РП краткосрочного курса Читательская грамотность, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги

Рабочая программа
краткосрочного кура «Читательская грамотность»
(Основы смыслового чтения и работы с текстом)

5 класс

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Читательская грамотность» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы

основного

общего

образования

Федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.
Программа «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и
работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и
является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как
формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного
образования в целом.
2. Содержание программы

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель
чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы
развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое,
поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия
решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с
информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование
содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь
быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная
география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические
размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блицтурнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать
нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и информации, которую несёт
элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с
книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового
чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с
целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный
вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете
читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в
работе с отдельным текстом)с цельюболее подробно уяснить какую-то определенную
информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте
вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по
теме? Что мне нужно узнать?Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых
группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы
познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного
чтения: …)
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на
имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить
собственные цели, осмысленно подходить к получению новой информации (стадия
осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической
(табличной) организации читаемого текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения (приём «З-Х-У», Д. Огл).
Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с
текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами
поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось
нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат.
tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение);
углубление понимания на основе практического осмысления его признаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность
(текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в
отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к
содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая
тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне
смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ
темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь
уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп
тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных
произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность
мероприятия.
С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный
опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это
„входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к
жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами»
(«Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста,
сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.
Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса,
утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

–

анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным
в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК
по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Тема 3. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как
логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или
словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий.
Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин,
определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее
существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решениезадач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак
математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело
– планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов
сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометриз слов тепловые
явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам).
 «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных
и заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего
слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи,
обозначает признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.

Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминкана
развитие
внимания
«Учимся
запоминать
прочитанное»
(Дидактический материал: к занятию 11.);
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации
(пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую
информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты;
определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение
и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания,
памяти, догадки
Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» –
думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение
текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 4. Как читать не сплошной текст? (Поиск и обработка информации в не
сплошных текстах)
Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Не сплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется
невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы,
схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты
сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать
с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение
и анализ не сплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала
реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не
сплошными текстами по извлечению информации.
Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в не сплошных
текстах)

Умение читать не сплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала
учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и
задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте
текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения
всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного
текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании
на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении
типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы
связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными
способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это,
прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на
восстановление последовательности предложений в тексте.
3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения
типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий
эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять
причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. (Дидактический
материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли
в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй
уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими
смысловыми отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или
концу, соединение предложений в смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла
и пунктуации в текстах-«путаницах».
Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает
текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в
раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебнонаучного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных
типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов
рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды
рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения
(тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезисдоказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис).
Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и
маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор
собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и
изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания,
развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения,
вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами
на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие
навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной,
неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла
автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.
Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и
придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в
процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с
авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли

Тема 5. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения
активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по
вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые
вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи,
выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь,
что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»);
интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинноследственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности,
предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные
вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему
что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление
взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по
тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла
учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,
самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен
вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в
таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов,
которая вносится в портфолио.
Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в
тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на
них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены
группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли
текста.
Тема 6. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний,
предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а
мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с
учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями
максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование
значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия
команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Что помогает понять текст? (План текста). Умение структурировать информацию во
время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в
форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово
или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный,
тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных
формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки,
цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного
текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов,
ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием
технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить
варианты использования собранного материала.
Тема 7. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым
умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах
графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной
деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме
выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект)
и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для
работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации,
выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа;
обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств;
распределение обязанностей при создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения
учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и
формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного
текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий
(словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы
оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и
пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение)
как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения
анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами
описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу
передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного
характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из
знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации
своими аргументами/примерами.
Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом,
выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим
рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое
чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые
вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?

•

Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные
стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного
текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения
проблемного публицистического текста.
Тема 8. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению
умений работать с информацией и текстом)
Воспитательный потенциал курса «Читательская грамотность» реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
3. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:
учащиеся научатся


осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной
сферы личности;



использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных
текстов.

Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют


элементарными навыками работы с книгой;



умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);



элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:


определять главную тему, общую цель или назначение текста;



предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;



находить основные текстовые и в нетекстовые компоненты (в не сплошных
текстах);



находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;



выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:


понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;



выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;



формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;



объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;



сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не
сплошных текстах);



интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении
автора / главной мысли текста;



задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;



прогнозировать содержание текста;



находить скрытую информацию в тексте;



использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:


составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;



делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;



приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;



преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:


откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;



оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;



использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных

причинно-следственных

связей

и

зависимостей,

объяснения,

обоснования утверждений / тезисов;


оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:
Предметные результаты по программе «Читательская грамотность» в основной школе
должны обеспечивать:
 использование базовых умений и навыков смыслового чтения и работы с текстом на
уроках

разных

(познавательных)

предметных
действий,

дисциплин
для

решения

при

совершении

интеллектуальных

учебно-познавательных

и

учебно-

практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;


обогащение, углубление знаний, расширение общего культурного кругозора на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

4.Тематическое планирование
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Наименование
разделов, блоков, тем

Всего
часов

Характеристика деятельности
учащихся

Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)
Как выбрать книгу?
(Виды
чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)
Что
и
о
чём? 1
(Углубление понятия
о тексте)
С чего начинается
текст? (Роль заглавия)
Зачем нужен эпиграф?
(Роль
заглавия
и
эпиграфа).

Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах
работы для портфолио
Извлечение нужной информации из
текста; составление памятки, работа
в группах
Освоение стратегий смыслового
чтения.

Учимся
читать 1
учебный
текст
(Элементы учебного
текста). Главное и
неглавное в тексте
(Виды информации в
учебном
тексте).Учимся читать
учебный
текст
(Маркировка
информации)
Как
читать
не 1
сплошной текст?
Шифровка
и
дешифровка текста.
Как построен текст?
(Строение
текстов
разных типов речи)
«Сцепления» в тексте

Решение задач, выявляющих и
формирующих
практические
умения
совершать
интеллектуальные действия:
Находить требуемую (нужную)
информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Поиск информации и понимание
прочитанного

Выявление понимания термина
текст на основе знания о
происхождении слова и образного
представления;
углубление
понимания
на
основе
практического осмысления его
признаков.
Прогнозирование
содержания
текста по заглавию, составление
плана
текста,
сопоставление
прогноза с содержанием текста
Выявление
понимания
роли
эпиграфа в книге, тексте.

Поиск и обработка информации в
не сплошных текстах
Поиск и нахождение информации в
не сплошных текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта
по
теории типов речи
Развитие интеллектуальных умений

Электронные учебнометодические
материалы (ЭОР или
ЦОР)
http://www.gramota.ru
—
Грамота.Ру
(справочноинформационный
интернетпортал«Русский
язык»).
http://www.edu.ru –
образовательный
портал «Российской
образование»
http://www.school.
edu.
ru
–
национальный портал
«Российский
общеобразовательный
портал»
http://www.ict.edu.ru –
специализированный
портал
«Информационнокоммуникационные
технологии
в
образовании»

5.

6.

(Смысловые связи в
тексте)
Погружение в текст.
Воображение
и
прогнозирование.

выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения
Логико-смысловой анализ текста
художественного
или
публицистического стиля речи
Выделение тезиса и аргументов/
примеров в тексте учебно-научного
стиля речи
Изучение
приёмов
прогнозирования
Прогнозирование содержания.

Диалог с текстом 1
(«Толстые и тонкие»
вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
Учимся
читать 1
«между
строк»
(Скрытая информация
в тексте)
Что помогает понять
текст? (План текста)
Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки,
выписки,
цитаты)

Составление вопросов к тексту.
Составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между
группами и ответы на те из них,
которые не были учтены группой

7.

Шифровка
и 1
дешифровка текста.
Когда текст прочитан.
Когда текст прочитан
(Оценка информации)

8.

1
Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
комплексному
применению умений
работать
с
информацией
и
текстом)
8
Итого:

Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и выделения
главной и второстепенной, явной и
скрытой информации
Структурирование информации во
время чтения и после чтения,
перерабатывание и фиксирование
сжатой информации в форме плана
Структурирование информации во
время чтения и после чтения,
перерабатывание и фиксирование
сжатой информации в форме плана
Обработка
и
перекодирование
информации
Обработка
и
предъявление
информации:
план
текста
и
пересказ)
Создание вторичного текста на
базе другого (исходного текста):
пересказ (изложение) как средство
формирования коммуникативных
умений.
Работа с тестом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».