Рабочая программа предмета Математика 2-4 классы

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1-4 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В.
Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» 1 - 4 классы УМК
«Школа России».
Цели курса:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи курса:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять
количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
начальные представления о целостности окружающего мира;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к
учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному
предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать
в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой
социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни,
ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к
уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапам
обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для
ее решения на разных этапах обучения;
сформируют на начальном этапе умения планировать учебные действия(в три
шага) в соответствии с поставленной задачей;
проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/
неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,
разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно
относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на
основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
осознанно читать, строить речевые высказывания, использовать введенные
математические символы, знаки, термины математической речи;
первоначальным методам нахождения и чтения информации, представленной
разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник,
аудио- и видеоматериалы и др.);
освоят начальные способы решения задач творческого и поискового характера;
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

освоят первоначальные умения использования знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе
и при решении текстовых задач;
излагать свое мнение и аргументировать его;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, систематизации и
обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
Овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения
новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами
объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя
особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных
моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и
находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению
задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при
изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
аргументировано выражать свое мнение;
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
Предметные результаты
Учащийся научится:
использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а так же для оценки их
количественных и пространственных отношений;
овладеют
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета,
измерения, прикидки результата, наглядного представления данных в разной
форме ( таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
приобретут начальный опыт применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
выполнению устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми
выражениями, решению текстовых задач, выполнению и построению алгоритмов и
стратегий, исследованию, распознаванию и изображению геометрических фигур,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками;
представление, анализ, интерпретация данных;
приобретут первоначальные навыки работы на компьютере ( набирать текст на
клавиатуре).
Учащийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие
двадцати.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на
схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака
равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления
(вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного
свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и
взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи
сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
4

Приложение 1 Программы начального общего образования

Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные
изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и
искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие
для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и
отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения.Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение
предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей
положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве:
слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму
многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая,
отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков,
которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не
совпадающие с его концами.
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя
изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания
(возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
5

Приложение 1 Программы начального общего образования

определять верные логические высказывания по отношению к конкретному
рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их
недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и
формулируя выводы.
2 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
начальные представления о целостности окружающего мира;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с
учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной
задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения,
воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и
вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать
математические термины, символы и знаки;
**контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в
случаях затруднений.
Познавательные:
6

Приложение 1 Программы начального общего образования

Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций,
описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и
записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же
отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять
ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с
разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других
источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет с помощью
взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной
форме (пересказ, текст, таблицы);
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов,
продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному
признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами
объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления
объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в
предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные:
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать
разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять
роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной
работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы,
понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
7

Приложение 1 Программы начального общего образования

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё
мнение, аргументированно его обосновывать;
**контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в
случаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы
измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними:
1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы
измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин;
определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина,
время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать
её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в
более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой
одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
8

Приложение 1 Программы начального общего образования

находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и
вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном
её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов,
схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение
чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл
действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по
числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и
др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на
клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника,
прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием
линейки и угольника.
Геометрические величины
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы
длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника
(треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
9

Приложение 1 Программы начального общего образования

Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило
составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все;
каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами:
цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.

3 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
начальные представления о целостности окружающего мира;
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к
мнению одноклассников и пр.;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении
других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей
учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и
пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и
10

Приложение 1 Программы начального общего образования

явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к
освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной
и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях
– самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в
явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и
графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между
объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина,
геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
11

Приложение 1 Программы начального общего образования

самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых
объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать
вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и
предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для
общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных
задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно
отстаивать свою позицию;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а так же для
оценки их
количественных и пространственных отношений.
Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета,
измерения, прикидки результата к их оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
12

Приложение 1 Программы начального общего образования

алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере, работать с меню,
находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь
заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =
100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между
ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные,
сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на
0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
13

Приложение 1 Программы начального общего образования

решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему
при записи решения задачи;
преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на
все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в
несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения.Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
14

Приложение 1 Программы начального общего образования

устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки
4 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности
математических способов его познания;
*уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе
выделенных критериев её успешности;
**навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата,
осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми
способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области
математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной
ответственности за её результат;
**навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
*начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определённых заданий и упражнений);
*уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное
отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей
окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных
процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных
критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к
расширению возможностей использования математических способов познания и
описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению
прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить
средства их достижения;
15

Приложение 1 Программы начального общего образования

**определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их
и выбирать наиболее рациональный
Познавательные
Учащийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме:
самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений,
взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы
решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики
объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число,
величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической
форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять
информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео - и графических
изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и
выступать с аудио- и видео-сопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
16

