Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный шахматист

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Юный шахматист»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный курс включает в себя шесть разделов. Ha каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
2

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных
они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый
взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей
6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в
игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и
развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет
с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Юный
шахматист» реализуется педагогом с учётом рабочей программы
воспитания через:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

3

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование конкретного системного мышления;
- развитие долговременной и оперативной памяти;
- концентрации внимания, творческого мышления, формирование творческих качеств
личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность);
- уметь контролировать свои эмоции и стремление к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год освоения курса:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

2 год освоения курса:

- знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- знать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
- уметь записывать шахматную партию;
- уметь матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема раздела

Количество
часов

Электронные
учебнометодические
материалы (ЭОР
или ЦОР)

Форма
проведения
занятий

1.

Шахматная доска

2 часа

Учебник
И.Г.Сухин.
http://schoolcollection.edu.ru/

Беседа, тренинг.

2.

Шахматные фигуры

2 часа

Учебник
И.Г.Сухин.
http://school-

5

Тренинг

collection.edu.ru/

1 час

Учебник
И.Г.Сухин.
http://schoolcollection.edu.ru/

Игра,
разыгрывание
позиций.

16 часов

Учебник
И.Г.Сухин.
http://schoolcollection.edu.ru/

Тренинг

Цель шахматной партии

9 часов

Учебник
И.Г.Сухин.
http://schoolcollection.edu.ru/

Беседа, игра,
соревнование.

Игра всеми фигурами из
начального положения

3 часа

Учебник
И.Г.Сухин.
http://schoolcollection.edu.ru/

Игра, решение
задач, турнир.

ИТОГО

33 часа

3.

Начальная расстановка
фигур

4.

Ходы и взятие фигур

5.

6.

2 класс
№

Тема раздела

Количество часов

1.

Повторение.

3 часа

2.

Шахматная нотация

3 часа

3.

Ценность шахматных фигур

4 часа

6

4.

Техника матования одинокого короля

4 часа

5.

Достижение мата без жертвы материала

4 часа

6.

Шахматная комбинация.

15 часов

7.

Повторение.

1 час

Всего:

34 часа

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».