Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги Рабочая программа краткосрочного кура «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) 5 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Читательская грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. Программа «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. 2. Содержание программы Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования). Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее). Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки). Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту). Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.) Блицтурнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент. Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию. Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?): • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана; • прочитайте аннотацию; • обратите внимание на условные обозначения; • выделите заголовки и рубрики; • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса; • просмотрите первую и последнюю страницы. • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу? Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с цельюболее подробно уяснить какую-то определенную информацию. Вопросы и задания: • прочитайте, кто автор текста; • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте; • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь; • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать?Чего жду от этой главы, параграфа? • найдите в тексте … (конкретную информацию) Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …) Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал») Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели, осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста. Практикум: освоение стратегий смыслового чтения (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся: 1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом, 2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы, 3) самостоятельное чтение текста и выявление информации, 4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением? 5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы, 6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик. Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь? Знаю Хочу узнать Узнал Источники информации Тема 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится). Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений. Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы. Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия. С чего начинается текст? (Роль заглавия) Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений. Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия». Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др. Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов: • Географические последствия землетрясений (отражает тему); • Осень – любимое время года (отражает главную мысль); • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст); • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат); • Золотые пески Египта (рекламная функция); • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего); • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата). Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету). Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным? Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений. Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»: • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли; • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения; • подбор заглавий, – характеризующих тему; – характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения; – указывающих на событие, время, действующее лицо; – заглавий-загадок, необычных заглавий и др.; – выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста; – анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. «Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку). В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания: • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела? • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании? • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме? • Что вам уже известно по этой теме? • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового? Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа. Тема 3. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак. Интеллектуальный марафон: решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины); • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля); • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометриз слов тепловые явления, шкала, температура, прибор); • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы). Игры: «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам). «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными). «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета). «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Практикум «Учимся читать учебный текст»: • Разминкана развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.); • Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную); • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов). Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы). Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания: • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; • определите границы известной/неизвестной информации; • выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца; • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио. Тема 4. Как читать не сплошной текст? (Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Не сплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. Турнир догадливых: «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в не сплошных текстах) Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам). При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания: • определите вид текста; • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст; • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.); • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.); • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий); • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией; • определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности; • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста; • найдите неявную информацию. Дополнительные вопросы • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)? • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения? • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)? • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении? • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание? Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы: Исследовательская задача: 1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба); 2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте. 3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»). Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений. При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания: • Каким типом речи является данный текст? Докажите. • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией? • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи? • Какова роль первого и последнего предложений в тексте? • Объясните деление текста на абзацы? • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте? • Определите средства связи между … и …предложениями. • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор? «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. (Дидактический материал: к занятию 18.) Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения. Интеллектуальные игры: «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого). «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения). «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями. «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения. Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д. Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах». Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства. Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте). Дополнительные задания к практикуму: • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений). • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица). • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?» Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебнонаучного стиля речи) Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов. Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример. Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезисдоказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как). Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному. Интеллектуальная разминка • «Угадай слово» • «Продолжи предложение» Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения. Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных. Оформление результатов деятельности в портфолио. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия. Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли Тема 5. Диалог с текстом (Вопросы к тексту) Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста. Фиксирование результатов деятельности в портфолио. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинноследственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?») Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста. Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу. Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио. Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста. Тема 6. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц. Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио. Что помогает понять текст? (План текста). Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный. Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах. Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания: • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.); • выясните значение незнакомых слов, терминов; • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца; • запишите главную мысль абзаца кратко; • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.) Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации. Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника). Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала. Тема 7. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста. Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах: • определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста; • коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта); • реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами; • предъявление результатов деятельности и рефлексия. Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста. Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов. Оформление результатов деятельности в портфолио. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания). Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами. Когда текст прочитан (Оценка информации) Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания: • Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали? • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте? • Что нового и полезного вы узнали из текста? • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации? • Возможны ли другие пути решения вопроса? • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем? • Где можно применить полученные знания? • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста) Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста. Тема 8. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) Воспитательный потенциал курса «Читательская грамотность» реализуется через: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимся примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; 3. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты: учащиеся научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; находить основные текстовые и в нетекстовые компоненты (в не сплошных текстах); находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах); интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста; находить скрытую информацию в тексте; использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: Предметные результаты по программе «Читательская грамотность» в основной школе должны обеспечивать: использование базовых умений и навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных (познавательных) предметных действий, дисциплин для решения при совершении интеллектуальных учебно-познавательных и учебно- практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; обогащение, углубление знаний, расширение общего культурного кругозора на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. 4.Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Характеристика деятельности учащихся Умеем ли мы читать? 1 (Виды чтения) Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») Что и о чём? 1 (Углубление понятия о тексте) С чего начинается текст? (Роль заглавия) Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах Освоение стратегий смыслового чтения. Учимся читать 1 учебный текст (Элементы учебного текста). Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте).Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Как читать не 1 сплошной текст? Шифровка и дешифровка текста. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) «Сцепления» в тексте Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Поиск информации и понимание прочитанного Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова и образного представления; углубление понимания на основе практического осмысления его признаков. Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. Поиск и обработка информации в не сплошных текстах Поиск и нахождение информации в не сплошных текстах Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи Развитие интеллектуальных умений Электронные учебнометодические материалы (ЭОР или ЦОР) http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочноинформационный интернетпортал«Русский язык»). http://www.edu.ru – образовательный портал «Российской образование» http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал» http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании» 5. 6. (Смысловые связи в тексте) Погружение в текст. Воображение и прогнозирование. выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи Изучение приёмов прогнозирования Прогнозирование содержания. Диалог с текстом 1 («Толстые и тонкие» вопросы) Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Учимся читать 1 «между строк» (Скрытая информация в тексте) Что помогает понять текст? (План текста) Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) Составление вопросов к тексту. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой 7. Шифровка и 1 дешифровка текста. Когда текст прочитан. Когда текст прочитан (Оценка информации) 8. 1 Практикумдиагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) 8 Итого: Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана Обработка и перекодирование информации Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Работа с тестом