РП развивающего курса Математическая грамотность, 5 класс

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги

Программа
развивающего курса
«Математическая грамотность»
5-й класс

Калуга 2022

3

1. Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса «Математическая грамотность» для 5
класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования ( далее
- ФГОС ООО ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформированные
в программе воспитания.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 5-х
классов.
Цель программы – формирование математической грамотности,
обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
1. Распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в
окружающей действительности с помощью математического аппарата
школьного курса математики;
2. Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с
помощью применения математики;
3. Формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию
в контексте поставленной проблемы;
4. Развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий
социальный контекст для постановки и решения различных проблем
личностного, общественного, профессионального и научного характера.
2. Содержание развивающего курса «Математическая грамотность»
Раздел 1. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации
повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной
экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и
др.
Раздел 2. Математика и общество. Применение математических знаний при
осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего
образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате
налогов,
в
бережном
отношении
к
природе
и
др.
Раздел 3. Математика и профессии. Применение математики для формирования
позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов
деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности
личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения
профессионально ориентированных задач.
Раздел 4. Математика как язык науки. Использование математического языка для
количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация
различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики.
Формирование
познавательного
интереса
учащихся
к
использованию
математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности.

4

Основные характеристики заданий, которые будут выступать в качестве
инструментария по реализации рабочей программы «Математическая грамотность»:
 учебная задача предполагает больше одного или множество возможных
решений;
 в центре задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование
некоторого продукта с использованием нестандартных средств;
 задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках
заданной предметной проблемы;
 задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для
автономной либо парной работы;
 задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых
источниках;
 задача по определенному предмету может включать поиск и использование
информации из других предметов.
Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет.
Это открывает обширное поле для работы, в том числе и одаренным учащимся.
Контекст заданий:
 Контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с
окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на
себя» различные социальные роли – семьянина, гражданина, работника, друга,
профессионала.
 Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций с
использованием математики, учитель учит не только применению предметных
знаний, повышая качество математической подготовки, но и помогает учащимся
сформировать социальную компетентность.
Воспитательный потенциал краткосрочного курса «Математическая грамотность»
реализуется через





содержание учебного материала, которое должно инструментоваться с точки
зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к
закономерностям»;
процесс познавательной деятельности, который обеспечивает систему методик,
адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных
новообразований личности ученика;
взаимоотношения субъектов деятельности на уроке, которые должны
выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности,
обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
необходимость индивидуализации деятельности каждого учащегося в ее
объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на
индивидуальные поведенческие проявления.
3. Планируемые результаты освоения развивающего курса
«Математическая грамотность»

5

Изучение курса «Математическая грамотность» на уровне ООО направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
Личностные результаты:
 оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по
отношению к прочитанному;
 объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни
на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
 оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
страны.

Метапредметные и предметные
- находить и извлекать математическую информацию в различном контексте
- применять математические знания для решения разного рода проблем
- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации
- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично
значимой ситуации.
4. Тематическое планирование развивающего
курса «Математическая грамотность»

№
п/
п

1.

2.

Тема/раздел

Количеств
о часов
отводимы
х на
освоение
темы/
раздела

Применение чисел
и действий над
ними. Счет и
десятичная
система счисления.

1

Сюжетные задачи,
решаемые с конца.

1

Электронные
учебно –
методические материалы

РАЗДЕЛ 1.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-gia-

Форма
проведения
занятия

Мини проект

Ролевая игра

6

3

4

5

6

7

8.

Ремонт моей
комнаты.

Анализ
строительных
материалов

Анализ
строительных
материалов

Покупки

Коммунальные
платежи

Установка газового
и электрического
оборудования

1

1

1

1

1

1

matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

Деловая игра

Проект

Проект

Экскурсия в
магазин

Работа в группах

https://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/
https://vbudushee.ru/library/kompet Защита
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na- исследовательск
uroke-prakticheskie-rekomendatsii/ их работ
РАЗДЕЛ 2.

7

911

Охрана
окружающей среды

3

12
13

Межкультурная
коммуникация

2

14

Уплата налогов

1

15

Налоговые
обязанности
граждан

1

16

Математические
знания для
бережного
отношения к
природе

1

17
18

19
21

22
23

Математика и
профессия

2

Демонстрация
возможностей
использования
математического
аппарата в
профессиональной
деятельности

3

Осознание своих
интересов
Профессиональная
направленность

1

http://skiv.instrao.ru/bankhttps://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskierekomendatsii/zadaniy/matematich
eskaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzhttps://vbudushee.ru/library/komp
etentsii-4k-formirovanie-i-otsenkana-uroke-prakticheskierekomendatsii/adaniy/matematiche
skaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

РАЗДЕЛ 3.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

Экскурсия в КГУ

Круглый стол

Исследовательск
ая работа
Встреча с
работниками
налоговой
службы России
Диспут

Исследовательск
ая работа

Защита проектов

https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html

1

Анкетирование
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-

Исследовательск
ая работа

8

личности

24

Решение
профессионально
ориентированных
задач

gramotnost/

1

25

Математика как
язык науки

1

26
27

Использование
математического
языка для
количественной
обработки
различной
информации
Использование
математического
аппарата для
описания
процессов и
явлений в
различных
областях
Комбинаторные
задачи

2

28
29

30

31

Комбинаторные
задачи

https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
РАЗДЕЛ 4.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

Работа в группах

Работа в парах

Оформление
презентаций

https://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/
2

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/

Стендовая
защита

https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
1

1

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-gia-

Работа в группах

Квест

9

32

33

34

Решение задач на
вероятность
событий в
реальной жизни

1

Элементы теории
множеств как
объединяющее
основание многих
направлений
математики.

1

Статистические
явления,
представленные в
различной форме:
текст, таблица,
столбчатые и
линейные
диаграммы,
гистограммы.

1

matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html

Работа в парах

Исследовательск
ая работа

Проект


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».