МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа курса по выбору по физике «Квант» 8 класс 1 Пояснительная записка Данный краткосрочный курс по выбору предназначен для учащихся 8 классов, для их дальнейшего определения с выбором профильного обучения на старшей ступени школы. Так же курс предназначен для тех учеников, которые проявляют особый интерес к наукам физика и астрономия. Предназначен для тех, кто в дальнейшем выберет своей профессией: геодезиста, картографа, астронома, мореплавателя, летчика, космического исследователя. Курс помимо основных тем курса физики 8 класса, включает три темы по астрономии. На первом занятии курса повторяются основные эксперименты за курс 7 класса. Повторяются основные методы работы с оборудованием, проведение экспериментов. практической астрономии. Актуальность этого курса состоит в том, что в базисном учебном плане отсутствует предмет астрономия, а интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни учёные по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с каждым годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии, изучающих природу небесных тел и Вселенную в целом, сейчас буквально создают новую Астрономическую Программа курса рассчитана на 8 часов. В ходе обучения, учащиеся будут иметь возможность узнать курс физики за год, им предложены на данном курсе будут основные разделы физики и возможность раньше, чем в 9 классе, узнать основные направления развития астрофизики и астрономии. Кратко будут рассмотрены практические наблюдения, работать со справочной литературой, астрономическим календарем, виртуальными обсерваториями. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, станут базовыми для подготовки к олимпиадам по астрономии, будут способствовать успешному выступлению на олимпиадах и послужат мотивом к более углубленному изучению науки о Вселенной. Цели курса: расширение и углубление уровня физических и астрономических знаний и умений учащихся, знакомство с различными применениями законов физики на практике, развитие устойчивого познавательного интереса к изучению физики и астрономии. Данный элективный курс ориентирован на широкое использование знаний, которые получены при изучении предметов естественнонаучного цикла, прежде всего физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом пространстве, природы небесных тел и их систем. Основные задачи курса: углубить знания основных курсов естественнонаучных предметов, повысить интерес к их изучению для формирования более полной естественнонаучной картины окружающего мира; дать представление о методах физических и астрономических исследований как важнейшей части методологии физики и астрономии; 2 Сформировать у учащихся умения по применению физических законов, открытых на Земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственные масштабы которых превосходят земные; систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; Способствовать развитию интеллектуальных и творческих социальной активности, интереса к исследовательской деятельности. способностей, Научить учащихся свободно ориентироваться с помощью небесных светил, объяснять затмения Солнца и Луны. Для достижения поставленной следующие задачи: цели в рамках курса по выбору решаются Образовательные: познакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, не включенными в базовый план, расширить и углубить знания по изучаемым темам (сформировать готовность выпускников учиться в физико-математическом профиле), формировать метапредметные умении; познакомить обучающихся со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после осуществления выбора профильных предметов, способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики. Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, необходимость разумного использования достижений науки и техники, уважение к творцам науки и техники; воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий. Развивающие: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науке, развивать интеллектуальные, экспериментальные и творческие способности, умения решать нетрадиционные и олимпиадные задачи; умения практически применять физические знания в жизни, формировать у учащихся активность и самостоятельность; способствовать повышению культуры общения и поведения; подготовить школьников к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации. Используемые технологии: проблемное обучение; информационно-коммуникативные; практические работы; личностно-ориентированное обучение. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Эксперименты курса физики 7 класса. 2. Тепловые явления, основные формулы, применяемые для расчета тепла и КПД тепловых машин. 3. Электричество, великие открытия физиков и применение для современной жизни. 4. Магнитные явления. Компас, его применение. 5. Оптические явления. Зеркала, линзы и природные световые явления. 6. Наша Солнечная система, ее состав. 3 7. Изучение космических объектов с Земли и из космоса. Перспективы развития. 8. Галактики, какие они, как их можно увидеть. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные у учащихся будут сформированы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; у учащихся могут быть сформированы: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные регулятивные учащиеся научатся: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; применять закономерностями; правила и пользоваться инструкциями и освоенными грамотно проводить эксперименты; оценивать погрешность проведенных экспериментов; учащиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы из проведенных экспериментов; видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимать необходимость экспериментальной проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные учащиеся научатся: распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: теплообмен, фазовые переходы, виды теплопередачи; решать нестандартные задачи по темам: тепловые и электрические явления; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах. Спецификой курса является его ярко выраженный метапредметный характер, связь с жизнью, практическая направленность. Способствует самостоятельному пополнению и применению полученных знаний; формирует навыки: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль, создает условия для развития творческого мышления, формирует навыки групповой и самостоятельной работы. По окончании курса предполагается подготовка творческих работ по одной из тем, изученных в курсе. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности школьников могут выступать проектные работы, доклады, рефераты, компьютерные презентации. 4 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - расширение и углубление знаний по физике; - приобретение навыков к выполнению работ исследовательского и творческого характера; - умение решения разных типов нестандартных задач; - формирование ключевых компетенций, приоритетными среди которых являются информационная и коммуникативная компетенции; - профессиональное самоопределение (выбор физико-математического профиля). Тематическое планирование краткосрочного курса по выбору «Квант» (8 часов) Номер Тема занятия Дата Форма занятия 1 2 Эксперименты курса физики 7 класса Тепловые явления, основные формулы, применяемые для расчета тепла и КПД тепловых машин. практикум Лекция с практикумом 3 Электричество, великие открытия физиков и применение для современной жизни. Магнитные явления. Компас, его применение. Оптические явления. Зеркала, линзы и природные световые явления. Лекция с практикумом Лекция с практикумом Практикум, диспут. 6 Наша Солнечная система, ее состав. 7 Изучение космических объектов с Земли и из космоса. Перспективы развития. 8 Галактики, какие они, как их можно увидеть. Проблемно, занимательное занятие Лекция, знакомство с приборами наблюдения. Лекция 4 5 5