Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика для любознательных» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика для любознательных» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год освоения курса Сравнение. Обобщение. Классификация. Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам. Классификация, распределение предметов по группам. Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками». Наглядные задачи алгебраического и геометрического содержания. Задачи на разрезание фигур на 2 равные части. Игры-головоломки. Задачи на складывание фигур из нескольких частей. Логические задачи. Математические фокусы. Лабиринты, магические квадраты. Сложение и вычитание в пределах 100. Комбинаторика и конструкции. Понятие о науке «Комбинаторика». Правила суммы. Игры «Раскрась флаги». Творческая и исследовательская деятельность. Задачи с недостающими, лишними, нереальными данными. Проектная деятельность. Диагностика. Диагностика мыслительных способностей. Методика Э.Ф. Замбацавичене. 2 год освоения курса Сравнение. Обобщение. Классификация. Круги Эйлера. Множество, подмножество. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками». Наглядные задачи алгебраического и геометрического содержания. Задачи на разрезание фигур на 3 равные части. Игры-головоломки «Танграмы». Логические задачи. Математические фокусы «Угадай задуманное число». математические лабиринты, магические квадраты. Математические лабиритны «Установи соответствие». Магические квадраты 3×3 Сложение и вычитание в пределах 1000. Магические фокусы «Циклическое число». Комбинаторика и конструкции. Головоломки со спичками. Решение комбинаторных задач «Раскрась флаги», «Составь число с помощью заданных цифр». Комбинаторные задачи «Перестановки», «Обмены», «Передвижения». Творческая и исследовательская деятельность. Игра «Придумай задачу» Составление задач с недостающими и лишними данными. Проектная деятельность. Диагностика. Диагностика мыслительных способностей. Методика «Фигурки в контуре». 3 год освоения курса Сравнение. Обобщение. Классификация. Круги Эйлера. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Наглядные задачи алгебраического и геометрического содержания. Задачи на разрезание фигур по линии сетки на 4 и 5 одинаковых частей. Игры-головоломки «Танграмы». Логические задачи. Задачи в стихах. Ребусы. Японские задачи «Судоку». Задачи муниципальных туров математических олимпиад прошлых лет. Задачи математического 1 Приложение 1 Программы начального общего образования конкурса «Кенгуру» прошлых лет. Числовые цепочки. Анаграммы. Магические квадраты Арифметические действия в пределах 1000000. Логические вопросы. Решение нестандартных логических задач. Комбинаторика и конструкции. Комбинаторные задачи «Перестановки», «Обмены», «Передвижения». Головоломки со спичками. Творческая и исследовательская деятельность. Предполагаемые темы проектов: «Как появились часы», «История возникновения настольных игр», «как появились числа», «Единицы измерения Древней Руси» и др. Диагностика. Диагностика мыслительных способностей. Методика «Выводы». Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика для любознательных» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через: - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на занятиях интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией. Аргументирования и отстаивания своей точки зрения. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Гражданское воспитание Формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде. Ценности научного познания Формирование элементарных математических представлений (исследуем, экспериментируем); готовности к саморазвитию; мотивации к обучению, познанию, самообразованию; социальных компетенций. 2 Приложение 1 Программы начального общего образования Формирование культуры здоровья Формирование установки на здоровый образ жизни. Экологическое воспитание Формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ объектов с выделением из признаков; осуществлять синтез, как составление целого из частей;уметь сравнивать и классифицировать по заданным критериям коммуникативные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ объектов с выделением из признаков; осуществлять синтез, как составление целого из частей; уметь сравнивать и классифицировать по заданным критериям регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия, контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 год освоения курса устанавливать принадлежность и непринадлежность множеству данных элементов; различать истинные и ложные высказывания; решать удобным для себя способом комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3 – 5 элементов; выписывать множество всевозможных результатов простейших случайных экспериментов; правильно употреблять термины «чаще», «реже», «возможно», «невозможно». 2 год освоения курса решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; 3 Приложение 1 Программы начального общего образования уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса; объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением. выполнять прикидку результатов арифметических действий; понимать и объяснять решение нестандартных задач; читать и строить вспомогательные модели к задачам. 3 год освоения курса распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости; распознавать объёмные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве; читать информацию, записанную при помощи круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи разных видов; находить вероятности простейших случайных событий; осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера). III.Тематическое планирование 1 год освоения курса № п/ п Тема/раздел Сравнение, обобщение, классификация Наглядные задачи геометрического и 2 алгебраического содержания 3 Логические задачи 4 Комбинаторика и конструкции 5 Творческая и исследовательская деятельность 6 Диагностика ИТОГО 1 Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 2 6 11 6 6 1 34 ч 2 год освоения курса № п/ п 1 2 Тема/раздел Сравнение, обобщение, классификация Наглядные задачи геометрического и 4 Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 4 5 Приложение 1 Программы начального общего образования алгебраического содержания 3 Логические задачи 4 Комбинаторика и конструкции 5 Творческая и исследовательская деятельность 6 Диагностика ИТОГО 12 7 5 1 34 ч 3 год освоения курса № п/ п Тема/раздел Сравнение, обобщение, классификация Наглядные задачи геометрического и 2 алгебраического содержания 3 Логические задачи 4 Комбинаторика и конструкции 5 Творческая и исследовательская деятельность 6 Диагностика ИТОГО 1 5 Количество часов, отводимых на освоение темы/ раздела 2 5 14 2 10 1 34 ч