Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» I. Пояснительная записка Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются: развитие читательских умений; воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры. Специфика курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира. Курс «Литературное чтение на родном языке (русском)», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа. 1 Приложение 1 Программы начального общего образования Курс «Литературное чтение на родном языке(русском)» направлен на решение следующих задач: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе; обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении. II. Результаты освоения курса Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: - понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; - развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов: 1) познавательные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; 2 Приложение 1 Программы начального общего образования 2) коммуникативные универсальные учебные действия: * развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; * совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 3) регулятивные универсальные учебные действия: - развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Достижение предметных результатов по годам обучения: К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится: совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) 3 Приложение 1 Программы начального общего образования произведений с впечатлениями от других видов искусства; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится: осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится: осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание 4 Приложение 1 Программы начального общего образования прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; III. Содержание курса В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся». При определении содержания курса «Литературное чтение на родном языке(русском)» в центре внимания находятся: 1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры. 2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я фантазирую», «Я и книги», во втором: «Что мы Родиной зовем», «О родной природе». 1 класс 1 раздел «Мир детства»: * «Я и книги» С.А.Баруздин «Самое простое дело» Л.В.Куклин « Как я научился читать» Н.Н.Носов « Тайна на дне колодца» * «Я взрослею» - С.Л.Прокофьев « Самый большой друг» И.А.Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» Л.Н.Толстой «Лгун» В.А.Осеева «Почему?» * «Я фантазирую» - М.М.Пришвин «Осинкам Холодно» С.А.Иванов «Снежный заповедник» В.В.Лунин «Я видел чудо» А.С.Пушкин «Еще дуют холодные ветры» 2 раздел «Россия – Родина моя»: * «Что мы Родиной зовем» - П.А.Синявский «Рисунок». К.Д.Ушинский «Наше Отечество» * «О родной природе» А.Н.Толстой «Петушки». В.М.Катанов «Жар-птица». С.В.Востоков «Два яблока». 2 класс 1 раздел «Мир детства»: * «Я и книги» - Е.Н. Егорова «Нянины сказки» Т.А.Луговая «Как знаю, как помню, как умею» Л.К.Чуковская «Пямяти детства. Мой отец Корней Чуковский» * «Я взрослею» - В.В.Бианки «Сова» Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком» С.П.Алексеев «Медаль» В.В. Голявкин «Этот мальчик» Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети» Б.В.Шергин « Плотник думает топором» * «Семья крепка ладом»: С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика» В.В.Голявкин «Мой добрый папа» М.В.Дружинина «Очень полезный подарок» Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» * «Я фантазирую и мечтаю»: - Н.К.Абрамцева «Заветное желание» Е.В.Григорьева «Мечта» 6 Приложение 1 Программы начального общего образования Л.Н.Толстой « Воспоминания» 2 раздел «Россия – Родина моя»: * «Люди земли Русской» - В.А.Бахревский «Рябово» М.А.Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова» М.Л.Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский» * «Народные праздники, связанные с временами года» Л.Ф.Воронкова «Праздник весны» В.А.Жуковский «Жаворонок» А.С.Пушкин «Птичка» А.А.Коринфский «Август-собериха» А.А.Коринфский «Спожинки» * «О родной природе» - И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает» Л.Ф.Воронкова « Подснежники» Ю.И.Коваль «Форфоровые колокольчики» М.С.Пляцковский «Колокольчик» В. С.Солоухин «Трава» Е.А.Благинина «Журавушка» Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. 7 Приложение 1 Программы начального общего образования Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. IV. Тематическое планирование № раздела 1. 3 4 5 2. 6 7 1 класс (16 часов) Название раздела Мир детства - Я и книги - Я взрослею - Я фантазирую Россия – Родина моя - Что мы Родиной зовем - О родной природе 2 класс (17 часов) № раздела Название раздела 1. Мир детства - Я и книги 8 - Я взрослею 9 - Я фантазирую 2. Россия – Родина моя 10 – Люди земли Русской 11 – Народные праздники, связанные с временами года 12 - О родной природе 8 Количество часов 11 ч. 3 4 4 5 ч. 2 3 Количество часов 10 ч. 1 7 2 7 ч. 2 2 3