МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА
КАЛУГИ
Рабочая программа
курса по выбору
по физике «Квант»
8 класс
1
Пояснительная записка
Данный краткосрочный курс по выбору предназначен для учащихся 8 классов, для
их дальнейшего определения с выбором профильного обучения на старшей ступени
школы. Так же курс предназначен для тех учеников, которые проявляют особый интерес к
наукам физика и астрономия. Предназначен для тех, кто в дальнейшем выберет своей
профессией: геодезиста, картографа, астронома, мореплавателя, летчика, космического
исследователя. Курс помимо основных тем курса физики 8 класса, включает три темы по
астрономии.
На первом занятии курса повторяются основные эксперименты за курс 7 класса.
Повторяются основные методы работы с оборудованием, проведение экспериментов.
практической астрономии.
Актуальность этого курса состоит в том, что в базисном учебном плане отсутствует
предмет астрономия, а интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни
учёные по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую
лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с каждым
годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии, изучающих
природу небесных тел и Вселенную в целом, сейчас буквально создают новую
Астрономическую
Программа курса рассчитана на 8 часов.
В ходе обучения, учащиеся будут иметь возможность узнать курс физики за год, им
предложены на данном курсе будут основные разделы физики и возможность раньше, чем
в 9 классе, узнать основные направления развития астрофизики и астрономии. Кратко
будут рассмотрены практические наблюдения, работать со справочной литературой,
астрономическим календарем, виртуальными обсерваториями. Знания, умения и навыки,
приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, станут базовыми для подготовки к
олимпиадам по астрономии, будут способствовать успешному выступлению на
олимпиадах и послужат мотивом к более углубленному изучению науки о Вселенной.
Цели курса: расширение и углубление уровня физических и астрономических
знаний и умений учащихся, знакомство с различными применениями законов физики на
практике, развитие устойчивого познавательного интереса к изучению физики и
астрономии. Данный элективный курс ориентирован на широкое использование знаний,
которые получены при изучении предметов естественнонаучного цикла, прежде всего
физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом пространстве, природы
небесных тел и их систем.
Основные задачи курса:
углубить знания основных курсов естественнонаучных предметов, повысить
интерес к их изучению для формирования более полной естественнонаучной картины
окружающего мира;
дать представление о методах физических и астрономических исследований как
важнейшей части методологии физики и астрономии;
2
Сформировать у учащихся умения по применению физических законов, открытых
на Земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственные масштабы
которых превосходят земные; систематизировать обширные сведения о природе небесных
тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность
наблюдаемых во Вселенной явлений;
Способствовать развитию интеллектуальных и творческих
социальной активности, интереса к исследовательской деятельности.
способностей,
Научить учащихся свободно ориентироваться с помощью небесных светил,
объяснять затмения Солнца и Луны.
Для достижения поставленной
следующие задачи:
цели
в
рамках
курса
по
выбору
решаются
Образовательные:
познакомить учащихся с последними достижениями науки и
техники, не включенными в базовый план, расширить и углубить знания по изучаемым
темам (сформировать готовность выпускников учиться в физико-математическом
профиле), формировать метапредметные умении; познакомить обучающихся со
спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после
осуществления выбора профильных предметов, способствовать самореализации
учащихся в изучении конкретных тем физики.
Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов
природы, необходимость разумного использования достижений науки и техники,
уважение к творцам науки и техники; воспитывать дух сотрудничества в процессе
совместного выполнения заданий.
Развивающие: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению
физики как науке, развивать интеллектуальные, экспериментальные и творческие
способности, умения решать нетрадиционные и олимпиадные задачи; умения
практически применять физические знания в жизни, формировать у учащихся
активность и самостоятельность; способствовать повышению культуры общения и
поведения; подготовить школьников к осуществлению осознанного выбора
профессиональной ориентации.
Используемые технологии:
проблемное обучение;
информационно-коммуникативные;
практические работы;
личностно-ориентированное обучение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Эксперименты курса физики 7 класса.
2. Тепловые явления, основные формулы, применяемые для расчета тепла и КПД
тепловых машин.
3. Электричество, великие открытия физиков и применение для современной жизни.
4. Магнитные явления. Компас, его применение.
5. Оптические явления. Зеркала, линзы и природные световые явления.
6. Наша Солнечная система, ее состав.
3
7. Изучение космических объектов с Земли и из космоса. Перспективы развития.
8. Галактики, какие они, как их можно увидеть.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные у учащихся будут сформированы: убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в
приобретении новых знаний и практических умений;
у учащихся могут быть сформированы:
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения. Метапредметные регулятивные учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять
закономерностями;
правила
и
пользоваться
инструкциями
и
освоенными
грамотно проводить эксперименты;
оценивать погрешность проведенных экспериментов; учащиеся получат
возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения и делать выводы из проведенных экспериментов; видеть физическую задачу
в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимать необходимость
экспериментальной проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
Предметные учащиеся научатся:
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: теплообмен, фазовые переходы,
виды теплопередачи;
решать нестандартные задачи по темам: тепловые и электрические явления;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера;
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах.
Спецификой курса является его ярко выраженный метапредметный характер, связь
с жизнью, практическая направленность. Способствует самостоятельному пополнению и
применению полученных знаний; формирует навыки: наблюдать, сравнивать,
сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль, создает условия для развития
творческого мышления, формирует навыки групповой и самостоятельной работы.
По окончании курса предполагается подготовка творческих работ по одной из тем,
изученных в курсе. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности
школьников могут выступать проектные работы, доклады, рефераты, компьютерные
презентации.
4
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- расширение и углубление знаний по физике;
- приобретение навыков к выполнению работ исследовательского и творческого
характера;
- умение решения разных типов нестандартных задач;
- формирование ключевых компетенций, приоритетными среди которых являются
информационная и коммуникативная компетенции;
- профессиональное самоопределение (выбор физико-математического профиля).
Тематическое планирование краткосрочного курса по выбору «Квант» (8
часов)
Номер
Тема занятия
Дата
Форма занятия
1
2
Эксперименты курса физики 7 класса
Тепловые явления, основные формулы,
применяемые для расчета тепла и КПД
тепловых машин.
практикум
Лекция с
практикумом
3
Электричество, великие открытия физиков и
применение для современной жизни.
Магнитные явления. Компас, его
применение.
Оптические явления. Зеркала, линзы и
природные световые явления.
Лекция с
практикумом
Лекция с
практикумом
Практикум,
диспут.
6
Наша Солнечная система, ее состав.
7
Изучение космических объектов с Земли и из
космоса. Перспективы развития.
8
Галактики, какие они, как их можно увидеть.
Проблемно,
занимательное
занятие
Лекция,
знакомство с
приборами
наблюдения.
Лекция
4
5
5