Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Период обучения в первом классе основан на базовых знаниях об этикете, межличностных, внутриколллективных и внутрисемейных отношений. Дети вводятся в ситуации самопознания, поиска своего места в мире и приобщение к миру. В 1 классе предполагается знакомство с этическими понятиями «дружба», «уважение», «воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло». В содержании курса выделяются следующие разделы: 1. Я и моё место на Земле. 2. В мире вежливых слов. 3. Я, ты, мы. 4. Моё, твоё, наше. 5. Прекрасный мир вокруг нас. В первом разделе учащиеся знакомятся с понятиями «вежливость», «воспитанность», «уважение». Задача учителя - подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого человека, приобщить детей к знаниям о природе как едином целом, созданном из мира людей, мира животных и растений. Во втором разделе дети знакомятся с правилами этикета, с культурой отношений в коллективе, понятиями уважения и взаимного доверия как основы гуманных отношений. В третьем разделе учитель работает над формированием понятия «дружба». Внимание детей акцентируется на признаках, свойственных дружеским отношениям и на осознании детьми их значимости для успешной совместной деятельности, а также важности дружеских, уважительных отношений и проявления внимания, заботы, сочувствия в семье. Четвёртый раздел направлен на выяснение представлений учащихся о добре и зле, о счастье. Особое внимание уделяется разговору об обязанностях ребёнка с новых социальных отношениях. Пятый раздел нацелен на подведение детей к мысли о том, что прекрасный и удивительный мир вокруг нас раним, хрупок и человек в ответе за Землю, на которой он живёт. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Этика» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через: - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях художественных произведений, организацию работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – 1 Приложение 1 Программы начального общего образования инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на занятии интерактивных форм работы с обучающимися: сюжетно-ролевых игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение курса внеурочной деятельности «Этика» на уровне НОО направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. Личностные результаты: – знание основных моральных норм (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие способности отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни; – умение делать нравственный выбор, брать пример с положительных героев художественных произведений; – развитие трудолюбия, способности организации своей деятельности, настойчивость в достижении цели, умения слушать и слышать собеседника; – формирование умения обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, использовать этические знания, умения и навыки во внеурочной деятельности и в повседневной жизни; – приобщение к семейным традициям. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 2 Приложение 1 Программы начального общего образования - определять цель своей деятельности, искать средства её осуществления; -составлять план действий, направленный на достижение цели; -определять степень успешности достижения цели; -делать выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; -понимать причины своего успеха или неуспеха; – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способ их преодоления. Познавательные УУД: -уметь анализировать, обобщать, классифицировать информацию, делать выводы; -строить речевое высказывание в устной форме; -осуществлять поиск необходимой информации; -работать с информацией (книгой). – осуществлять анализ объектов с выделением их признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – уметь сравнивать и классифицировать по заданным критериям. Коммуникативные УУД: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – участвовать в диалогах, строить монологическое высказывание небольшого объёма; обсуждать коллективно, опираясь на собственный опыт или текст; использовать простейшие приёмы анализа; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Предметные результаты: – представлять основные этические нормы, принятые в обществе; – знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; – владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; – уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях; – уметь оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами. 3 Приложение 1 Программы начального общего образования Тематическое планирование 1 год освоения курса № п/п Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела Электронные учебнометодические материалы (ЭОР или ЦОР) Форма проведения занятий Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа по произведению, тестирование, Сюжетно-ролевые игры Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа, по произведению изобразительная деятельность Беседа, сюжетноролевые игры Раздел 1. Я и моё место на Земле 1.1. Что такое этика? 1 1.2. Кто я? 1 1.3. Какой я? 1 1.4 Соседи по планете 1 С кем я живу на этой 1 Земле Итого по разделу 5 1.5 infourok.ru Раздел 2. В мире вежливых слов Мы живём по 1 правилам Поведение и общение в 1 классе Поведение в 1 общественных местах Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru 2.4 Поведение в семье 1 infourok.ru 2.5 «Ежели вы вежливы» 1 infourok.ru «Надо, надо умываться 1 по утрам и вечерам» Что такое здоровый 1 2.7 образ жизни Итого по разделу 7 infourok.ru 2.1. 2.2. 2.3. 2.6 Kopilkaurokov.ru Раздел 3. Я, ты, мы 4 Беседа по произведению, игровые ситуации, решение педагогических задач, сюжетноролевые игры Беседа, сюжетноролевые игры Беседа, сюжетноролевые игры Беседа, сюжетноролевые игры Беседа, сюжетноролевые игры Приложение 1 Программы начального общего образования 3.1. «Здравствуйте, это мы» 1 3.2. Что такое «дружба»? 1 3.3 Дружбой дорожить 3.4 Наши друзья - животные 1 infourok.ru 3.5 Девочки, мальчики 1 infourok.ru 3.6 Моя семья и я 1 infourok.ru 3.7 Я в моей семье 1 infourok.ru 3.8 Праздники семье надо 1 в моей 1 Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа, тестирование, игровые ситуации Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа, решение педагогических задач, игровые ситуации Беседа, изобразительная деятельность, общественнополезные дела Беседа, изобразительная деятельность Беседа, тестирование Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Праздник «С детства 1 дружбой дорожи» Итого по разделу 9 3.9 Беседа, сюжетноролевые игры Беседа, тестирование, общественнополезные дела праздник Раздел 4. Моё, твоё, наше 4.1. Что такое «доброта»? 1 4.2. Что такое «зло»? 1 4.3. Что такое «счастье»? 1 4.4. Что я люблю 1 4.5. Надо и нельзя 1 4.6. Мои и обязанности Мои и твои вещи 4.7 Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа, изобразительная деятельность, решение педагогических задач, тестирование Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Беседа, решение педагогических задач Праздник твои 1 1 Праздник «Путешествие 1 в Добрандию» Итого по разделу 8 4.8 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Раздел 5. Прекрасный мир вокруг нас 5.1. Люди и животные 1 5.2. Люди и растения 1 5.3 Земля – наш дом 1 Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru 5.4 Спасём нашу Землю 1 Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru Итого по разделу ИТОГО Kopilkaurokov.ru urok.1sept.ru 4 33 6 Беседа, Решение педагогических задач, изобразительная деятельность Беседа, коллективная творческая деятельность Беседа, коллективная творческая деятельность