Информационная карта 1.Учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги название Дополнительная 2.Полное общеразвивающая программы программа «Плавание – спорт юных» 3.ФИО, должность Семенов Роман Андреевич, учитель физической культуры автора 4. Сведения о программе: 4.1.Область применения Дополнительное образование для детей 4.2. Тип программы Модифицированная 4.3. Вид программы Общеобразовательная общеразвивающая 4.4.Возраст обучающихся 7 – 9 лет 4.5.Продолжительность 2,3,4 четверть (ноябрь-май 2022-2023г.) обучения 4.6.Где утверждена На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги 4.7.Срок реализации 2,3,4 четверть (ноябрь-май 2022-2023г.) 4.8.Среднее количество 1 час/неделю; 24 часа/ноябрь-май 2022-2023г. часов (неделя/год) 4.9.Уровень реализации Начальное общее образование на 4.10.Ориентация Нет ориентации категорию 4.11.Направление деятельности в рамках Дополнительное образование реализации программы 4.12.Уровень освоения 4.13.Цель программы, основное содержание Физкультурно-спортивный формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. 4.14.Основные компетенции, формируемые у детей Основная задача - комплексное оздоровление, укрепление психофизического и физиологического здоровья детей. Осваивая разные виды движений в воде, обучающиеся научатся управлять собственным телом, принимать самостоятельные решения, и конечно, плавать разными стилями. 4.15.Характеристика детей (возраст, соц. статус) Дети 7-9 лет, учащиеся на уровне НОО 4.16.Способ освоения Разбор и анализ Наглядный Практический содержания программы и Виды занятий: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. 4.17.Формы обучения Формы занятий: практикум, беседа, турнир, соревнования, игра. виды занятий 4.18.Место реализации ГБУКО «СШОР «Юность» г. Калуга, ул. Болдина, 18. Нормативные документы: Межведомственная программа «Плавание для всех» разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 30 апреля 2019 года № Пр-759 (абзац шестой подпункта «д» пункта 1). Цель программы: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. Задачи: - научить уверенно чувствовать себя на воде, - овладеть четырьмя основными способами плавания, - научить осознанно владеть своим телом не только в воде, но и на суше - укрепить здоровья обучающихся; - овладеть жизненно необходимым навыком плавания; - обучить основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков; - развить физические качества (выносливость, быстрота, скорость, силовые и координационные возможности); - воспитать морально-этические и волевые качества. Содержание программы: Теория: 1. Правила поведения в бассейне. Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев, заболеваний при занятиях плаванием. 2. Гигиена физических упражнений. Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий спортом с учебой. Режим сна, отдыха, питания. 3. Влияние физических упражнений на организм человека. Строение и функции организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Специфические особенности адаптации сердечно – сосудистой и дыхательной систем на организм человека под воздействием систематических занятий плаванием. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок. 4. Техника и терминология плавания. Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые на тренировках Практика: Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой. Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации. Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды. Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров. Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”. Планируемые результаты: Основными показателями успешной реализации программы является: устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде; адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей; общее позитивное самовосприятие; сформированность плавательных навыков. К концу обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дети должны уметь: проплыть без остановки 12,5м, 25м и 50 метров (в зависимости от возраста) выполнять плавательные движения без существенных ошибок. Должны знать/иметь представление: основные элементы техники плавания; основные правила безопасности на воде; роль и значение плавания в жизни человека; простейшие способы контроля за физической нагрузкой. Форма аттестации: зачёт Учебно-тематический план № п/п 1 2 Содержание учебного материала Количество часов Теоретическая подготовка: -правила поведения в бассейне; гигиена физических упражнений; -влияние физических упражнений на организм человека; техника и терминология плавания. 3 Практическая подготовка: 1. подготовительные упражнения на воде; 2. общая плавательная подготовка на воде: -изучение кролевых способов плавания; -учебные прыжки в воду: -игры; -контрольные испытания. 21 2 10 4 1 2 2 Итого: 1 2 24 Список литературы “Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006г. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. Водные виды спорта, Булгакова Н.Ж., М., «Академ» - 2010 г. Плавание, Викулов А.Д., М., «Владос Пресс» - 20010г. Игры у воды, на воде, под водой, Булгакова Н.Ж., М., «ФиС» - 2011 г. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников, Протченко Т.А. Семенов Ю.А., М.«Айрис пресс» - 2010 г. Учись плавать, Дорошенко И.В., М., «Советский спорт» - 2009 г.