Рабочая программа предмета Технология 2 -4 классы

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1-4 классов
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и авторской
программы Е. А. Лутцевой «Технология 1 - 4 классы» предметной линии
учебников УМК «Школа России».
Цель программы: приобретение личного опыта как основы обучения и
познания;
приобретение
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими
знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого
в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других
народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на
основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к
мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной
культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности
человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного
мира и его единства с миром природы;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности
и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического
образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование на основе овладения культурой проектной
деятельности:
1) внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание,
планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной
задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при
различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
2) умений переносить освоенные в проектной деятельности
теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

изделий ручного труда, использовать 3 технологические знания при изучении
предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
3) коммуникативных умений в процессе реализации проектной
деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения,
сравнивая их со своими; распределять обязанности, приходить к единому
решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою
точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
4) первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на
основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения
технологии изготовления любых изделий;
5) первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации,
её передачи, преобразования, хранения информации, а также навыков
использования компьютера;
6) творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и
реализации проектов.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в
образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает
переход внешних действий во внутренние умственные процессы и
формирование психических действий субъекта из внешних, материальных
(материализованных) действий.
- Теория развития личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не
только как усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса
развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Технология» в начальной школе должны быть
достигнуты следующие образовательные результаты.
1 класс
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и
ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё
отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,
высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в
первом классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему
(в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать
необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и
инструменты), осуществлять контроль 8 точности выполнения операций (с
помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что
нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для
открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1 классе
является формирование следующих умений.
Основы культуры труда, самообслуживания:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы,
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда;
- понимание общих правил создания предметов рукотворного мира:
соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность,
эстетическая выразительность;
- анализ предлагаемой информации, планирование предстоящей
практической работы, осуществление корректировки хода практической
работы, самоконтроль выполняемых практических действий.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их
видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни
осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по
декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с
поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки
при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке
и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
4

Приложение 1 Программы начального общего образования

- выполнять символические действия моделирования и преобразования
модели, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать
плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам,
рисункам.
Конструирование и моделирование:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению
вида и способа 9 соединения деталей: на достраивание, придание новых
свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности
задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку,
простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.
Практика работы на компьютере:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным
компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в
ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторскотехнологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными
ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.
2 класс
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и
ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё
отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
5

Приложение 1 Программы начального общего образования

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,
высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2
классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему
(в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать
необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и
инструменты), осуществлять контроль 8 точности выполнения операций (с
помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что
нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для
открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
6

Приложение 1 Программы начального общего образования

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе
является формирование следующих умений.
- получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества;
- получение первоначальных представлений о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания;
- овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
- усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и
организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
3 класс
Личностные результаты:








овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной
деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки
зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами
и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые
можно характеризовать как хорошие или плохие;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
формирование следующих универсальных учебных действий:
7

Приложение 1 Программы начального общего образования



















самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять задание по составленному подконтролем учителя плану, сверять
свои действия с ним;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации
шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества
выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников,
исходя из имеющихся критериев;
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная
карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать
факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах);
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:





простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их
обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели,
условиям использования и области функционирования предмета,
техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение
области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра
возможных решений, выбор оптимального решения), творческих
художественных задач (общий дизайн, оформление);

8

Приложение 1 Программы начального общего образования





приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими
приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой
информации, окончательный образ объекта, определение особенностей
конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов,
материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с
корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии,
представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире
профессий.
4 класс
Личностные результаты:









овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной
деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки
зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами
и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые
можно характеризовать как хорошие или плохие;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:








формирование следующих универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять задание по составленному подконтролем учителя плану, сверять
свои действия с ним;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации
шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества
выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников,
исходя из имеющихся критериев;

9

Приложение 1 Программы начального общего образования












искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная
карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать
факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах);
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:









простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их
обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу,
модели, условиям использования и области функционирования предмета,
техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение
области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра
возможных решений, выбор оптимального решения), творческих
художественных задач (общий дизайн, оформление);
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими
приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой
информации, окончательный образ объекта, определение особенностей
конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов,
материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с
корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии,
представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире
профессий.
III. Содержание учебного предмета
1 класс
10

Приложение 1 Программы начального общего образования

1.Давайте знакомиться
Экскурсия в школьную библиотеку по теме «Я и мои друзья». Как работать с
учебником.
Экскурсия в кабинет технологии по теме «Что такое технология».
2. Природная мастерская
Прогулка по теме: «Рукотворный и природный мир города/ села.» Игра –
викторина «Рукотворное – природное»
Прогулка по теме «На земле, на воде и в воздухе».
Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Прогулка
по теме «Букет из листьев»; буквы или цифры из листьев.
Природа и творчество. Семена и фантазии. Игра «Фантазия из семян».
Веточки. Фантазии из веточек, шишек, желудей и каштанов. Прогулка.Игра
«Жар-птица на асфальте».
Композиция из листьев. Что такое композиция?
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Знакомство с понятием
«орнамент». Составление разных орнаментов из одних деталей – листьев (в
круге, квадрате, полосе).
Природные материалы. Как их соединять? Обобщение понятия «природные
материалы». Составление объёмных композиций.
3. Пластилиновая мастерская
Материалы для лепки. Что может пластилин? Знакомство с пластичными
материалами – глина, пластилин, тесто. Введение понятия «инструмент».
Знакомство с профессиями людей. Практическая работа «Исследование
свойств пластилина».
В мастерской кондитера. Как работает мастер? Введение понятия
«технология». Знакомство с профессией и материалами кондитера.
Изготовление пирожных, печенья из пластилина.
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Обучать умению
определять конструктивные особенности изделий и технологию их
изготовления. Изготовление морских обитателей из пластилина.
11

