература (6ч). В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. В.Ф. Одоевский. Жизнь и творческий путь писателя. Сказка «Городок в табакерке». Идейнохудожественное своеобразие сказки. Жанровые и сюжетные особенности сказки. Образы главных героев. А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Слово об авторе. Сюжетная линия поэмы. Отличительные особенности поэмы. П. П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок». Народная и литературная сказка. Краткие сведения о писателе. История создания сказки. Структура и сюжет сказки. Особенности языка сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Творчество зарубежного писателя. Волшебные превращения. Л. Кэролл «Алиса в стране чудес». Слово об авторе. Особенности сюжета. Раздел 2. Литература советского периода (10 час) Ю. К. Олеша «Три Толстяка» роман- сказка. Биография писателя. Своеобразие развития литературной сказки. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». Жизнь и творчество писателя. Воспитание чувства взаимовыручки. (Л.Ф. Баум «Страна Оз»). А.П. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Знакомство с писателем. История создания повести. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Биография писателя. Особенности сюжета. Связь с традициями русской литературной сказки. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч». Сведения о писателе. Особенности образов. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал». Общая характеристика сказки "Королевство кривых зеркал": знакомство с сюжетом, темой и идеей. Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, 11 добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. В.Д. Берестов Сказки «Аист и соловей», «Мастер птица» Годы жизни писателя. Формирование воспитанности и вежливости. (Краеведческий компонент). Э. Успенский. «Сказка про Веру и Анфису». Краткие сведения о писателе. Забота о животных. Воспитание чувства ответственности за животных. К. Булычев «Путешествие Алисы». («Девочка с Земли», «Сто лет тому вперёд») Краткие сведения о писателе. Особенности жанра. Формирование понятия фантастическая повесть. Раздел 3. Современная литература (1 ч) М. Москвина Сборник «Увеличительное стекло»: «Подарок на новоселье». «Что случилось с крокодилом?» Философский смысл сказок. Второй год обучения (17 ч) Тема: «Человек и природа» Раздел 1. Классическая литература (4 ч) И.С. Тургенев. «Природа». Ф.И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа». Диалог с природой. А.П. Чехов «День за городом». Многогранность творчество писателя. Особенности повествования. Л.Н. Толстой. Сборник «Все лучшие сказки и рассказы"(«Старый тополь», «Черемуха», «Деревья дышат», «Яблони» и др.). Разнообразие творчества писателя. Урок любви к природе. Д. Н. Мамин -Сибиряк. «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зелёные горы: повести, рассказы, сказки». Знакомство с писателем. Разнообразие и красота природы нашей Родины. Раздел 2. Литература советского периода (10 ч) М. М. Пришвин. «Времена года» «Миниатюры». Размышления о красоте мира. И.С. Соколов- Микитов «На тёплой земле» («Русский лес», «Дуб», «Липа», «Береза» и др.). Слово о писателе. Особенности изображения красоты родного края. К. Г. Паустовский. Рассказы о природе («Летние дни», «Золотой линь» и др.) «Мещерская сторона». Слово о писателе. Мастерство художника слова. В. Бианки. «Лесная газета». Знакомство с писателем. Жанровое своеобразие произведения. Н. Рыленков. «Все в тающей дымке...», «Левитан». Слово о писателе. Художественные средства выразительности. В. Песков «Речка моего детства». Слово о писателе. Особенности публицистического жанра. Г. Снегирёв «Хитрый бурундук». Знакомство с писателем. Записки путешественника. Л.Л. Семаго «Сто свиданий с природой». «Золотая флейта: рассказы натуралиста». Знакомство с писателем. Наблюдения и исследования природы. В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Слово о писателе. Ответственность перед природой. Л. Трутнев «Живая душа». Знакомство с писателем. Взаимоотношения в мире людей и животных. 12 Раздел 3. Современная литература (3 ч) Дарья Вильке. «Грибной дождь для героя». Тема экологии в литературе. Взаимопонимание животных и людей в рассказе Ю.Я. Яковлева «У человека должна быть собака». Е. Т. Михеева «Дети дельфинов». Знакомство с писателем. Психологическое взаимодействие человека и природы. Третий год обучения (17 ч) Тема: «Мир животных» Раздел 1. Классическая литература (4 ч) А.И. Куприн «Белый пудель». Знакомство с писателем. История настоящей дружбы. А.П. Чехов «Белолобый». Слово о писателе. Загадочный мир животных. А. Фет, Л. Мей «Бабочка», «Рыбка», «Малиновка», «Спать пора». Лирические зарисовки мира живой природы. С. Есенин «Собаке Качалова», «Песнь о собаке». Поэзия о «братьях наших меньших». Раздел 2. Литература советского периода (12 ч) М. Пришвин «Лада», «Пиковая дама». Чудесные истории о животных. Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо». Знакомство с писателем. Тема взаимоотношений людей и животных. Г. Скребицкий «Джек». Знакомство с писателем. Изображение добрых отношений к животным. К. Паустовский «Жильцы старого дома». Слово о писателе. Необычные герои повествования. Ю. Казаков «Тэдди». Знакомство с писателем. Тема ответственности за жизнь животных. «Арктур, гончий пес». Тема дружбы человека и собаки. Е. Носов «Белый гусь». Знакомство с писателем. Самоотверженность героя рассказа. В. Астафьев «Белогрудка». Слово о писателе. Изображение материнской любви. Н. Сладков «Крик», «Песня глухаря». Знакомство с писателем. Тема ответственности за свои поступки. Ш. Барнфорд «Невероятное путешествие». Знакомство с писателем. Взаимоотношение хозяев и домашних животных. Д. Даррел «Животные вокруг нас». Знакомство с писателем. Разнообразие животного мира. Э. Сетон-Томпсон «Лобо», «Домино». Знакомство с писателем. Изображение мира животных в зарубежной литературе. Раздел 3. Современная литература (1 ч) М. Аромштам «Мохнатый ребенок». Знакомство с писателем. Влияние животных на формирование характера человека. 13 Четвёртый год обучения (17 ч) Тема: «Семейные ценности» Раздел 1. Классическая литература (6 ч) Н. С. Лесков «Неразменный рубль». Слово о писателе. Понятие истинных и ложных ценностей. В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Слово о писателе. Воспитание самостоятельности и стойкости. Н.Г. Гарин- Михайловский «Детство Темы». Знакомство с писателем. Взаимоотношения детей и взрослых. Мэри Элизабет Мэйпс Додж «Серебряные коньки». Знакомство с писателем. Изображение жизни подростков в зарубежной литературе. Л.А. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Знакомство с писателем. Нелёгкие испытания юной гимназистки. М.И. Цветаева «Мать и музыка». Знакомство с писателем. Тема эстетического воспитания. Раздел 2. Литература советского периода (7 ч) М.М. Зощенко «Леля и Минька». Знакомство с писателем. Становление характеров героев повести. Воронкова Л.Ф. «Старшая сестра». Знакомство с писателем. Темы дружбы, мужества, долга. Ю.Я. Яковлев «Мальчик с коньками». Слово о писателе. Тема неравнодушного отношения к незнакомому человеку. В.Л. Киселев «Девочка и птицелет». А.Г. Алексин «Безумная Евдокия». Знакомство с писателем. Воспитание ответственности перед родными людьми. В.П. Крапивин «Колыбельная для брата». Знакомство с писателем. Влияние семьи на формирование характера человека. Осеева В.А. «Бабка». Знакомство с писателем. Взаимоотношения в семье людей разных поколений. Раздел 3. Современная литература (4 ч) Л.Е. Улицкая «Детство сорок девять». Знакомство с писателем. Мир детства в эпоху сталинизма. Д.Р. Сабитова «Три твоих имени» ИЛИ Т.В. Михеева «Легкие горы». Знакомство с писателем. Необходимость семейного счастья. О.К. Громова «Сахарный ребенок». Знакомство с писателем. История одной семьи. Ю.Н. Кузнецова «Где папа?» Знакомство с писателем. Сложные перипетии детской судьбы. Арру-Виньо Жан-Филипп «Омлет с сахаром и другие приключения семейки из Шербура». Знакомство с писателем. Чтение с увлечением. Пятый год обучения (17 ч) Тема: «Нравственный выбор» Раздел 1. Классическая литература (5 ч) Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Трудности и радости рождественской ночи. Л.Н. Толстой "Метель". Поиски человеком выхода из трудной ситуации. А.П. Чехов "Ионыч". Ради чего живёт человек? В. 14 Гаршин "Четыре дня". Антигуманный характер войны. М. Горький "Сказка о Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины". Грубая правда или красивая ложь? Раздел 2. Литература советского периода (8 ч) Д.С. Лихачёв "Письма о добром и прекрасном". Нравственный выбор определяет выбор цели в жизни, достойной человека. В.П. Астафьев "Кража". Тема подростковой беспечности. А. Приставкин "Ночевала тучка золотая". Наука выживания: военные реалии глазами детей. В. Быков "Обелиск". Обязанность быть человеком. В. Распутин "Пожар". Тема человеческой души. А. Алексин "Безумная Евдокия". Что важнее: доброта и чуткость или талант? Г.Н. Щербакова "Вам и не снилось". Разговор о любви. Б.Ш. Окуджава "Пусть будет дверь открыта..." и другие стихотворения. Философские размышления о жизни. Раздел 3. Речь. Современная литература (4 ч) Л. Дудка «Веселенькие обои». Проблема выбора, отношение детей к родителям. Дарья Вильке. «Мусорщик». Тема взросления личности. Дарья Доцук. «Поход к двум водопадам». Тема духовной красоты и добра. И. Курамшина «Эквивалент счастья». Что такое счастье? ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Пятый класс (17 часов) Тема раздела Классическая литература Литература советского периода Современная литература ИТОГО Количество часов 6 10 1 17 15 Шестой класс (17 часов) Тема раздела Классическая литература Литература советского периода Современная литература ИТОГО Количество часов 4 10 3 17 Седьмой класс (17 часов) Тема раздела Классическая литература Литература советского периода Современная литература ИТОГО Количество часов 4 12 1 17 Восьмой класс (17 часов) Тема раздела Классическая литература Литература советского периода Современная литература ИТОГО Количество часов 6 7 4 17 16 Девятый класс (17 часов) Тема раздела Классическая литература Литература советского периода Современная литература ИТОГО Количество часов 5 8 4 17 17 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022 18