2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги
Программа
развивающего курса
«Математическая грамотность»
5-й класс
Калуга 2022
3
1. Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса «Математическая грамотность» для 5
класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования ( далее
- ФГОС ООО ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформированные
в программе воспитания.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 5-х
классов.
Цель программы – формирование математической грамотности,
обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
1. Распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в
окружающей действительности с помощью математического аппарата
школьного курса математики;
2. Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с
помощью применения математики;
3. Формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию
в контексте поставленной проблемы;
4. Развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий
социальный контекст для постановки и решения различных проблем
личностного, общественного, профессионального и научного характера.
2. Содержание развивающего курса «Математическая грамотность»
Раздел 1. Математика в повседневной жизни. Математика как средство оптимизации
повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной
экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и
др.
Раздел 2. Математика и общество. Применение математических знаний при
осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего
образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате
налогов,
в
бережном
отношении
к
природе
и
др.
Раздел 3. Математика и профессии. Применение математики для формирования
позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов
деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности
личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения
профессионально ориентированных задач.
Раздел 4. Математика как язык науки. Использование математического языка для
количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация
различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики.
Формирование
познавательного
интереса
учащихся
к
использованию
математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности.
4
Основные характеристики заданий, которые будут выступать в качестве
инструментария по реализации рабочей программы «Математическая грамотность»:
учебная задача предполагает больше одного или множество возможных
решений;
в центре задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование
некоторого продукта с использованием нестандартных средств;
задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках
заданной предметной проблемы;
задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для
автономной либо парной работы;
задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых
источниках;
задача по определенному предмету может включать поиск и использование
информации из других предметов.
Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет.
Это открывает обширное поле для работы, в том числе и одаренным учащимся.
Контекст заданий:
Контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с
окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на
себя» различные социальные роли – семьянина, гражданина, работника, друга,
профессионала.
Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций с
использованием математики, учитель учит не только применению предметных
знаний, повышая качество математической подготовки, но и помогает учащимся
сформировать социальную компетентность.
Воспитательный потенциал краткосрочного курса «Математическая грамотность»
реализуется через
содержание учебного материала, которое должно инструментоваться с точки
зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к
закономерностям»;
процесс познавательной деятельности, который обеспечивает систему методик,
адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных
новообразований личности ученика;
взаимоотношения субъектов деятельности на уроке, которые должны
выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности,
обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
необходимость индивидуализации деятельности каждого учащегося в ее
объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на
индивидуальные поведенческие проявления.
3. Планируемые результаты освоения развивающего курса
«Математическая грамотность»
5
Изучение курса «Математическая грамотность» на уровне ООО направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
Личностные результаты:
оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по
отношению к прочитанному;
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни
на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
страны.
Метапредметные и предметные
- находить и извлекать математическую информацию в различном контексте
- применять математические знания для решения разного рода проблем
- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации
- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично
значимой ситуации.
4. Тематическое планирование развивающего
курса «Математическая грамотность»
№
п/
п
1.
2.
Тема/раздел
Количеств
о часов
отводимы
х на
освоение
темы/
раздела
Применение чисел
и действий над
ними. Счет и
десятичная
система счисления.
1
Сюжетные задачи,
решаемые с конца.
1
Электронные
учебно –
методические материалы
РАЗДЕЛ 1.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-gia-
Форма
проведения
занятия
Мини проект
Ролевая игра
6
3
4
5
6
7
8.
Ремонт моей
комнаты.
Анализ
строительных
материалов
Анализ
строительных
материалов
Покупки
Коммунальные
платежи
Установка газового
и электрического
оборудования
1
1
1
1
1
1
matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
Деловая игра
Проект
Проект
Экскурсия в
магазин
Работа в группах
https://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/
https://vbudushee.ru/library/kompet Защита
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na- исследовательск
uroke-prakticheskie-rekomendatsii/ их работ
РАЗДЕЛ 2.
7
911
Охрана
окружающей среды
3
12
13
Межкультурная
коммуникация
2
14
Уплата налогов
1
15
Налоговые
обязанности
граждан
1
16
Математические
знания для
бережного
отношения к
природе
1
17
18
19
21
22
23
Математика и
профессия
2
Демонстрация
возможностей
использования
математического
аппарата в
профессиональной
деятельности
3
Осознание своих
интересов
Профессиональная
направленность
1
http://skiv.instrao.ru/bankhttps://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskierekomendatsii/zadaniy/matematich
eskaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzhttps://vbudushee.ru/library/komp
etentsii-4k-formirovanie-i-otsenkana-uroke-prakticheskierekomendatsii/adaniy/matematiche
skaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
РАЗДЕЛ 3.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
Экскурсия в КГУ
Круглый стол
Исследовательск
ая работа
Встреча с
работниками
налоговой
службы России
Диспут
Исследовательск
ая работа
Защита проектов
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
1
Анкетирование
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-
Исследовательск
ая работа
8
личности
24
Решение
профессионально
ориентированных
задач
gramotnost/
1
25
Математика как
язык науки
1
26
27
Использование
математического
языка для
количественной
обработки
различной
информации
Использование
математического
аппарата для
описания
процессов и
явлений в
различных
областях
Комбинаторные
задачи
2
28
29
30
31
Комбинаторные
задачи
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
РАЗДЕЛ 4.
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
Работа в группах
Работа в парах
Оформление
презентаций
https://vbudushee.ru/library/kompet
entsii-4k-formirovanie-i-otsenka-nauroke-prakticheskie-rekomendatsii/
2
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
Стендовая
защита
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
1
1
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-gia-
Работа в группах
Квест
9
32
33
34
Решение задач на
вероятность
событий в
реальной жизни
1
Элементы теории
множеств как
объединяющее
основание многих
направлений
математики.
1
Статистические
явления,
представленные в
различной форме:
текст, таблица,
столбчатые и
линейные
диаграммы,
гистограммы.
1
matematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
https://4ege.ru/trening-giamatematika/59509-zadachiproekta-matematicheskayagramotnost.html
Работа в парах
Исследовательск
ая работа
Проект