Приложение 1 Программы начального общего образования

Наши проекты. Коллективный проект. Аквариум. Работа в группах.
4. Бумажная мастерская
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оборудование рабочего места.
Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Изготовление
ёлочных игрушек из бумажных полосок.
Наши проекты. Коллективный проект. Скоро Новый год! Работа в группах.
Работа с опорой на рисунки. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных
полосок.
Бумага. Какие у неё есть секреты? Введение понятия «бумага - материал».
Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров,
использующих бумагу в своих работах. Картон. Какие секреты у картона?
Введение понятия «картон - материал». Знакомство с разновидностями
картона. Практическая работа « Исследование свойств бумаги и картона».
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Введение понятия «оригами».
Точечное наклеивание бумаги.
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
«аппликация». Изготовление изделий из оригами.

Введение

понятия

Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? Закрепление приёмов
сгибания и складывания. Изготовление изделий в технике оригами.
Наша армия родная. Представление о 23 февраля - День защитника
Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о
родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника».
Изготовление изделий в технике оригами.
Ножницы. Что ты о них знаешь? Введение понятий «конструкция»,
«мозаика». Выполнение резаной мозаики.
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? О роли матери в
жизни человека. Индивидуальный проект « Подарок- портрет»: Изготовление
изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым,
кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных
полос.
Шаблон. Для чего он нужен? Введение понятие «шаблон». Разнообразие
форм шаблонов. Изготовление изделий, в которых разметка деталей
выполняется с помощью шаблонов.
12

Приложение 1 Программы начального общего образования

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Изготовление изделий из
деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам.
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Весна. Какие краски у весны?
Настроение весны. Что такое колорит?
Праздники и традиции весны. Какие они?
5. Текстильная мастерская
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки материалы». Практическая работа «Завязывание узелка».
Игла – труженица. Что умеет игла? Введение понятий «игла – швейный
инструмент»,
«швейные
приспособления»,
«строчка»,
«стежок».
Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка.
Вышивка. Для чего она нужна? Обобщение представление об истории
вышивки.
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Изготовление изделий с
вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами. Обобщение знаний и
умений, полученных в 1 классе.
2 класс
1.Давайте знакомиться
Как работать с учебником.
2.Художественная мастерская
Что ты уже знаешь? Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе.
Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Изготовление
изделий в технике оригами.
Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Знакомство со средствами
художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по
тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу.
Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.
Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную
основу. Изготовление композиций из семян растений.
13

Приложение 1 Программы начального общего образования

Какова роль цвета в композиции? Знакомство со средством художественной
выразительности — цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по
подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в
картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки
в качестве шаблона.
Какие бывают цветочные композиции? Знакомство с видами композиций:
центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции
в работах художников.
Как увидеть белое изображение на белом фоне? Средства художественной
выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных
геометрических форм. Упражнения по освоению приёмов получения
объёмных форм из бумажного листа.
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Введение
понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и
несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами
традиционного искусства, выполненными в технике симметричного
вырезания. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.
Можно ли сгибать картон? Как? Повторение сведений о картоне (виды,
свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка
деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам
деталей.
Наши проекты. Африканская саванна Работа в группах по 4—6 человек.
Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из
деталей.
Как плоское превратить в объёмное? О многообразии животного мира,
формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей
путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение
по изготовлению выпуклой детали клюва.
Как согнуть картон по кривой линии? О древних ящерах и драконах.
Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона. Пробное упражнение
по освоению приёма получения криволинейного сгиба.

3.Чертёжная мастерская
Что такое технологические операции и способы? Введение понятия
«технологические операции». Знакомство с основными технологическими
операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения.
14

Приложение 1 Программы начального общего образования

Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения
предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой.
Что такое линейка и что она умеет? Введение понятия «линейка —
чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки,
разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по
линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений
по линейке.
Что такое чертёж и как его прочитать? Введение понятия «чертёж». Линии
чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками.
Чтение чертежа. Изделия и их чертежи.
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. Знакомство с
народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с
понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла
родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от
двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок.
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Введение понятия
«угольник — чертёжный инструмент». Функциональное назначение
угольника, разновидности угольников.
Можно ли без шаблона разметить круг? Введение понятий: «циркуль —
чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус».
Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение
окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по
линейке. Построение окружности заданного радиуса.
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Знакомство с чертежом круглой
детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных
способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа
по технологической карте.
4.Конструкторская мастерская
Какой секрет у подвижных игрушек? Введение понятий «подвижное и
неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной
работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом,
прокалывание отверстий шилом.
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Введение понятий
«разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о
шарнирном механизме.

