Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 - 2 год освоения курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 3-4 год освоения курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по 1 Приложение 1 Программы начального общего образования сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Тренировка психических процессов: 1. развитие концентрации внимания; 2. тренировка внимания; 3. тренировка слуховой памяти; 4. тренировка зрительной памяти; 5. совершенствование воображения; 6. развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей). 1. Задания геометрического характера. уникурсальные кривые; 2. составление и моделирование предметов; 3. построение фигур из счетных палочек; 4. построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм". Нестандартные задания алгебраического характера. 1. арифметический шифр; 2 Приложение 1 Программы начального общего образования 2. математический фокус; 3. арифметические лабиринты с воротами; 4. математические ребусы; 5. магические квадраты 3*3; Нестандартные задания логического характера 1. анаграмма; 2. комбинаторные задачи; 3. задачи с альтернативным условием. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через: -системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. -развитие личностных качеств, познавательных и коммуникативных способностей. -реализуется принцип системной дифференциации, являющийся ведущим механизмом психического развития. Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”. Основными принципами работы программы являются: - учет современных требований; - учет возрастных особенностей; - доступность; - последовательность; - системность; - эффективность; - личностно-ориентированный подход. - управляемость образовательным процессом; - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). -В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для 3 Приложение 1 Программы начального общего образования всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Формирование культуры здоровья МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей 4 Приложение 1 Программы начального общего образования ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ 1 год освоения курса являются формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. 2 год освоения курса - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. 3 год освоения курса - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования 4 год освоения курса •Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий; •делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; •находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику; •называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку; •точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами; •уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; •узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; •узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; •решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); •составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); •заполнять магические квадраты размером 3×3; •находить число перестановок не более чем из трёх элементов; •находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); •находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; •проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; •объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением; •решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; •уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса III.Тематическое планирование 1 год освоения курса № п/ п Тема/раздел Развитие коммуникатив ных способностей Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 16 часов Электронные Форма проведения учебнозанятий методические материалы (ЭОР или ЦОР) Мультиурок https://multiur ok.ru/files/iuny Практикум m-umnikam-iКонкурс umnitsamИгра-путешествие zaniatieДидактический театр 24.html 6 Приложение 1 Программы начального общего образования Развитие познавательны х способностей 17 часов Мультиурок https://multiur ok.ru/files/iuny m-umnikam-iumnitsamzaniatie32.html Инфоурок. Тренировка зрительной, слуховой памяти https://infouro k.ru/yunimumnikam-iumnicam2427259.html Инфоурок. Занятие 13 https://infouro k.ru/zanyatieyunimumnikam-iumnicamholodova-oa3579310.html ЗНАНИО. Занятие 26. https://znanio. ru/media/prez entatsiya-kkursu-yunymumnikam-iumnitsam-1klass-zanyatie26-2557302 Умники и умницы. 36 занятий для будущих отличников. https://www.ya ndex.ru/video/ preview/?filmI 7 Приложение 1 Программы начального общего образования d=1733017847 7093826527&t ext=%D1%83 %D0%BC%D 0%BD%D0% B8%D1%86% D1%8B+%D0 %B8+%D1%8 3%D0%BC% D0%BD%D0 %B8%D0%B A%D0%B8+1 +%D1%81% D0%B5%D0 %B7%D0%B E%D0%BD+3 6+%D1%81% D0%B5%D1 %80%D0%B8 %D1%8F Видеозанятие. Умники и умницы. 36 занятий для будущих отличников. https://www.ya ndex.ru/video/ preview/?filmI d=1802201349 2692870429&t ext=%D1%83 %D0%BC%D 0%BD%D0% B8%D1%86% D1%8B+%D0 %B8+%D1%8 3%D0%BC% D0%BD%D0 %B8%D0%B A%D0%B8+1 +%D1%81% D0%B5%D0 %B7%D0%B E%D0%BD+3 6+%D1%81% D0%B5%D1 8 Приложение 1 Программы начального общего образования %80%D0%B8 %D1%8F Инфоурок единая коллекция ЦОР: https://infouro k.ru/rabochay a-programmapovneurochnoydeyatelnostiumniki-iumnici-oaholodova1199733.html ИТОГО 33 ч 2год освоения курса № п/ п Тема/раздел Развитие коммуникативных способностей Развитие познавательных способностей ИТОГО Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 17ч 17ч 34 ч 3 год освоения курса № Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы/ п / п раздела Развитие коммуникативных способностей Развитие познавательных способностей 17ч 17ч ИТОГО 34 ч 9 Приложение 1 Программы начального общего образования 4 год освоения курса № Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы/ п/ п раздела Развитие коммуникативных способностей Развитие познавательных способностей ИТОГО 17ч 17ч 34 ч 10