МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА
КАЛУГИ
Рабочая программа
курса по выбору
по химии «Химия вокруг
нас»
8 класс
1.Пояснительная записка
Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к
выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых
знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения
разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации
практической, предметной деятельности учеников.
Курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе
складывается отношение к новому предмету. Целью курса является
формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и
химических реакций, приобретение необходимых практических умений и
навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно
связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и
углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют
склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов,
развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические
специальности.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические
работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в
самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических
умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан
элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены
простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие,
способные увлечь и зантересовать учащихся практической наукой химией
опыты.
Основная форма деятельности – химический эксперимент.
Непременным условием успешной работы на практических занятиях с
учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны
преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия
«Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.
Продолжительность курса составляет 8 часа. Для более успешной
реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить
еженедельно, в течение учебного года.
Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических
элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь,
вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем,
химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
Учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации. Безопасного обращения
с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение
химии
по
данному
курсу
способствует
достижению
обучающимися следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание
российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной
сфере;
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение
управлять ею, готовность и способность к самообразованию на
протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования
как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой
сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и
наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии
веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами освоения курса химии являются:
1) использование основных методов познания (определение источников
учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и
умозаключения
на
его
основе,
изготовление
и
презентация
информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в
процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых
объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их
применение
для
понимания
различных
сторон
окружающей
действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез,
сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация
и
поиск
аналогов,
выявление
причинно-следственных
связей,
формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов);
3) познание
объектов
окружающего
мира в плане восхождения
от
абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному);
4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их
достижения;
5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной
деятельности, определять средства для достижения целей и решения
задач;
6) определять
разнообразные
источники
получения
необходимой
химической информации, установление соответствия содержания и формы
представления информационного продукта аудитории;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной
познавательной
деятельности,
слышать
и
слушать
оппонентов,
корректировать собственную позицию);
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии —
10)
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические
знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии являются следующие
результаты.
I.
В познавательной сфере:
1.
знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий
курса органической и общей химии;
2.
умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы
на
основе
демонстрационных
и
самостоятельно
проведённых
экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и
язык химии;
3.
умение классифицировать химические элементы, простые вещества,
неорганические и органические соединения, химические процессы;
4.
описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и
управления химическими процессами;
5.
умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать
демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы
и заключения по результатам;
6.
прогнозировать
свойства
неизученных
веществ
по
аналогии
со
свойствами изученных на основе знания химических закономерностей;
7.
определять источники химической информации, получать её, проводить
анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его;
8. уметь
пользоваться
обязательными
справочными
материалами:
Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей
растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом
электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств
атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и
сложных веществ;
9. установление
зависимости
свойств
и
применения
важнейших
органических соединений от их химического строения, в том числе и
обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным)
и наличием функциональных групп;
10. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
11. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной
научной картины мира.
II.
В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной
позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности
человека, связанной с производством и переработкой химических
продуктов;
III.
В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие
навыков
учебной,
проектно-исследовательской
и
творческой
деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
IV.
В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного
обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при
отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения
правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным
оборудованием.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 Техника лабораторных работ ( 2 часа)
Техника безопасности при выполнении химического эксперимента. Ведение химического
журнала. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Разрезание, оплавление, изгибание,
оттягивание трубок. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла
Тема 2 Вещества и их свойства ( 2 часа)
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах.
Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность.
Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости).
Тема 3 Вода. Растворы. ( 2 часа)
Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные
растворы и их свойства .Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и
несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде
Как очистить водопроводную воду от примесей . Очистка воды от взвесей Перегонка
воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка
загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей.
Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле.
Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей.
Тема 4 В мире химических реакций ( 2 часа)
Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки.
Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода.
«Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение
«молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки.
Железный вулкан.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1
Техника
лабораторных работ
2
Вещества и их
свойства
3
Вода. Растворы
4
В мире химических
реакций
Количество часов
2
2
2
2