РП краткосрочного курса 5 класс Психология общения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №18» города Калуги

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Психология общения»

Составитель:
педагог – психолог
Зайцева Наталья Дмитриевна

Калуга, 2022

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый
класс» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандартаосновного общего образования, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.
I.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
Занятие №1. «Знакомство»
Приветствие ведущего. Сообщение целей занятий. Обсуждение и установление правил,
которые позволят создать атмосферу психологической безопасности.
Упражнения: «Имя превратилось», «Расскажи мне о себе», «Продолжи фразу», «Те, кто»,
«Что важно для меня?».
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 2. «Школьные страхи»
Приветствие ведущего. Сообщение целей занятия.Обсуждение понятия «тревожность»
(цель – осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»).
Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?» (цель- осознать
собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих.Релаксация (цель
– обучение навыкам расслабления). Информирование (рассказ о том, что все неприятные
события у человека вызывают тяжелые чувства).
Рассказ о школьном страхе. Рисование школьных страха (цель – разрядка страхов).
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 3. «Школьные страхи»
Упражнения:«Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников,
сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для работы).
Игра «Прогулка по сказочному лесу» (цель — снятие мышечных зажимов, активизация
участников, развитие творческого воображения). Ведущий обсуждает с участниками
следующие вопросы: «Как возникают у человека проблемы? Что такое разрядка? Зачем
она нужна? Как ее прерывают? Какие мы знаем способы разрядки страха? Ролевая игра
«Кошмарный учитель» (способствует разрядке страха). Медитация «Полет на ковресамолете» (цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического
состояния).
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 4.Наши уроки и учителя
Упражнение «Дотронься до..»Упражнения «Какой урок важнее», «Как зовут наших
учителей?», «Настоящий учитель – это...»(цель- формирование представлений о педагоге
как интересной личности, как профессионале, решающем свои задачи).
«Мой любимый урок».
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 5. Агрессивность
Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников,
сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для
психологической работы). Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке
агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.). Обсуждение понятия «агрессивность» для
осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных
сторон. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания
собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»).
Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о
способах безопасной разрядки гнева).
Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессивные эмоции).

Медитация (цель — разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают
глаза
Игра «Котенок» (цель – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность,
развить чувственное восприятие, снять психологические барьеры, повысить толерантность
и эмпатию к одноклассникам)
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 6. Принятие себя
Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта
участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого
для психологической работы).Игра «Растение» (игра помогает учиться произвольно
чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления). Игра «Изобрази чувство»
(цель — развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к
невербальным средствам общения). Игра «Передача чувства прикосновением»(цель —
развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным
средствам общения). Информирование (помимо получения теоретических знаний,
способствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недостаточно
хорош(а)»). Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у
тревожных людей. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)»
(цель — осознание источников проблемы, получение эмоциональной
поддержки). Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?».
Важно просить участников вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих.
Медитация (цель — осознание собственного тела, принятие его).
Упражнение «Что мне нравится в себе?»
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие 7. Принятие себя
Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта
участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого
для психологической работы).
Игра «Открытые вопросы» (для получения поддержки от окружающих, повышения
самооценки). Повторение теории с целью актуализации теоретических знаний,
повышения мотивации на работу. Обсуждаются следующие вопросы:

Что такое самооценка?

Какая самооценка обычно у тревожных людей?

Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?
Упражнение «Похвальное слово самому себе.
Упражнение «Комплименты» (позволяет расширить знания участников о самих себе,
повысить самооценку).
Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов, повышению
уверенности в себе).
Круг «Что у меня хорошо получается делать?» (цель — принятие себя).
Ресурсная релаксация. Упражнение «Какой я?» (цель – принятие себя).
Чтение и обсуждение притчи.
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Воспитательный потенциал предмета «В первый раз в пятый класс» реализуется
через:
- организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего отношения к ней.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности:
Личностные результаты:
- Развитие у обучающегося самосознания.
- Овладение навыками сотрудничества со сверстниками.
- Сформированность умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и
неудачам, развитие уверенности в себе.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметныерезультататы:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
- Низкий уровень тревожности
- Высокая и нормальная самооценка
- Позитивное отношение к себе и своей личности
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе
педагогами
- Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к
обучению
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
Итого

Название темы

Количество
часов

Формы
проведения
занятий

Знакомство
Школьные страхи
Школьные страхи
Наши уроки и учителя
Агрессивность
Принятие себя
Принятие себя. Диагностика
тревожности
Практикум

1
1
1
1
1
1
1

тренинг
тренинг
тренинг
тренинг
тренинг
тренинг
тренинг

1
8

Электронные учебнометодические материалы
«Педагогическая
библиотека»
(http://www.pedlib.ru/)
Журнал «Вопросы
психологии»
(http://www.voppsy.ru/)
Газета «Школьный
психолог»
(http://psy.1september.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».