Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе
воспитания.
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Период обучения в первом классе основан на базовых знаниях об этикете,
межличностных, внутриколллективных и внутрисемейных отношений. Дети вводятся в ситуации
самопознания, поиска своего места в мире и приобщение к миру.
В 1 классе предполагается знакомство с этическими понятиями «дружба», «уважение»,
«воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло». В содержании курса
выделяются следующие разделы:
1. Я и моё место на Земле.
2. В мире вежливых слов.
3. Я, ты, мы.
4. Моё, твоё, наше.
5. Прекрасный мир вокруг нас.
В первом разделе учащиеся знакомятся с понятиями «вежливость», «воспитанность»,
«уважение». Задача учителя - подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии
каждого человека, приобщить детей к знаниям о природе как едином целом, созданном из
мира людей, мира животных и растений.
Во втором разделе дети знакомятся с правилами этикета, с культурой отношений в
коллективе, понятиями уважения и взаимного доверия как основы гуманных отношений.
В третьем разделе учитель работает над формированием понятия «дружба». Внимание
детей акцентируется на признаках, свойственных дружеским отношениям и на осознании
детьми их значимости для успешной совместной деятельности, а также важности дружеских,
уважительных отношений и проявления внимания, заботы, сочувствия в семье.
Четвёртый раздел направлен на выяснение представлений учащихся о добре и зле, о
счастье. Особое внимание уделяется разговору об обязанностях ребёнка с новых социальных
отношениях.
Пятый раздел нацелен на подведение детей к мысли о том, что прекрасный и
удивительный мир вокруг нас раним, хрупок и человек в ответе за Землю, на которой он
живёт.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика» реализуется педагогом с
учётом рабочей программы воспитания через:
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях художественных
произведений, организацию работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –
1
Приложение 1 Программы начального общего образования
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на занятии интерактивных форм работы с обучающимися: сюжетно-ролевых игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение курса внеурочной деятельности «Этика» на уровне НОО направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
Личностные результаты:
– знание основных моральных норм (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность,
ответственность);
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие способности отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в
жизни;
– умение делать нравственный выбор, брать пример с положительных героев художественных
произведений;
– развитие трудолюбия, способности организации своей деятельности, настойчивость в
достижении цели, умения слушать и слышать собеседника;
– формирование умения обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение,
использовать этические знания, умения и навыки во внеурочной деятельности и в
повседневной жизни;
– приобщение к семейным традициям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
2
Приложение 1 Программы начального общего образования
- определять цель своей деятельности, искать средства её осуществления;
-составлять план действий, направленный на достижение цели;
-определять степень успешности достижения цели;
-делать выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных
условий;
-понимать причины своего успеха или неуспеха;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способ
их преодоления.
Познавательные УУД:
-уметь анализировать, обобщать, классифицировать информацию, делать выводы;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск необходимой информации;
-работать с информацией (книгой).
– осуществлять анализ объектов с выделением их признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– уметь сравнивать и классифицировать по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– участвовать в диалогах, строить монологическое высказывание небольшого объёма;
обсуждать коллективно, опираясь на собственный опыт или текст; использовать простейшие
приёмы анализа;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной
деятельности - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь.
Предметные результаты:
– представлять основные этические нормы, принятые в обществе;
– знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;
– владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;
– уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях;
– уметь оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
3
Приложение 1 Программы начального общего образования
Тематическое планирование
1 год освоения курса
№
п/п
Тема/раздел
Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы/
раздела
Электронные
учебнометодические
материалы
(ЭОР или ЦОР)
Форма проведения
занятий
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа
по
произведению,
тестирование,
Сюжетно-ролевые
игры
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа,
по
произведению
изобразительная
деятельность
Беседа,
сюжетноролевые игры
Раздел 1. Я и моё место на Земле
1.1.
Что такое этика?
1
1.2.
Кто я?
1
1.3.
Какой я?
1
1.4
Соседи по планете
1
С кем я живу на этой 1
Земле
Итого по разделу
5
1.5
infourok.ru
Раздел 2. В мире вежливых слов
Мы
живём
по 1
правилам
Поведение и общение в 1
классе
Поведение
в 1
общественных местах
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
2.4
Поведение в семье
1
infourok.ru
2.5
«Ежели вы вежливы»
1
infourok.ru
«Надо, надо умываться 1
по утрам и вечерам»
Что такое здоровый 1
2.7
образ жизни
Итого по разделу
7
infourok.ru
2.1.
2.2.
2.3.
2.6
Kopilkaurokov.ru
Раздел 3. Я, ты, мы
4
Беседа
по
произведению,
игровые
ситуации,
решение
педагогических
задач,
сюжетноролевые игры
Беседа,
сюжетноролевые игры
Беседа,
сюжетноролевые игры
Беседа,
сюжетноролевые игры
Беседа,
сюжетноролевые игры
Приложение 1 Программы начального общего образования
3.1.
«Здравствуйте, это мы»
1
3.2.
Что такое «дружба»?
1
3.3
Дружбой
дорожить
3.4
Наши друзья - животные 1
infourok.ru
3.5
Девочки, мальчики
1
infourok.ru
3.6
Моя семья и я
1
infourok.ru
3.7
Я в моей семье
1
infourok.ru
3.8
Праздники
семье
надо 1
в
моей 1
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа, тестирование,
игровые ситуации
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа,
решение
педагогических
задач,
игровые
ситуации
Беседа,
изобразительная
деятельность,
общественнополезные дела
Беседа,
изобразительная
деятельность
Беседа, тестирование
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Праздник «С
детства 1
дружбой дорожи»
Итого по разделу
9
3.9
Беседа,
сюжетноролевые игры
Беседа, тестирование,
общественнополезные дела
праздник
Раздел 4. Моё, твоё, наше
4.1.
Что такое «доброта»?
1
4.2.
Что такое «зло»?
1
4.3.
Что такое «счастье»?
1
4.4.
Что я люблю
1
4.5.
Надо и нельзя
1
4.6.
Мои
и
обязанности
Мои и твои вещи
4.7
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа,
изобразительная
деятельность,
решение
педагогических
задач, тестирование
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Беседа,
решение
педагогических задач
Праздник
твои 1
1
Праздник «Путешествие 1
в Добрандию»
Итого по разделу
8
4.8
5
Приложение 1 Программы начального общего образования
Раздел 5. Прекрасный мир вокруг нас
5.1.
Люди и животные
1
5.2.
Люди и растения
1
5.3
Земля – наш дом
1
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
5.4
Спасём нашу Землю
1
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
Итого по разделу
ИТОГО
Kopilkaurokov.ru
urok.1sept.ru
4
33
6
Беседа,
Решение
педагогических задач,
изобразительная
деятельность
Беседа, коллективная
творческая
деятельность
Беседа, коллективная
творческая
деятельность