Рабочая программа курса внеурочной деятельности Мир народной культуры

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Мир народной культуры»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир народной культуры» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Программе воспитания.
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 год освоения курса
Модуль «Народный календарь осени»
Сезонные обряды, традиции, праздники осени. Устное народное творчество: осенние обрядовые
песни, заклички. Пословицы и загадки об осени. Осенние приметы. Народный календарь.
Практическая работа: изготовить с родителями кормушку для птиц с последующим установлением её
во дворе дома.
Модуль «Народный календарь зимы»
На кого охотились зимой. Загадки о зверях. Санные ярмарки. Разгадывание загадок о зиме. Традиции
декабря: колядки, святки. Обряды, обычаи Рождества. Починки – обычай февраля. Пословицы и
загадки о зиме. Народные приметы. Народный календарь.
Модуль «Народный календарь весны»
Весенние обряды и обычаи. Творческая работа: изготовление жаворонков из соленого теста.
Масленица – встреча весны. Традиции, обычаи, обряды, дни Масленичной недели. Пословицы и
поговороки о весне. Весенние приметы.
Пасха, обряды, обычаи, приметы. Названия весенних месяцев по народному календарю, день Георгия
Победоносца, первый выгон скота. Практическая работа: посадка гороха.
Модуль «Народный календарь лета»
Зеленые Святки. Название летних месяцев по народному календарю, праздник Зеленые Святки.
Практическая работа: завивание березки. Аграфена – купальница, праздник Ивана – Купала, обычаи,
традиции, обряды. Три спаса: обычаи, традиции. Праздник лошадей. Загадки о лете. Народные игры.
2 год освоения курса
Модуль «Семейные традиции в воспитании ребенка»
Внутренний строй крестьянской семьи, место в ней каждого человека. Рождение ребенка. Роль
матери. Воспитание в семье русского крестьянина. Праздник «Дожинки». Поисковая работа: мир
моей семьи.
Модуль «Традиции в изготовлении одежды»
Мировоззрение древних и отражение его в одежде. Праздничная женская одежда. Сарафанный
ансамбль. Паневный ансамбль. Мужская праздничная одежда. Калужская вышивка. Изготовление
куклы в национальном костюме.
Модуль «Традиции наших предков при строительстве дома»
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

Отражение мировоззрения древних при строительстве дома. Обереговая система. Крестьянская
усадьба. Красный угол. Русская печь. Интерьер крестьянской избы. Представление макета
крестьянской усадьбы. Экскурсия в краеведческий музей.
Модуль «Свадьба – семейное дело»
Термины родства, подготовка к семейной жизни, выбор жениха и невесты. Хоровод – выбор. Осень –
время свадеб. Свадебная одежда.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир народной культуры»
реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через:
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения
к ней;
- демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроках знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией.
Аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
 гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
 осознание своей этнической принадлежности;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Народная культура»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

3 ставить и формулировать проблемы;
4 осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого
характера;
5 устанавливать причинно-следственные связи;
6 предполагать, какая информация необходима;
7 самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники,
энциклопедии;
8 сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
 Регулятивные
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
 выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
 Коммуникативные
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год освоения курса
Названия месяцев по народному календарю, аргументировать их;
характерные признаки времён года и произведения устного народного творчества с ними связанные
(пословицы, поговорки, загадки);
зависимость труда людей от изменений в природе;
сезонные праздники и обряды с ними связанные (Осенины, Святки, Масленица, Пасха); обрядовые
песни, игры (в рамках программы).
2 год освоения курса
Внутренний строй крестьянской семьи и место в ней каждого человека;
семейно-бытовые обряды, обычаи, связанные с изготовлением праздничной одежды;
традиции, связанные со строительством дома и его интерьером.

III.Тематическое планирование
1 год освоения курса

3

№
п/п

Тема/раздел

Приложение 1 Программы начального общего образования
Количество
Электронные
Форма проведения
часов,
учебнозанятий
отводимых
методические
на освоение
материалы (ЭОР
темы/
или ЦОР)
раздела

Раздел 1. Народный календарь осени
Понятие о народном
календаре
Сентябрь – хмурень.
День Саввы –скирдника
Октябрь – листопадник.
Тит – последний гриб

1

Осень – время уборки
урожая.
Капусткины посиделки
Осень – время прощания
птиц с родиной

1

Multiurok.ru

1

Pedsovet.su

1.6

Праздник Осенины

1

1.7

Ноябрь – курятник.
Синичкин день

1

Urok.1sept.ru

1

Urok.1sept.ru

1.1.
1.2.
1.3.

