Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Калуги Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Психология общения» Составитель: педагог – психолог Зайцева Наталья Дмитриевна Калуга, 2022 Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I. Содержание учебного курса внеурочной деятельности. Занятие №1. «Знакомство» Приветствие ведущего. Сообщение целей занятий. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности. Упражнения: «Имя превратилось», «Расскажи мне о себе», «Продолжи фразу», «Те, кто», «Что важно для меня?». Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 2. «Школьные страхи» Приветствие ведущего. Сообщение целей занятия.Обсуждение понятия «тревожность» (цель – осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»). Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?» (цель- осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих.Релаксация (цель – обучение навыкам расслабления). Информирование (рассказ о том, что все неприятные события у человека вызывают тяжелые чувства). Рассказ о школьном страхе. Рисование школьных страха (цель – разрядка страхов). Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 3. «Школьные страхи» Упражнения:«Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для работы). Игра «Прогулка по сказочному лесу» (цель — снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения). Ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы: «Как возникают у человека проблемы? Что такое разрядка? Зачем она нужна? Как ее прерывают? Какие мы знаем способы разрядки страха? Ролевая игра «Кошмарный учитель» (способствует разрядке страха). Медитация «Полет на ковресамолете» (цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния). Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 4.Наши уроки и учителя Упражнение «Дотронься до..»Упражнения «Какой урок важнее», «Как зовут наших учителей?», «Настоящий учитель – это...»(цель- формирование представлений о педагоге как интересной личности, как профессионале, решающем свои задачи). «Мой любимый урок». Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 5. Агрессивность Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.). Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессивные эмоции). Медитация (цель — разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза Игра «Котенок» (цель – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, снять психологические барьеры, повысить толерантность и эмпатию к одноклассникам) Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 6. Принятие себя Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы).Игра «Растение» (игра помогает учиться произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления). Игра «Изобрази чувство» (цель — развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Игра «Передача чувства прикосновением»(цель — развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Информирование (помимо получения теоретических знаний, способствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недостаточно хорош(а)»). Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)» (цель — осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки). Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?». Важно просить участников вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих. Медитация (цель — осознание собственного тела, принятие его). Упражнение «Что мне нравится в себе?» Отзывы о занятии («Обратная связь»). Занятие 7. Принятие себя Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). Игра «Открытые вопросы» (для получения поддержки от окружающих, повышения самооценки). Повторение теории с целью актуализации теоретических знаний, повышения мотивации на работу. Обсуждаются следующие вопросы: Что такое самооценка? Какая самооценка обычно у тревожных людей? Что такое принятие себя? Зачем оно нужно? Упражнение «Похвальное слово самому себе. Упражнение «Комплименты» (позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку). Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов, повышению уверенности в себе). Круг «Что у меня хорошо получается делать?» (цель — принятие себя). Ресурсная релаксация. Упражнение «Какой я?» (цель – принятие себя). Чтение и обсуждение притчи. Отзывы о занятии («Обратная связь»). Воспитательный потенциал предмета «В первый раз в пятый класс» реализуется через: - организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности: Личностные результаты: - Развитие у обучающегося самосознания. - Овладение навыками сотрудничества со сверстниками. - Сформированность умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметныерезультататы: - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. - Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. - Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты - Низкий уровень тревожности - Высокая и нормальная самооценка - Позитивное отношение к себе и своей личности - Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами - Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого Название темы Количество часов Формы проведения занятий Знакомство Школьные страхи Школьные страхи Наши уроки и учителя Агрессивность Принятие себя Принятие себя. Диагностика тревожности Практикум 1 1 1 1 1 1 1 тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг тренинг 1 8 Электронные учебнометодические материалы «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/) Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/) Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/)