Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевичок

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Речевичок»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Речевичок» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 год освоения курса
Речь. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи:
окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп
речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать
небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких
скороговорок.
Слово. Словосочетание. Предложение. Лексическое значение слова.
Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Умение определить
лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного
анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по
предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в
тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Предложение.
Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи
между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать
простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в
нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение
составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на
тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно
правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных
предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в
тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста,
составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по
заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного
текста.
Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы,
благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания,
извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом
конкретной ситуации общения.
2 год освоения курса
Слово
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы.
Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка:
сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное значения, определять основу переноса значения. Умение
сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по
образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным
значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение. Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и
предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять
части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение
интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи
между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной
интонацией, мимикой.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Тайнам
русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои
знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех
учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях
внеурочной деятельности следует обращать на задания, направленные на
развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства
языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета
будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у
младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими
школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях
необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного
речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того,
курс “Тайны русского языка” позволяет работать не только над фонемами,
частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского
языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал
в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его
более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного мною факультативного курса заключается в
желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Речевичок»» реализуется педагогом с учётом рабочей программы
воспитания через:
- привлечение внимания учащихся к бесценному богатству, разнообразию и
неисчерпаемости мира слов родного языка,
- речевую деятельность, восприятие речи, говорение,
-использование разнообразных видов работ: игровые элементы, игры,
применение дидактического и раздаточного материала, пословиц и
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

поговорок, рифмовок, считалок, ребусов, кроссвордов, головоломок.
грамматических сказок.
- организацию работы с получаемой на занятии языковой информацией, ее
обсуждение, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию, подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся;
- организацию дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения диалога;
- организацию групповой работы, работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
- использование исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык формулирования и оформления
собственных идей, навык выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и
других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Патриотическое воспитание
Формирование у младшего школьника чувства патриотизма, т.е любви к
своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции
своего народа, дать возможность увидеть богатство и разнообразие языка,
4

Приложение 1 Программы начального общего образования

привить любовь к русскому языку, научить детей понимать и анализировать
отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и
чужой речи.
Гражданское воспитание
Освоение правил и норм, начиная с самых простых истин, осознание и
освоение собственных прав и обязанностей, быть законопослушным,
социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы
и собственного достоинства способностью к объективной самооценке и
конкуренции с другими;
Ценности научного познания
Учиться самостоятельно ставить проблему, изучать и анализировать научные
факты, проводить исследования и делать соответствующие выводы.
Формирование культуры здоровья
Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения
только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение
своего роста, убеждается, что у него «получается».
Экологическое воспитание
Включение в уроки по развитию речи фактов с экологическим содержанием,
при которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются
мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Пользоваться словарями, справочниками;
- Строить рассуждения.
коммуникативные УУД:
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
5

Приложение 1 Программы начального общего образования

а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика.
регулятивные УУД:
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.:
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности
и искать способы их преодоления.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год освоения курса

- использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, уметь благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
6

Приложение 1 Программы начального общего образования

2 год освоения курса
- различать многозначные слова, омонимы,
- омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры,
сравнения, олицетворение, эпитеты;
- уместно использовать изученные средства общения в устных
высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,
приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
III.Тематическое планирование
1год освоения курса
№
п/п

Тема/раздел

Количеств
о часов,
отводимы
х на
освоение
темы/
раздела

1.

Речь,

2

ЦОР

Формы занятий

https://uchi.ru/activities/teac
her/

Дидактическая игра,
занятие - тренинг,
практикум

https://education.yandex.r
u/

2.

Слово.
Словосочетание.
Предложение.

15

https://uchi.ru/activities/teac
her/

https://education.yandex.r
u/
7

Занятие тренинг,
дидактическая игра

Приложение 1 Программы начального общего образования

3.

Текст.

12

https://uchi.ru/activities/teac
her/

https://education.yandex.r
u/

4.

Культура
общения.

4

https://uchi.ru/activities/teac
her/

https://education.yandex.r
u/

ИТОГО

Практикум,
дидактическая игра,
тренинг,
занятиеисследование.
Практикум,
дидактическая игра,
тренинг,
занятиеисследование.

33 ч
2 год освоения курса

№
п/
п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы/
раздела

1.
2.
3.

Слово.
Текст.
Культура общения.
ИТОГО

13
16
5
34 ч

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».