Рабочая программа предмета Родной язык (русский) 2-4 классы

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Родной язык (русский)»
I.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования.
Основой для разработки программы послужила примерная программа
по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М.,
Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,
Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для
реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучения
русского языка как родного языка обучающихся.
Целями изучения курса являются:
• расширение представлений о русском языке как духовной и культурной
ценности народа;
• совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой
интуиции;
• включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском
языке;
Задачами курса являются:
 приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей русского народа;
 формирование первоначальных представлений младших школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира;
 воспитание патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.
II.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык(русский)»

Планируемые
результаты
обеспечивают
формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных
и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном
языке.
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

1 класс
Личностными результатами изучения предмета являются
следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их
поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью
учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является
сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв,
соединения;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике.
2 класс
Личностными результатами изучения предмета являются следующие
умения:
 развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою
Родину, народ, великое достояние русского народа – русский
язык;
 развития чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности языка;
 этических
чувств
(доброжелательности,
сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
 понимания чувств одноклассников, учителей;
 представления
о бережном отношении к материальным
ценностям;
 развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу;
 высказывать свои предположения относительно способа решения
учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты
решения учебной задачи;
 планировать
(совместно с учителем) свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 выполнять действия по намеченному плану, а также по
инструкциям, содержащимся в источниках информации;
 проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи)
последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности;
Познавательных УУД:
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух,
решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
 работать с информацией, представленной в разных формах
(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и
самостоятельно;
 осуществлять
под руководством учителя поиск нужной
информации в соответствии с поставленной задачей;
 пользоваться словарями и справочным материалом;
 осмысленно читать текст, выделять существенную информацию
из текстов разных видов (художественного и познавательного);
 составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом
объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую
информацию или прочитанный текст);
 осуществлять
сравнение,
сопоставление,
классификацию
изученных фактов языка по заданным признакам и
самостоятельно выделенным основаниям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об
объекте.
Коммуникативных УУД:
 слушать собеседника и понимать речь других;
 принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила
речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника,
стремиться понять его точку зрения и др.);
 признавать
существование
различных
точек
зрения;
воспринимать другое мнение и позицию;
 формулировать собственное мнение и аргументировать его;
 работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё
мнение, договариваться и приходить к общему решению в
совместной
деятельности;
проявлять
доброжелательное
отношение к партнёру.
Предметными результатами изучения
курса является
сформированность следующих умений:
1. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
 осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного);


4

Приложение 1 Программы начального общего образования

обогащение активного и пассивного словарного запаса,
расширение объёма используемых в речи языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения.
2. Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
 произношение слов с правильным ударением (расширенный
перечень слов);
 осознание смыслоразличительной роли ударения.
3. Соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
 проведение синонимических замен с учётом особенностей
текста;
 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
 редактирование письменного текста с целью исправления
речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
4. Соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
 выявление
и исправление в устной речи типичных
грамматических ошибок, исправление нарушений сочетаемости
подлежащего и сказуемого.
5. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе):
 соблюдение изученных орфографических норм при записи
собственного текста;
 соблюдение изученных пунктуационных норм при записи
собственного текста.
6. Совершенствование умений пользоваться словарями:
 использование учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы
формообразования;
 использование учебных фразеологических словарей, учебных
словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова
и в процессе редактирования текста;
 использование
учебного
орфоэпического
словаря
для
определения нормативного произношения слова, вариантов
произношения;


5

Приложение 1 Программы начального общего образования

использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для
уточнения происхождения слова;
 использование орфографических словарей для определения
нормативного написания слов.
7. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
 владение
различными
приемами
слушания
научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
 владение различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа;
 уместное использование коммуникативных приемов устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
 создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его
в устной форме;
 оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
8. Соблюдение основных норм русского речевого этикета:
 различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.


4 класс









Личностными результатами изучения предмета являются следующие
умения:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения
мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению
курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.

6

Приложение 1 Программы начального общего образования



























Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметными
результатами изучения
курса
является
сформированность следующих умений:
Обучающиеся будут знать:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
7

Приложение 1 Программы начального общего образования






















стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно
публицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции текста.
Уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения
слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных элементов композиции текста;
распознавать стили речи.

III.

Содержание учебного предмета

Основные
содержательные
линии
программы
соотносятся
с
содержательными линиями основного курса русского языка.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как
основе русской культуры и литературы.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры
учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в
различных сферах общения.
8

Приложение 1 Программы начального общего образования

1 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы. Горница,
светлица, светец, лучина и т.д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти ит.д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
2 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ковш, решето, сито);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
9

Приложение 1 Программы начального общего образования

Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы
толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как
убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения
в
учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие:
- части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око,
шуйца, десница );
- слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье,
древко, кольчуга, шлем, науши, бармица, );
- слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь,
локоть и т.д).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие
слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцах,
10

Приложение 1 Программы начального общего образования

коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша
медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и
переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте
стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в
литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут
разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция
текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры.
IV.

Тематическое планирование

1 класс (17 часов)
№ раздела
Название раздела
1.
Русский язык: прошлое и
настоящее
2.
Язык в действии
3.
Секреты речи и текста
2 класс (17 часов)
№ раздела
Название раздела
1.
Русский язык: прошлое и
настоящее
2.
Язык в действии
3.
Секреты речи и текста
4 класс (17 часов)
№ раздела
Название раздела
1.
Русский язык: прошлое и
настоящее
2.
Язык в действии
3.
Секреты речи и текста
11

Количество часов
6 ч.
5 ч.
6 ч.
Количество часов
6 ч.
6 ч.
5 ч.
Количество часов
5 ч.
3 ч.
9 ч.

Приложение 1 Программы начального общего образования

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».