РП по физкультуре 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по физической культуре
5-9 классы

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

по учебному

предмету «Физическая культура» разработана в

соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №18» г. Калуги, предусмотренными ФГОС ООО, и на основе
Примерной программы основного общего образования по физической культуре.
Программа составлена с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития
обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для
развития их личностных и познавательных качеств.
В программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся,
представленных в программе начального общего образования по данному учебному
предмету.
Учебный

предмет

раскрывает

определённые

возможности

для

формирования

универсальных учебных действий и получения личностных результатов.
В процессе изучения учебного предмета обеспечиваются условия для достижения
планируемых результатов освоения ООП ООО всеми категориями обучающихся.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;

–

воспитание

положительных

качеств

личности,

норм

коллективного

взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Универсальными компетенциями учащихся на уровне основного общего
образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности
качественных универсальных способностей учащихся,

проявляющихся в активном

применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
Предметные результаты должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание
основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории
развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений
отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом

индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих
занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий
физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных
и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и
особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами
технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта,
умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на
развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей
основных систем организма.
Выпускник научится:



рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические

этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в
современном обществе;



характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его

взаимосвязь

со

здоровьем,

гармоничным

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;



раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в

процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,

излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических
упражнений, развития физических качеств;



разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями,

определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим
дня и учебной недели;



руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест

занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и
погодных условий;



руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во

время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия
физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня
физических кондиций;



составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и

корригирующей направленности, подбирать

индивидуальную

нагрузку с

учетом

функциональных особенностей и возможностей собственного организма;



классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,

планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств;



самостоятельно

проводить

занятия

по

обучению

двигательным

действиям,

анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять
их;



тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,

сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в
процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;



выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения

организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;



выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
координации движений);



выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;



выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо

освоенных упражнений;



выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);



выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;



выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол,

баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;



выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать

технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных
дистанций;



выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития

основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:



характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в

становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и
ритуалов Олимпийских игр;



характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного

движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;



определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма;



вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов

проведения

самостоятельных

занятий

с

физическими

упражнениями

разной

функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического
развития и физической подготовленности;



проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной

ходьбы и бега, лыжных прогулок, обеспечивать их оздоровительную направленность;



выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом

имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;



преодолевать

естественные

и

искусственные

препятствия

разнообразных способов лазания, прыжков и бега;



осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

с

помощью



выполнять

тестовые

нормативы

Всероссийского

физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне»;



выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое,
эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся,
формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной
активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой
и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного
общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании
человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической
культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения
применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой
деятельности.
С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе
освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных
предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности
жизнедеятельности», Иностранный язык», «Музыка» и др.
Физическая культура как область знаний


История и современное развитие физической культуры

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в
современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов.
Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.


Современное представление о физической культуре (основные понятия)

Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья,
развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по
развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и
спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к
труду и обороне».


Физическая культура человека

Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и
наблюдение

за

состоянием

здоровья,

физическим

развитием

и

физической

подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время
занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности


Организация и проведение самостоятельных занятий физической
культурой

Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды,
планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и
составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток,
физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное
проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с
учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга
средствами физической культуры.


Оценка эффективности занятий физической культурой

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники
осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок.
Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Физическое совершенствование


Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой.
Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания,
ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие
основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической
культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы,
дыхания и кровообращения, при близорукости).


Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические
упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных
снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения
на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях,

упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях
(девочки)). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика:
беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча.
Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол,
волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные виды
спорта: технико-тактические действия и правила.

Лыжные гонки: передвижение на

лыжах разными способами, подъемы, спуски, повороты, торможения.


Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность

Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными
способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по
движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах
и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения.
Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости).
Специальная

физическая

подготовка.

Упражнения,

ориентированные

на

развитие

специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с
основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры).

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы программы
Знания о физической культуре

Способы двигательной
(самостоятельной) деятельности

5класс
клалас
с
4 ч.

6класс

7 класс

8 класс

9
класс

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.
6 ч.

Организация и проведение
занятий профессиональноприкладной подготовкой
Физическое совершенствование
1. Физкультурно-оздоровительная
деятельность
2. Спортивно-оздоровительная
деятельность
гимнастика с основами
акробатики
легкая атлетика
лыжная подготовка
подвижные и спортивные игры

58
14

58
14 ч.

58
14 ч.

58
14 ч.

56
12

37

37

37

37

37

10

10

10

10

10
10
7

10
10
7

3. Прикладно ориентированная
физическая культура.

7

7

Всего

68

68

10
10.
7

7

68

10
10
10
7

10
10
7

7.

7

68

66

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».