Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, линия УМК «Окружающий мир» авторского коллектива А.А. Плешакова и др. УМК «Школа России». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) сформировать уважительное отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) сформировать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) сформировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) сформировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 1 Приложение 1 Программы начального общего образования - Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Работать по предложенному учителем плану. - Отличать верно выполненное задание от неверного. - Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Проговаривать последовательность действий на уроке; - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений. Учащиеся научатся : - называть окружающие предметы и их взаимосвязи; - объяснять, как люди помогают друг другу жить; - называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; - называть основные особенности каждого времени года. - оценивать правильность поведения людей в природе; - оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Учащиеся получат возможность научиться: 2 Приложение 1 Программы начального общего образования - Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. - Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны. - Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. - Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. 2-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 3 Приложение 1 Программы начального общего образования - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: - Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: Ученик научится: -связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; -наблюдать за погодой и описывать её; -уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; -пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; -различать изученные группы растений и животных; -приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга. -оценивать правильность поведения людей в природе; -уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. -назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город; - различать государственную символику России; -называть государственные праздники; -называть основные свойства воздуха. воды; - выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - называть правила сохранения и укрепления своего здоровья; -соблюдать основные правила поведения в окружающей среде; Ученик получит возможность научиться: -определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); -различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; -различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); -приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; -показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); -описывать отдельные изученные события из истории Отечества; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; -решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений; -ориентироваться на местности с помощью компаса; -уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра; -устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе; -осуществлять уход за растениями и животными; -выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; 4 Приложение 1 Программы начального общего образования -оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране; -удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. 3-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; - Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; - Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. - Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию; отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Ученик научится: -приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов; -приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; -объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; -приводить примеры живых организмов -перечислять особенности хвойных и цветковых растений; -животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. -называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; -доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. -оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; -объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; 6 Приложение 1 Программы начального общего образования -применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); -объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; -объяснять, в чём главное отличие человека от животных; -находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. -что такое тела, вещества, частицы; -компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, -компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы -группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство -группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства; -основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране -некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); -взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе; -строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены; -основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Калужском крае , и их назначение; -элементарные экономические понятия; -названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности -основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу; -основные дорожные знаки и их назначение; -номера телефонов экстренных служб; -основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др. Ученик получит возможность научиться: -различать наиболее распространенные в Калужском крае растения, животных; -устно описывать объекты природы; -объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; -подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников; -проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты; -оперировать с моделями, указанными в программе; -изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы; -выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость; -в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; -выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; -соблюдать правила пожарной безопасности; -соблюдать правила дорожного движения; -соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду; 7 Приложение 1 Программы начального общего образования -определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства; -составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам); -«читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой; -участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села; -использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта 4 класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений: - Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранения её природного и культурного наследия; - Умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; - Осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»; - Понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; - Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; - Осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика, мотивационная основа учебной деятельности, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки; - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении школьных проектов и в других видах внеучебной деятельности; Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока; - Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных; - Планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; - Работать по плану, используя основные средства; по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя; 8 Приложение 1 Программы начального общего образования - Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; - Различать способ и результат действия; - Использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные УУД: - Понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для получения информации; - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете; - Отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ; - Выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); - Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии; - Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций; - Анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия; группировать факты и явления; сравнивать факты и явления; - Проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ; - Моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные УУД: - Использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы; - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; составлять рассказ на заданную тему; 9 Приложение 1 Программы начального общего образования - Корректно строить речь при решении коммуникативных задач, достаточно полно передавать информацию. