МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа курса по выбору по химии «Химия вокруг нас» 8 класс 1.Пояснительная записка Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации практической, предметной деятельности учеников. Курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности. Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и зантересовать учащихся практической наукой химией опыты. Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием успешной работы на практических занятиях с учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова. Продолжительность курса составляет 8 часа. Для более успешной реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить еженедельно, в течение учебного года. Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; Учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации. Безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение химии по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов: 1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере; 2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере 3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере; 4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни; Метапредметными результатами освоения курса химии являются: 1) использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей действительности; 2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов); 3) познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному); 4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения; 5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач; 6) определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия содержания и формы представления информационного продукта аудитории; 7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию); 9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — 10) умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). Предметными результатами изучения химии являются следующие результаты. I. В познавательной сфере: 1. знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии; 2. умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии; 3. умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения, химические процессы; 4. описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами; 5. умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам; 6. прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических закономерностей; 7. определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его; 8. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ; 9. установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп; 10. моделирование молекул неорганических и органических веществ; 11. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира. II. В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов; III. В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии; IV. В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1 Техника лабораторных работ ( 2 часа) Техника безопасности при выполнении химического эксперимента. Ведение химического журнала. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Разрезание, оплавление, изгибание, оттягивание трубок. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла Тема 2 Вещества и их свойства ( 2 часа) Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность. Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости). Тема 3 Вода. Растворы. ( 2 часа) Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства .Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде Как очистить водопроводную воду от примесей . Очистка воды от взвесей Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей. Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей. Тема 4 В мире химических реакций ( 2 часа) Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки. Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода. «Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение «молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки. Железный вулкан. 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 1 Техника лабораторных работ 2 Вещества и их свойства 3 Вода. Растворы 4 В мире химических реакций Количество часов 2 2 2 2