Приложение 1 Программы начального общего образования

понимать универсальность математических способов познания закономерностей
окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных
процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей,
классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой
основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями,
проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план
поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать
свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно
и аргументировано, с использованием математической терминологии и
математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том
числе математическую терминологию, и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников,
работающих в одной группе.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0
до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
17

Приложение 1 Программы начального общего образования

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время,
скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна,
центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров
в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь,
масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с
использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических
действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью
обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе
зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него
букв.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в
задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
18

Приложение 1 Программы начального общего образования

оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать
реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности
и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного
движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с
величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество,
стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных
предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник,
квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный
параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и
прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
19

Приложение 1 Программы начального общего образования

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …,
если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
III. Содержание учебного предмета
1 класс
изучению чисел. Пространственные

Подготовка к
и временные
представления
Счёт предметов. Признаки предметов. Временные представления. Сравнение групп
предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же». На сколько больше. На
сколько меньше. Местоположение предметов,взаимное расположение предметов
на плоскости и в пространстве. Временные представления:сначала, потом, до,
после, раньше, позже. Закрепление пройденного. Сравнение групп предметов.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных
предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем
прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего
за данным при счете.
Число 0. Его получение и обозначение..
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки <,>,=.
Состав чисел в пределах первого десятка.
Точка.Линии(кривая, прямая). Отрезок. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.
Многоугольники. Сантиметр. Углы.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основепересчета
предметов).
Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка,
построение отрезка заданной длины.
Арифметические действия с числами
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-»,
«+».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при
чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых
выражений в одно-два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел;
вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего
случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Нумерация
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до
20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
20

Приложение 1 Программы начального общего образования

Сложение и вычитание чисел вида 10+8, 18-8, 18-10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение
отрезка заданной длины.
Единицы массы: килограмм.
Единицы объема: литр.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).
Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
2 класс
Числа от 1 до 100
Нумерация
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел,
их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.
Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: см, дм, мм, м. Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени
по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и
сочетательного свойства сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а+28, 44- b.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора.
Решение уравнений вида 58-х=27, х-36=23, х+38=70 на основе знаний взаимосвязей
между компонентами и результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных
сторон прямоугольника.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»/«Оригами».
21

Приложение 1 Программы начального общего образования

Умножение и деление
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Названия
компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и
записи выражений. Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатами каждого действия; их
использование при рассмотрении умножения и деления с числами 10 и при
составлении таблицы умножения и деления с числами 2. 3, 4.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со
скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в 1 действие на умножение и деление.
Итоговое повторение
Практические работы: «Единица измерения длины – миллиметр», «Метр»,
«Длина ломаной», «Периметр многоугольника», «Прямой угол», «Периметр
прямоугольника».
Проект: «Узоры и орнаменты на посуде»/«Оригами»
3 класс
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Решение уравнений с неизвестным
уменьшаемым. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление
Умножение и деление. Конкретный смысл умножения. Связь умножения и
деления. Четные и нечётные числа. Таблицы умножения и деления с числами 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9.
Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Зависимости между
величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Зависимости между величинами: расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Таблица Пифагора. Нахождение числа,
которое в несколько раз больше данного.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме. Задачи на
нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного.
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме. Определение
того, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. Кратное и разностное
сравнение. Задачи на нахождения 4 пропорционального.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единица площади см2, дм2, м2.
Площадь прямоугольника.
Умножение на 1, на 0. Деление вида а : а, а : 1, 0 : а. Деление нуля на число. Доли.
Образование и сравнение долей. Круг. Окружность. Диаметр окружности (круга).
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год,
месяц, сутки. Соотношение между ними.
Внетабличное умножение и деление
22

Приложение 1 Программы начального общего образования

Приёмы умножения и деления вида 20 * 3; 3 * 20, 60: 3,; 80: 20; 23 * 4; 4 * 23.
Умножение суммы на число.
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Выражение с 2-мя переменными вида a+b, a-b, a*b, c:d(d не равно 0), вычисление
их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Деление суммы на число. Приём деления вида 69: 3; 78: 2; 87:29; 66: 22. Связь
между числами при делении. Проверка деления. Проверка умножения.
Решение уравнений на основе знания связи междурезультатами и компонентами
умножения и деления.
Деление с остатком. Деление меньшего числа на большее. Проверка деления с
остатком.
Числа от 1 до 1000.Нумерация
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная
последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.
Замена числа суммой разрядных слагаемых. Сложение (вычитание) на основе
десятичного состава трёхзначных чисел.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков,
сотен) в числах. Обозначение чисел римскими цифрами.
Единица массы - кг, г. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Приёмы устных вычислений вида: 300 + 200; 120 – 60; 450 +30; 620 – 200; 470 + 80;
560 – 90; 260 + 310; 670 – 140. Приёмы письменных вычислений. Алгоритм
письменного сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный( равносторонний),
прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.
Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.
Приёмы письменного умножения на однозначное число. Приёмы письменного
деления на однозначное число.
Знакомство с калькулятором. Решение примеров на сложение и вычитание с
помощью калькулятора
Повторение изученного
Нумерация чисел. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок
выполнения действий; устные и письменные приемы.
Решение задач.
Решение уравнений.
Геометрические фигуры и величины
Проект: «Математические сказки»/ «Задачи-расчеты».
4 класс
23

