Рабочая программа предмета Физическая культура и модуля Шахматы 2-4 классы

Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» + модуль «Шахматы»
I. Пояснительная записка Общ1арактеристика
Рабочая программа «Физическая культура 2-4 классы» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа
России»: учебниками «Физическая культура» для 1–4
классов,
методическими рекомендациями для учителя, автора А.П. Матвеева.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством
обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим
действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными
показателями
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование
учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса
(спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн),
региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения
(городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов
двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования
познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование

1

учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в
области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной
школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того,
предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования у обучающихся универсальных способностей
(компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных
результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах
деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№18» г. Калуги предмет «Физическая культура» изучается с первого по четвертый класс:
2 класс –68 часов «Физическая культура»
3 – 4 класс 102 часа /68 часов «Физическая культура» + 34 часа модуль «Шахматы»

II. Планируемые результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы
по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в

2

процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль
и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину
и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

3

III. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм
занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Из истории физической культуры. История древних Олимпийских игр
возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом.
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой
деятельностью. История развития физической культуры в XVII–XIX вв., ее роль и
значение для подготовки солдат русской армии
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием
основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на
повышение частоты сердечных сокращений.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
(на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений
для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции
нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы
дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые
действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические

4

упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках;
кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая
комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера.
Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной
гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками
и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных
положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые
упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту;
спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого
мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски;
подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание,
силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах,
упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в
корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные
игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и
планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,
глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в
стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической
палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой,
стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений,
включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах);
индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;
передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;
ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся
темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной
игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами;
преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки,
перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с

5

асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие
типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на
переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на
расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в
разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной
осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих
упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба),
на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа;
комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на
руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические
палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным
отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке
в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия
с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с
продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с
поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя
ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной
опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через
скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки
в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и
ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с
поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6
минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном
темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг)
одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами
(сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку;
прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с
продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров,
расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;
запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в
движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с
изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов

6

во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной
интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Работа с учебниками по «Физической культуре»
Учебники «Физическая культура» состоят из трех книг:
Физическая культура. 2 класс. А.П. Матвеев,
Физическая культура. 3 – 4 класс. А.П. Матвеев

IV. Тематическое планирование
Разделы программы
Знания о физической культуре

2 класс
6 ч.

3 класс
6 ч.

4 класс
6 ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

56 ч.:

56 ч.:

56 ч.:

8 ч.

8 ч.

8 ч.

12 ч.

12ч.

12ч.

12 ч.
12 ч.
12 ч.

12 ч.
12 ч.
12 ч.

12 ч.
12 ч.
12 ч.

– 18 ч.
Способы физкультурной деятельности
– 18 ч.
Физическое совершенствование -168:
1. Физкультурно-оздоровительная
деятельность – 24 ч.
2. Спортивно-оздоровительная
деятельность – 144 ч.:
гимнастика с основами акробатики –
36 ч.
легкая атлетика – 36 ч
лыжная подготовка – 36ч.
подвижные и спортивные игры – 36 ч.

общеразвивающие упражнения
В содержании соответствующих разделов
программы.

Модуль «Шахматы»
I. Пояснительная записка
Программа курса «Шахматный всеобуч» предназначена для обучающихся 3-4-х
классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под
редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя,
(авт. И.Г. Сухин).
Цель программы:

7

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.

Задачи:
 создание условий для формирования и развития ключевых компетенций
учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
 формирование
универсальных
способов
мыслительной
деятельности
(абстрактно-логического
мышления,
памяти,
внимания,
творческого
воображения, умения производить логические операции);
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски,
обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют
общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным
методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел,
учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и
основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля.

8

При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более
поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования
тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество
ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
II. Содержание учебного модуля
Теоретический раздел
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение
шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной
нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Третий год обучения предполагает обучение решению шахматных задач. На
занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задач для самостоятельного
решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды,
ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только
информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и
ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного
изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы
из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Результаты образовательной деятельности:
 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
 Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность
знаний и умение применять их на практике.
Практический раздел
Второй год обучения 3 класс (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы
проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Дидактические игры и задания

9

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать
ее
(например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог
спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют
горизонталь
(например: “Вторая горизонталь”).
"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например,: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на
одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на
угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется
наименьшее количество полей для отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,
уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный
шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания

10

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш
материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
К концу второго года обучения дети должны знать:
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
 проводить элементарные комбинации.
Третий год обучения 4 класс (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против
“повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие
о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”
Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в
игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который
слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к
проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила
игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в
которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать
сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у
противника образовались сдвоенные пешки.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
 принципы игры в дебюте и в миттельшпиле;
 основные тактические приемы;
 что означают термины «дебют» и «миттельшпиль», «эндшпиль».
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте и миттельшпиле;
 точно разыгрывать простейшие окончания.

11

III. Тематическое планирование
Тема раздела

Кол-во часов
2 год обучения
3 класс (34 часа)

Повторение.

3

Шахматная нотация.

3

Ценность шахматных фигур.

4

Техника матования одинокого короля.

4

Достижение мата без жертвы материала.

4

Шахматная комбинация.

15

Повторение.

1
3 год обучения
4 класс (34 часа)

Повторение.

3

Основы дебюта.

13

Основы миттельшпиля.

18

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».