Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2- 4- го классов разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения,
примерной программой начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы
по музыке: «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской 1 - 4 классы УМК «Школа России».
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных
действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной
выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено
ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. В программе
также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также
с возрастными особенностями развития учащихся. Отличительная особенность программы - охват
широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки
музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию
эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по
своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение
музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с
музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические
движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов
сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта.
1
Приложение 1 Программы начального общего образования
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает
интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств:
любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во
всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха
на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой
музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта
музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
формирование уважительного отношения к культуре других народов.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
2
Приложение 1 Программы начального общего образования
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий.
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека.
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности.
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям.
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
3 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной,
этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
формирование личностного смысла постижения искусства;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач,
уважительное отношение к иному мнению;
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
3
Приложение 1 Программы начального общего образования
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределение функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой
деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о значении музыки в жизни человека;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного
досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
4 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской
музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
4
Приложение 1 Программы начального общего образования
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
5
Приложение 1 Программы начального общего образования
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
III. Содержание учебного предмета
2 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня.
Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева.
Музыкальный материал — фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество
Христово. Молитва.
Хорал.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной
музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча
весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр.
Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики
действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале»
6
Приложение 1 Программы начального общего образования
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.
Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического
оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность
и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
3 класс
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального
обучения и имеет те же разделы, что для 2 класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ
праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в
музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и
балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка,
исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные
возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные
образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы
музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
7
Приложение 1 Программы начального общего образования
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
4 класс
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального
обучения и имеет те же разделы, что для III класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения:
стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная
выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского
народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев.
Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика
действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве
русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие
музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в
разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Восточные мотивы в творчестве русских
композиторов.
8
Приложение 1 Программы начального общего образования
№
п/п
IV. Тематическое планирование
Содержательные блоки темы
Кол-во часов
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
Россия – Родина моя
День, полный событий
«О России петь – что стремиться в храм»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
В музыкальном театре
В концертном зале
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
6
4
5
5
5
6
34
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
«Россия – Родина моя»
«День, полный событий»
«О России петь – что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
5
4
4
6
6
4
34
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
«Россия – Родина моя»
«О России петь – что стремиться в храм»
«День, полный событий»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В концертном зале»
«В музыкальном театре»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
4
6
3
5
6
7
34
9