1.4

1.5

Осень – время охоты.
Заговор охотника
Итого по разделу
1.8

Pedsovet.su
Urok.1sept.ru
Multiurok.ru

1
1

Беседа, чтение и
разучивание
фольклорных
текстов, народные
игры,
изобразительная
деятельность
Беседа, народные
песни, народные
игры
Беседа,
изобразительная
деятельность
Народный
праздник
Беседа,
общественнополезное дело
Беседа, народные
игры

8

Раздел 2. Народный календарь зимы
2.1.
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

На кого охотились
зимой?
Декабрь – студень.
Санные ярмарки
Праздник рыбаков

1

1

Pedsovet.su

Традиции декабря:
колядки
Праздник Колядки

1

Urok.1sept.ru

1

Multiurok.ru

Традиции декабря:
святки
Январь –сечень.
Рождество
Зимние посиделки

1

Развлечения детей в
самую студёную пору
2.10 Февраль – снежень.
Агафья- коровница
2.9

1

1
1
1
1
4

Беседа, народные
игры, разучивание
фольклорных
текстов, народные
праздники

Приложение 1 Программы начального общего образования

2.11 Сретенье – Зима с летом
встречаются
2.12 Починки – обычай
февраля
Итого по разделу

1
1
12

Раздел 3. Народный календарь весны
3.1.

Март - протальник

1

Pedsovet.su

3.2

Масленица – встреча
весны
Праздник Масленица

1

Urok.1sept.ru

1

Multiurok.ru

1

3.5

Март – время
возвращения птиц
Апрель - снегогон

3.6

Пасха

1

3.7

Май - травень

1

3.3
3.4

Беседа, народные
песни, народные
танцы, народные
праздники,
изобразительная
деятельность

1

Итого по разделу

7

Раздел 4. Народный календарь лета
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

Июнь – хлеборост.
Зелёные святки
Аграфена - купальница

1

Август – месяц жатвы.
Три спаса
Экскурсия. Сбор
природного материала
Играем в народные игры

1

Pedsovet.su
1
Urok.1sept.ru
Multiurok.ru

1
1

Здравствуй, лето
красное!
Итого по разделу

1

ИТОГО

33

4.6.

Беседа, народные
игры, народные
праздники

6

2 год освоения курса
№
п/п

Тема/раздел

Количество часов,
отводимых на
освоение темы/
раздела

Раздел 1. Семейные традиции в воспитании ребёнка
1.1. Я и семья. Я, семья, род, город, страна
1.2 Внутренний строй крестьянской семьи. Место в ней
каждого человека
1.3 Рождение ребёнка и сопутствующие этому событию
5

1
1
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

семейно-бытовые обряды. Выбор имени. Крещение
Роль матери в воспитании ребёнка. Первый год жизни.
Обереги первого года
1.5 Воспитание в семье: от1 года до 3 лет, от 3 лет до 7,
хороводный возраст
1.6 Поисковая работа: мир моей семьи
1.7 Праздник Дожинки
Итого по разделу
Раздел 2. Традиции в изготовлении одежды
2.1. Мировоззрение древних и отражение его в одежде
2.2 Праздничная женская одежда. Сарафанный ансамбль
2.3 Праздничная женская одежда. Панёвный ансамбль
2.4 Мужская праздничная одежда русского крестьянина
2.5 Калужская вышивка. Мотивы в одежде
2.6 Составление орнамента калужской вышивки
2.7 Изготовление национальной одежды для куклы
Женский головной убор. Виды головных уборов: пава,
2.8
сорока, кичка
2.9 Женские украшения древних. Их роль, назначение
Представление готового изделия. Кукла в национальном
2.10
костюме
Итого по разделу
Раздел 3. Традиции наших предков при строительстве дома
3.1. Строительство дома – семейное дело. Обереговая система
3.2. Выбор места для строительства дома
3.3. Крестьянский дом
3.4. Крестьянская усадьба
Обряды и обычаи при строительстве дома.
3.5
Приглашение домового
Красный угол. Его место и роль в жизни человека.
3.6
Убранство красного угла
Всё о русской печке. Возжигание первого огня.Досуг у
3.7
семейного очага
Интерьер крестьянского дома. Роль украшений, их
3.8
символика
3.9 Жилища местных аборигенов
3.10 Представление макета крестьянской усадьбы
3.11 Экскурсия в краеведческий музей
Итого по разделу
Раздел 4.Свадебные традиции
4.1. Подготовка девочки и мальчика к семейной жизни
4.2. Хороводный возраст. Выбор партнёра
4.3. Сватовство
4.4. Свадебная одежда
4.5 Создание деталей свадебного костюма
4.6 Практическая работа «Кукла в свадебном наряде»
Итого по разделу
ИТОГО
1.4

6

1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».