Приложение 1 Программы начального общего образования

Числа от 1 до 1000. Повторение.
Четыре арифметические действия.Порядок их выполнения в выражениях,
содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000.Нумерация
Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись чисел.
Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100,
1000 раз. Класс миллионов и миллиардов
Математический диктант № 1
Величины
Единицы длины. Километр.
Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Решение задач
на нахождение площади. Измерение площади фигуры с помощью палетки.
Единицы массы. Тонна. Центнер.
Единицы времени. Год. Сутки. Секунда. Век. Время от 0 до 24 часов. Решение
задач на определение начала, продолжительности и конца событий.
Математический диктант № 2
Сложение и вычитание многозначных чисел
Сложение и вычитание(обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации
вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и
вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79;
729-х=217+163;
х-137=500-140
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100, письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
умножением и делением.
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Письменные приёмы умножения.
Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. Нахождение
неизвестного множителя, делимого, делителя.
Деление числа на 0 и невозможность деления на 0.Взаимосвязь между
компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения
и деления. Письменные приёмы деления. Способы проверки умножения и деления.
Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз.
Задачи на пропорциональное деление. Деление многозначного числа
наоднозначное, когда в записи частного есть нули. Скорость. Время. Расстояние.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями. Задачи на встречное движение. Перестановка и
группировка множителей.
24

Приложение 1 Программы начального общего образования

Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение.
Устные приёмы деления для случаев 600:20, 5 600:800. Деление с остатком на 10,
100, 1000. Письменное деление на число, оканчивающееся нулями.
Задачи на движение в противоположных направлениях.
Умножение на двузначное и трехзначное число
Умножение числа на сумму. Устные приёмы умножения вида 12* 15, 40 *32.
Письменное умножение на двузначное число. Задачи на нахождение неизвестного
по двум разностям.
Краткая запись письменного деления. Проверка умножения делением и деления
умножением. Деление с остатком.
Решение уравнений вида: 6-х=429+120; х-18=270-50;360:х=630:7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия ( со скобками и без
них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения
действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в два- четыре действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее
частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение
Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Арифметические
действия. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Правила о порядке
выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Задачи.
Проект: «Числа вокруг нас»/ «Математика вокруг нас».

25

Приложение 1 Программы начального общего образования

IV. Тематическое планирование
Тема раздела
1 класс
Подготовка
к
изучению
чисел.
Пространственные
и
временные
представления.
Числа от 1 до 10. Число 0.Нумерация.
Числа от 1 до10. Сложение и
вычитание.
Числа от 11 до 20.Нумерация.
Числа от 11 до 20.Сложение и
вычитание.
Итоговое повторение «Что узнали,
чему научились в 1 классе»
Общее количество часов
2 класс
Повторение. Числа от 1 до 100.
Нумерация.
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание чисел.
Устные
приемы
сложения
и
вычитания.
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание чисел.
Письменные приемы сложения и
вычитания двузначных чисел без
перехода через десяток.
Числа от 1 до 100. Умножение и
деление чисел.
Числа от 1 до 100. Умножение и
деление чисел. Табличное умножение
и деление.
Итоговое повторение «Что узнали,
чему научились во 2 классе»

Количество часов

Общее количество часов

136 часов

8 часов
28 часов
56 часов
12 часов
21час
7 часов
132 часа
16 часов
48 часов

23 часа

17 часов
21 час
11 часов

3 класс
Повторение изученного. Числа от 1 до 8 часов
100. Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Табличное 56 часов
умножение и деление.
26

Приложение 1 Программы начального общего образования

Числа от 1 до 100. Внетабличное
умножение и деление.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание.
Умножение и деление.
Итоговое повторение «Что узнали,
чему научились в 3 классе»
Общее количество часов
4 класс
Числа от 1 до 1000. Повторение.
Числа,
которые
больше
1000.
Нумерация.
Величины.
Числа,
которые
больше
1000.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Деление на однозначное число
Умножение
чисел,
оканчивающихся
нулями.
Деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Умножение на двузначное и трехзначное
число.
Деление на двузначное число.
Деление на трехзначное число.

Итоговое повторение.
Общее количество часов

28 часов
12 часов
11 часов
15 часов
6 часов
136 часов
12 часов
11 часов
13 часов
10 часов
5 часов
16 часов
9 часов
13 часов
12 часов
12 часов
10 часов
13 часов
136 часов

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».