РП курса по выбору Химия вокруг нас, 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА
КАЛУГИ

Рабочая программа
курса по выбору
по химии «Химия вокруг
нас»
8 класс

1.Пояснительная записка
Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к
выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых
знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения
разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации
практической, предметной деятельности учеников.
Курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе
складывается отношение к новому предмету. Целью курса является
формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и
химических реакций, приобретение необходимых практических умений и
навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно
связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и
углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют
склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов,
развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические
специальности.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические
работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в
самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических
умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан
элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены
простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие,
способные увлечь и зантересовать учащихся практической наукой химией
опыты.
Основная форма деятельности – химический эксперимент.
Непременным условием успешной работы на практических занятиях с
учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны
преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия
«Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.
Продолжительность курса составляет 8 часа. Для более успешной
реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить
еженедельно, в течение учебного года.
Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических
элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь,
вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем,
химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
Учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации. Безопасного обращения
с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение

химии

по

данному

курсу

способствует

достижению

обучающимися следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание
российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной
сфере;
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение
управлять ею, готовность и способность к самообразованию на
протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования
как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность

к

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной

траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой
сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и
наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии
веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами освоения курса химии являются:

1) использование основных методов познания (определение источников
учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и
умозаключения

на

его

основе,

изготовление

и

презентация

информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в
процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых
объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их
применение

для

понимания

различных

сторон

окружающей

действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез,
сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация
и

поиск

аналогов,

выявление

причинно-следственных

связей,

формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов);
3) познание

объектов

окружающего

мира в плане восхождения

от

абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному);
4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их
достижения;
5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной
деятельности, определять средства для достижения целей и решения
задач;
6) определять

разнообразные

источники

получения

необходимой

химической информации, установление соответствия содержания и формы
представления информационного продукта аудитории;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной
познавательной

деятельности,

слышать

и

слушать

оппонентов,

корректировать собственную позицию);
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии —

10)

умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические
знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии являются следующие
результаты.
I.

В познавательной сфере:

1.

знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий
курса органической и общей химии;

2.

умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы
на

основе

демонстрационных

и

самостоятельно

проведённых

экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и
язык химии;
3.

умение классифицировать химические элементы, простые вещества,
неорганические и органические соединения, химические процессы;

4.

описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и
управления химическими процессами;

5.

умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать
демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы
и заключения по результатам;

6.

прогнозировать

свойства

неизученных

веществ

по

аналогии

со

свойствами изученных на основе знания химических закономерностей;
7.

определять источники химической информации, получать её, проводить
анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его;

8. уметь

пользоваться

обязательными

справочными

материалами:

Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей
растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом

электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств
атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и
сложных веществ;
9. установление

зависимости

свойств

и

применения

важнейших

органических соединений от их химического строения, в том числе и
обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным)
и наличием функциональных групп;
10. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
11. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной
научной картины мира.
II.

В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной
позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности
человека, связанной с производством и переработкой химических
продуктов;

III.

В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие
навыков

учебной,

проектно-исследовательской

и

творческой

деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
IV.

В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного
обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при
отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения
правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным
оборудованием.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 Техника лабораторных работ ( 2 часа)
Техника безопасности при выполнении химического эксперимента. Ведение химического
журнала. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Разрезание, оплавление, изгибание,
оттягивание трубок. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла
Тема 2 Вещества и их свойства ( 2 часа)

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах.
Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность.
Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости).
Тема 3 Вода. Растворы. ( 2 часа)
Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные
растворы и их свойства .Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и
несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде
Как очистить водопроводную воду от примесей . Очистка воды от взвесей Перегонка
воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка
загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей.
Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле.
Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей.
Тема 4 В мире химических реакций ( 2 часа)
Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки.
Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода.
«Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение
«молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки.
Железный вулкан.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1
Техника
лабораторных работ
2
Вещества и их
свойства
3
Вода. Растворы
4
В мире химических
реакций

Количество часов
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».