РП курса по выбору по физике. Квант, 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА
КАЛУГИ

Рабочая программа
курса по выбору
по физике «Квант»
8 класс

1

Пояснительная записка
Данный краткосрочный курс по выбору предназначен для учащихся 8 классов, для
их дальнейшего определения с выбором профильного обучения на старшей ступени
школы. Так же курс предназначен для тех учеников, которые проявляют особый интерес к
наукам физика и астрономия. Предназначен для тех, кто в дальнейшем выберет своей
профессией: геодезиста, картографа, астронома, мореплавателя, летчика, космического
исследователя. Курс помимо основных тем курса физики 8 класса, включает три темы по
астрономии.
На первом занятии курса повторяются основные эксперименты за курс 7 класса.
Повторяются основные методы работы с оборудованием, проведение экспериментов.
практической астрономии.
Актуальность этого курса состоит в том, что в базисном учебном плане отсутствует
предмет астрономия, а интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни
учёные по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую
лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с каждым
годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии, изучающих
природу небесных тел и Вселенную в целом, сейчас буквально создают новую
Астрономическую
Программа курса рассчитана на 8 часов.
В ходе обучения, учащиеся будут иметь возможность узнать курс физики за год, им
предложены на данном курсе будут основные разделы физики и возможность раньше, чем
в 9 классе, узнать основные направления развития астрофизики и астрономии. Кратко
будут рассмотрены практические наблюдения, работать со справочной литературой,
астрономическим календарем, виртуальными обсерваториями. Знания, умения и навыки,
приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, станут базовыми для подготовки к
олимпиадам по астрономии, будут способствовать успешному выступлению на
олимпиадах и послужат мотивом к более углубленному изучению науки о Вселенной.
Цели курса: расширение и углубление уровня физических и астрономических
знаний и умений учащихся, знакомство с различными применениями законов физики на
практике, развитие устойчивого познавательного интереса к изучению физики и
астрономии. Данный элективный курс ориентирован на широкое использование знаний,
которые получены при изучении предметов естественнонаучного цикла, прежде всего
физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом пространстве, природы
небесных тел и их систем.
Основные задачи курса:
углубить знания основных курсов естественнонаучных предметов, повысить
интерес к их изучению для формирования более полной естественнонаучной картины
окружающего мира;
 дать представление о методах физических и астрономических исследований как
важнейшей части методологии физики и астрономии;

2

Сформировать у учащихся умения по применению физических законов, открытых
на Земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственные масштабы
которых превосходят земные; систематизировать обширные сведения о природе небесных
тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность
наблюдаемых во Вселенной явлений;


Способствовать развитию интеллектуальных и творческих
социальной активности, интереса к исследовательской деятельности.


способностей,

 Научить учащихся свободно ориентироваться с помощью небесных светил,
объяснять затмения Солнца и Луны.

Для достижения поставленной
следующие задачи:

цели

в

рамках

курса

по

выбору

решаются

 Образовательные:

познакомить учащихся с последними достижениями науки и
техники, не включенными в базовый план, расширить и углубить знания по изучаемым
темам (сформировать готовность выпускников учиться в физико-математическом
профиле), формировать метапредметные умении; познакомить обучающихся со
спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после
осуществления выбора профильных предметов, способствовать самореализации
учащихся в изучении конкретных тем физики.
 Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов
природы, необходимость разумного использования достижений науки и техники,
уважение к творцам науки и техники; воспитывать дух сотрудничества в процессе
совместного выполнения заданий.
 Развивающие: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению
физики как науке, развивать интеллектуальные, экспериментальные и творческие
способности, умения решать нетрадиционные и олимпиадные задачи; умения
практически применять физические знания в жизни, формировать у учащихся
активность и самостоятельность; способствовать повышению культуры общения и
поведения; подготовить школьников к осуществлению осознанного выбора
профессиональной ориентации.
Используемые технологии:


проблемное обучение;



информационно-коммуникативные;



практические работы;



личностно-ориентированное обучение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Эксперименты курса физики 7 класса.
2. Тепловые явления, основные формулы, применяемые для расчета тепла и КПД
тепловых машин.
3. Электричество, великие открытия физиков и применение для современной жизни.
4. Магнитные явления. Компас, его применение.
5. Оптические явления. Зеркала, линзы и природные световые явления.
6. Наша Солнечная система, ее состав.

3

7. Изучение космических объектов с Земли и из космоса. Перспективы развития.
8. Галактики, какие они, как их можно увидеть.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные у учащихся будут сформированы: убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в
приобретении новых знаний и практических умений;
у учащихся могут быть сформированы:
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения. Метапредметные регулятивные учащиеся научатся:
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 использовать общие приёмы решения задач;
 применять
закономерностями;

правила

и

пользоваться

инструкциями

и

освоенными

 грамотно проводить эксперименты;
 оценивать погрешность проведенных экспериментов; учащиеся получат
возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения и делать выводы из проведенных экспериментов; видеть физическую задачу
в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимать необходимость
экспериментальной проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
Предметные учащиеся научатся:
 распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: теплообмен, фазовые переходы,
виды теплопередачи;
 решать нестандартные задачи по темам: тепловые и электрические явления;
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах.
Спецификой курса является его ярко выраженный метапредметный характер, связь
с жизнью, практическая направленность. Способствует самостоятельному пополнению и
применению полученных знаний; формирует навыки: наблюдать, сравнивать,
сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль, создает условия для развития
творческого мышления, формирует навыки групповой и самостоятельной работы.
По окончании курса предполагается подготовка творческих работ по одной из тем,
изученных в курсе. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности
школьников могут выступать проектные работы, доклады, рефераты, компьютерные
презентации.

4

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- расширение и углубление знаний по физике;
- приобретение навыков к выполнению работ исследовательского и творческого
характера;
- умение решения разных типов нестандартных задач;
- формирование ключевых компетенций, приоритетными среди которых являются
информационная и коммуникативная компетенции;
- профессиональное самоопределение (выбор физико-математического профиля).

Тематическое планирование краткосрочного курса по выбору «Квант» (8
часов)
Номер

Тема занятия

Дата

Форма занятия

1
2

Эксперименты курса физики 7 класса
Тепловые явления, основные формулы,
применяемые для расчета тепла и КПД
тепловых машин.

практикум
Лекция с
практикумом

3

Электричество, великие открытия физиков и
применение для современной жизни.
Магнитные явления. Компас, его
применение.
Оптические явления. Зеркала, линзы и
природные световые явления.

Лекция с
практикумом
Лекция с
практикумом
Практикум,
диспут.

6

Наша Солнечная система, ее состав.

7

Изучение космических объектов с Земли и из
космоса. Перспективы развития.

8

Галактики, какие они, как их можно увидеть.

Проблемно,
занимательное
занятие
Лекция,
знакомство с
приборами
наблюдения.
Лекция

4
5

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».