Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном языке (русском) 2-4 классы

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»






I.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам
освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)» курс направлен на
формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке
(русском)» являются:
развитие читательских умений;
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа
и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение русской культуры.
Специфика курса «Литературное чтение на родном языке (русском)»
реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской
культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых
отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье,
его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности
восприятия ребенком окружающего мира.
Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)», основанный
на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение»,
предусматривает знакомство младших школьников с произведениями
русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы
русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции
русского народа.
1

Приложение 1 Программы начального общего образования






Курс «Литературное чтение на родном языке(русском)» направлен на
решение следующих задач:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое
пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса
к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в
родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
II.

Результаты освоения курса

Реализация
программы
обеспечивает
достижение
следующих
личностных результатов:
- понимание ценностей многонационального российского общества,
осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других
народов;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
метапредметных результатов:
1) познавательные универсальные учебные действия:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

2) коммуникативные универсальные учебные действия:
* развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
* совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных)
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу
как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
4

Приложение 1 Программы начального общего образования

прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу
как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
III.

Содержание курса

В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды
речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения»,
«Литературоведческая
пропедевтика»,
«Творческая
деятельность
обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном
языке(русском)» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на
материале доступных для восприятия учащихся начальной школы
произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими
произведениями помогает младшим школьникам понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями
значительного количества произведений выступают сверстники младшего
школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя
представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды.
5

Приложение 1 Программы начального общего образования

В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на
родном языке (русском)» и принципами построения курса содержание
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия –
Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы,
например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я фантазирую», «Я и книги», во
втором: «Что мы Родиной зовем», «О родной природе».
1 класс
1 раздел «Мир детства»:
* «Я и книги» С.А.Баруздин «Самое простое дело»
Л.В.Куклин « Как я научился читать»
Н.Н.Носов « Тайна на дне колодца»
* «Я взрослею» - С.Л.Прокофьев « Самый большой друг»
И.А.Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом»
Л.Н.Толстой «Лгун»
В.А.Осеева «Почему?»
* «Я фантазирую» - М.М.Пришвин «Осинкам Холодно»
С.А.Иванов «Снежный заповедник»
В.В.Лунин «Я видел чудо»
А.С.Пушкин «Еще дуют холодные ветры»
2 раздел «Россия – Родина моя»:
* «Что мы Родиной зовем» - П.А.Синявский «Рисунок».
К.Д.Ушинский «Наше Отечество»
* «О родной природе» А.Н.Толстой «Петушки».
В.М.Катанов «Жар-птица».
С.В.Востоков «Два яблока».
2 класс
1 раздел «Мир детства»:
* «Я и книги» - Е.Н. Егорова «Нянины сказки»
Т.А.Луговая «Как знаю, как помню, как умею»
Л.К.Чуковская «Пямяти детства. Мой отец Корней Чуковский»
* «Я взрослею» - В.В.Бианки «Сова»
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком»
С.П.Алексеев «Медаль»
В.В. Голявкин «Этот мальчик»
Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети»
Б.В.Шергин « Плотник думает топором»
* «Семья крепка ладом»: С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика»
В.В.Голявкин «Мой добрый папа»
М.В.Дружинина «Очень полезный подарок»
Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»
* «Я фантазирую и мечтаю»: - Н.К.Абрамцева «Заветное желание»
Е.В.Григорьева «Мечта»
6

Приложение 1 Программы начального общего образования

Л.Н.Толстой « Воспоминания»
2 раздел «Россия – Родина моя»:
* «Люди земли Русской» - В.А.Бахревский «Рябово»
М.А.Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова»
М.Л.Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»
И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»
* «Народные праздники, связанные с временами года» Л.Ф.Воронкова «Праздник весны»
В.А.Жуковский «Жаворонок»
А.С.Пушкин «Птичка»
А.А.Коринфский «Август-собериха»
А.А.Коринфский «Спожинки»
* «О родной природе» - И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает»
Л.Ф.Воронкова « Подснежники»
Ю.И.Коваль «Форфоровые колокольчики»
М.С.Пляцковский «Колокольчик»
В. С.Солоухин «Трава»
Е.А.Благинина «Журавушка»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального
речевого этикета.
7

Приложение 1 Программы начального общего образования

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
IV. Тематическое планирование
№ раздела
1.
3
4
5
2.
6
7

1 класс (16 часов)
Название раздела
Мир детства
- Я и книги
- Я взрослею
- Я фантазирую
Россия – Родина моя
- Что мы Родиной зовем
- О родной природе

2 класс (17 часов)
№ раздела
Название раздела
1.
Мир детства
- Я и книги
8 - Я взрослею
9 - Я фантазирую
2.
Россия – Родина моя
10 – Люди земли Русской
11 – Народные праздники, связанные с
временами года
12 - О родной природе

8

Количество часов
11 ч.
3
4
4
5 ч.
2
3

Количество часов
10 ч.
1
7
2
7 ч.
2
2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».