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений. Выпускник научится: - знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка -распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;. -отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; -объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; -по году определять век, место события в прошлом; -отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. -объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. -по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; -отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; Выпускник получит возможность научиться: -объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. -объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; -замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. -распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; -проводить наблюдения природных тел и явлений; -самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; -применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; -владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. III. Содержание учебного предмета 1-й класс Авторы: Плешаков А.А. «Введение». Знакомство с учебником и учебными пособиями, знакомство с постоянными 10 Приложение 1 Программы начального общего образования персонажами учебника. Мир вокруг нас и его многообразие. Экскурсия по школе. «Что и кто?» Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Многонациональный характер народов России, национальные праздники народов России, основные традиционные религии. Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город — часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Практические работы: знакомство с разнообразием камней; находить, показывать и называть у растений их части; знакомство с комнатными растениями, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Проект: Моя малая родина. Прогулка: «Что мы знаем о народах России?», «Что общего у разных растений», «Растения цветника на клумбе», «Растение и их разнообразие», «Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых», «Внешнее строение и разнообразие зверей». «Как, откуда и куда?» Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. 11 Приложение 1 Программы начального общего образования Практические работы: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц, правила подкормки птиц, исследование снеговой воды на наличие загрязнений, опыт «Очистка воды». Проект: Моя семья. «Где и когда?» Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив. Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Расположение на глобусе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Значение труда в жизни человека и общества. Кем ты хочешь стать. Проект: Мой класс и моя школа. «Почему и зачем?» Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли. Что мы узнали и чему научились за год. Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.). Проект: Мои домашние питомцы. 12 Приложение 1 Программы начального общего образования 2-й класс «Где мы живем». Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Проект: Мой город. «Природа». Неживая и живая природа, связь между ними. Смена времен года. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Наблюдение за погодой своего края. Звёзды и планеты. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами (гранит и его состав); распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Проект: Красная книга, или возьмём под защиту. «Жизнь города и села». Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). 13 Приложение 1 Программы начального общего образования Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). Проект: Профессии. «Здоровье и безопасность» Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: дорожные знаки, школа пешехода. «Общение» Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родословная. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Что самое ценное в дружбе. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета (правила поведения за столом). Проект: Родословная семьи. «Путешествия» Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Санкт-Петербург – северная столица России. Архитектурные памятники, история создания Санкт14 Приложение 1 Программы начального общего образования Петербурга. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Части света. Физическая и политическая карты. Страны мира. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Что мы узнали и чему научились за год. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Проект: Города России, Страны мира. 3-й класс. «Как устроен мир» Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. План местности, условные знаки на плане. Проект: «Богатства, отданные людям». «Эта удивительная природа» Звёздное небо. Созвездия. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. 15 Приложение 1 Программы начального общего образования Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воздуха, изучение свойств воды, круговорот воды в природе, состав почвы. Опыт: Растворение веществ в воде. Проект: Разнообразие природы родного края. «Мы и наше здоровье». Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: свойства кожи; подсчет ударов пульса. Проект: Школа кулинаров. «Наша безопасность» Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. Проект: «Кто нас защищает». «Чему учит экономика» Потребности людей. Удовлетворение потребности людей – главная задача экономики. Что такое товары и услуги. 16 Приложение 1 Программы начального общего образования Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых, свойства полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. Проект: Экономика родного края. «Путешествие по городам и странам» Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Проект: «Музей путешествий». 4 - й класс «Земля и человечество» Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего 17 Приложение 1 Программы начального общего образования человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. «Природа России» Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. «Родной край — часть большой страны» Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. • Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Заповедники России. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: Природные сообщества, характерные для Калужской области. Практические работы: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; Проекты (по выбору): «Путешествуем без опасности!», «Всемирное наследие России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», Экологическая обстановка в нашем крае (городе, 18 Приложение 1 Программы начального общего образования микрорайоне)», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае», «Мой атлас-определитель», «Мои «Зелёные страницы», «Чему меня научили уроки экологической этики», «Моя энциклопедия путешествий». «Страницы всемирной истории» Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим); древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете «Страницы истории России» Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Иван Грозный. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв. Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. «Современная Россия» Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. 19 Приложение 1 Программы начального общего образования Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров. Проекты (по выбору): «Путешествие по городам мира», «Имя на глобусе», «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, лётчика», «Открытие берестяных грамот», «Правители Древней Руси», «История открытия пролива между Евразией и Америкой», «В дворянской усадьбе», «В крестьянской избе», «Историческое событие», «День горожанина: начало ХХ века», «Новые имена советской эпохи», «Чему и как учились в начальной школе наши мама и папы, бабушки и дедушки», «Календарь праздников моей семьи», «Наш край (город, посёлок) в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях литературы», «Инженернотехнические сооружения родного края», «Крупнейшие художественные музеи России». IV. Тематическое планирование Тема раздела Количество часов 1 класс (66 часов) Введение. 1 час Что и кто? 20 часов Как, откуда и куда? 12 часов Где и когда? 11 часов Почему и зачем? 22 часа 2 класс (68 часов) Где мы живём. 6 часов Природа. 19 часов Жизнь города и села. 9 часов Здоровье и безопасность. 9 часов Общение. 7 часов Путешествия. 18 часов 2 класс (68 часов) Где мы живём. 5 часов Природа. 20 часов Жизнь города и села. 10 часов 20 Приложение 1 Программы начального общего образования Здоровье и безопасность. 9 часов Общение. 7 часов Путешествия. 17 часов 3 класс (68 часов) Как устроен мир. 8 часов Эта удивительная природа. 19 часов Мы и наше здоровье. 9 часов Наша безопасность. 7 часов Чему учит экономика. 11 часов Путешествия по городам и странам. 14 часов 4 класс (68 часов) Земля и человечество. 9 часов Природа России. 11 часов Родной край – часть большой страны. 11 часов Страницы всемирной истории. 6 часов Страницы истории России. 19 часов Современная Россия. 12 часов 21