2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги Программа развивающего курса «Математическая грамотность» 5-й класс Калуга 2022 3 1. Пояснительная записка Рабочая программа краткосрочного курса «Математическая грамотность» для 5 класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( далее - ФГОС ООО ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформированные в программе воспитания. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 5-х классов. Цель программы – формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Задачи: 1. Распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики; 2. Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики; 3. Формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы; 4. Развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера. 2. Содержание развивающего курса «Математическая грамотность» Раздел 1. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. Раздел 2. Математика и общество. Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. Раздел 3. Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Раздел 4. Математика как язык науки. Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики. Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности. 4 Основные характеристики заданий, которые будут выступать в качестве инструментария по реализации рабочей программы «Математическая грамотность»: учебная задача предполагает больше одного или множество возможных решений; в центре задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств; задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках заданной предметной проблемы; задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо парной работы; задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках; задача по определенному предмету может включать поиск и использование информации из других предметов. Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет. Это открывает обширное поле для работы, в том числе и одаренным учащимся. Контекст заданий: Контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на себя» различные социальные роли – семьянина, гражданина, работника, друга, профессионала. Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций с использованием математики, учитель учит не только применению предметных знаний, повышая качество математической подготовки, но и помогает учащимся сформировать социальную компетентность. Воспитательный потенциал краткосрочного курса «Математическая грамотность» реализуется через содержание учебного материала, которое должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»; процесс познавательной деятельности, который обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика; взаимоотношения субъектов деятельности на уроке, которые должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями; необходимость индивидуализации деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления. 3. Планируемые результаты освоения развивающего курса «Математическая грамотность» 5 Изучение курса «Математическая грамотность» на уровне ООО направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. Личностные результаты: оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному; объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Метапредметные и предметные - находить и извлекать математическую информацию в различном контексте - применять математические знания для решения разного рода проблем - формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации - интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации. 4. Тематическое планирование развивающего курса «Математическая грамотность» № п/ п 1. 2. Тема/раздел Количеств о часов отводимы х на освоение темы/ раздела Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 Электронные учебно – методические материалы РАЗДЕЛ 1. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-gia- Форма проведения занятия Мини проект Ролевая игра 6 3 4 5 6 7 8. Ремонт моей комнаты. Анализ строительных материалов Анализ строительных материалов Покупки Коммунальные платежи Установка газового и электрического оборудования 1 1 1 1 1 1 matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ Деловая игра Проект Проект Экскурсия в магазин Работа в группах https://vbudushee.ru/library/kompet entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/ https://vbudushee.ru/library/kompet Защита entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na- исследовательск uroke-prakticheskie-rekomendatsii/ их работ РАЗДЕЛ 2. 7 911 Охрана окружающей среды 3 12 13 Межкультурная коммуникация 2 14 Уплата налогов 1 15 Налоговые обязанности граждан 1 16 Математические знания для бережного отношения к природе 1 17 18 19 21 22 23 Математика и профессия 2 Демонстрация возможностей использования математического аппарата в профессиональной деятельности 3 Осознание своих интересов Профессиональная направленность 1 http://skiv.instrao.ru/bankhttps://vbudushee.ru/library/kompet entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskierekomendatsii/zadaniy/matematich eskaya-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzhttps://vbudushee.ru/library/komp etentsii-4k-formirovanie-i-otsenkana-uroke-prakticheskierekomendatsii/adaniy/matematiche skaya-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ РАЗДЕЛ 3. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ Экскурсия в КГУ Круглый стол Исследовательск ая работа Встреча с работниками налоговой службы России Диспут Исследовательск ая работа Защита проектов https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html 1 Анкетирование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya- Исследовательск ая работа 8 личности 24 Решение профессионально ориентированных задач gramotnost/ 1 25 Математика как язык науки 1 26 27 Использование математического языка для количественной обработки различной информации Использование математического аппарата для описания процессов и явлений в различных областях Комбинаторные задачи 2 28 29 30 31 Комбинаторные задачи https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html РАЗДЕЛ 4. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ Работа в группах Работа в парах Оформление презентаций https://vbudushee.ru/library/kompet entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/ 2 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ Стендовая защита https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html 1 1 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-gia- Работа в группах Квест 9 32 33 34 Решение задач на вероятность событий в реальной жизни 1 Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. 1 Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 1 matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/ https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html Работа в парах Исследовательск ая работа Проект