15

Приложение 1 Программы начального общего образования

Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Расширение знаний о
шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного
механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»).
Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Об использовании пропеллера в
технических устройствах, машинах.
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Введение
понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории
освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта.
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Общее
представление об истории вооружения армий России в разные времена.
Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах
транспорта трёх сфер (земля, вода, небо).
Поздравляем женщин и девочек.
Что интересного в работе архитектора? Представление о работе архитектора,
об архитектуре. Использование архитектором средств художественной
выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества.
Наши проекты. Макет города.
5.Рукодельная мастерская
Какие бывают ткани? Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение,
свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их
строение и свойства.
Какие бывают нитки. Как они используются? Виды ниток: шёлковые,
мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных
ниток — пряжи. Изготовление пряжи — прядение.
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Виды натуральных
тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их
происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей.
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Вышивки разных народов. Их
сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил
пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её
варианты.
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Введение понятия «лекало».
Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности.
Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу.
16

Приложение 1 Программы начального общего образования

3 класс
1.Информационная мастерская
Вспомним и обсудим! Изготовление изделия из природного материала.
Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с возможностями
компьютера.
Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией.
2.Мастерская скульптора
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Изготовление
скульптурных изделий из пластичных материалов.
Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на
пластиковую заготовку.
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Изготовление
изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов. Конструирование
из фольги. Изготовление изделий из фольги с использованием изученных
приёмов обработки фольги.
3.Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы)
Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест».
Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и
применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка.
Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с
дырочками.
История швейной машины. Секреты швейной мастерской. Изготовление
изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей.
Футляры. Изготовление футляра из плотного не сыпучего материала с
застёжкой из бусины или пуговицы с дырочкой.
Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с
помощью линейки и циркуля.
4. Мастерская инженеров – конструкторов, строителей, декораторов
Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с
элементами декора из гофрокартона.
Объём и объёмные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической
формы на основе развёртки.
Подарочные упаковки. Изготовление коробок – упаковок призматических
форм из картона.
Декорирование (украшение) готовых форм. Декорирование коробок –
упаковок оклеиванием тканью.
Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных
средств из картона и цветной бумаги по чертежам и деталей объёмных и
плоских форм.
17

Приложение 1 Программы начального общего образования

Модели и конструкции.
Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей
техники из наборов типа «Конструктор».
Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки.
Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделия с
использованием художественной техники «квиллинг».
Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить».
Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в
разных художественных техниках с использованием креповой бумаги.
5. Мастерская кукольника
Может ли игрушка быть полезной? Изготовление декоративных зажимов на
основе прищепок, разных по материалам и конструкциям.
Театральные куклы – марионетки. Изготовление марионетки из любого
подходящего материала.
Игрушки из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды
(из старых вещей).
Игрушка - неваляшка. Изготовление игрушки – неваляшки и з любых
доступных материалов с использованием готовых форм.
4 класс
1. Информационный центр
Вспомним, обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на
компьютере. Создание презентаций. Программа PowerPoint.
2. Проект “Дружный класс”
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
3. Студия “Реклама”
Реклама. Упаковка для мелочей. Коробочка для подарка. Упаковка для
сюрприза.
4. Студия “Декор интерьера”
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Плетёные
салфетки.
Цветы из креповой бумаги.
Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров.
5. Новогодняя студия
Новогодние традиции.
Игрушки из трубочек для коктейля. Игрушки из зубочисток.
6. Студия “Мода”
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм.
Одежда народов России. Синтетические ткани.
Твоя школьная форма. Объёмные рамки.
Аксессуары одежды. Вышивка лентами.
7. Студия “Подарки”
Плетёная открытка. Открытка с лабиринтом. Весенние цветы.
18

Приложение 1 Программы начального общего образования

8. Студия “Игрушки”
История игрушек. Игрушка - попрыгушка.
Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка щелкунчик.
Игрушка с рычажным механизмом.
Подготовка портфолио.

IV. Тематическое планирование
1 класс
№

Раздел

Кол-во часов

1 Давайте познакомимся

2

2 Природная мастерская

8

3 Пластилиновая мастерская

4

4 Бумажная мастерская

15

5 Текстильная мастерская

4

Итого:

33
2 класс

№

Раздел

Кол-во часов

1 Давайте познакомимся

1

2 Художественная мастерская

9

3 Чертёжная мастерская

7

4 Конструкторская мастерская

10

5 Рукодельная мастерская

7

Итого:

34
3 класс

№

Раздел

Кол-во часов
19

Приложение 1 Программы начального общего образования

1 Информационная мастерская

3

2 Мастерская скульптора

6

3 Мастерская рукодельницы (швеи,
вышивальщицы)

9

Мастерская инженеров - конструкторов,
строителей, декораторов
5 Мастерская кукольника
4

12
4

Итого:

34

4 класс
№ Раздел
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Кол-во
часов

Информационный центр.
Проект «Дружный класс».
Студия «Реклама».
Студия «Декор интерьера».
Новогодняя студия.
Студия «Мода».
Студия «Подарки».
Студия «Игрушки».
Итого:

4
3
4
5
3
7
4
5
35

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».