Приложение1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» I. Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл. УМК «Школа России». Программа предусматривает целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками. Школьникам предоставляется возможность работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, таблица, схема, модель). Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие диалогической и монологической устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и 1 русского языка. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1-й класс Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; 2 Приложение1 Программы начального общего образования – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке; – заучивать наизусть небольшие стихотворения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – различать рассказ и стихотворение. 2-й класс Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 3 – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; – делить текст на части, озаглавливать части; – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – подробно и выборочно пересказывать текст; – составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; – размышлять о характере и поступках героя; – относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; – находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; – относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); 4 Приложение1 Программы начального общего образования – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. 3–4-й классы Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 5 – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: 3-й класс – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; – делить текст на части, составлять простой план; – самостоятельно формулировать главную мысль текста; – находить в тексте материал для характеристики героя; – подробно и выборочно пересказывать текст; – составлять рассказ-характеристику героя; – составлять устные и письменные описания; – по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; – высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что 6 Приложение1 Программы начального общего образования понравилось из прочитанного и почему); – относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; – различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. 4-й класс – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную мысль текста; – составлять простой и сложный план текста; – писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; – аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; – понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); – относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; – относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; – видеть языковые выразительные средства, использованные автором. III. Содержание учебного предмета Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» Добуквенный период. Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и 7 говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Букварный период. В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. Языковая пропедевтика в период обучения грамоте В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я,и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу). Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания). 8 Приложение1 Программы начального общего образования Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте. Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания. Работа с текстом На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. Блок «Литературное чтение». 1 класс Вводный урок. Знакомство с учебником «Литературное чтение» Жили-были буквы. Стихи, маленькие рассказы, сказки В. Данько, И. Токмаковой, С. Чёрного,Ф. Кривина,Г. Сапгира, М. Бородицкой,И. Гамазковой, С. Маршака о буквах, которые не только помогают прочитать слова, предложения, текст, но и выступают в роли артистов, которые, как в театре, могут устраивать представления, маскарады, затевать игры. Сказки, загадки, небылицы. Сказка Е. Чарушина «Теремок», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», русская народная сказка «Рукавичка», «Петух и собака», английская народная песенка «Дом, который построил Джек», загадки, скороговорки, небылицы. Особенности произведений разных жанров. "Апрель, апрель! Звенит капель…" Стихи А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмаковой, В. Берестова, Ф. Сефа, стихи - загадки И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. 9 Яхнина, Е. Трутневой о пробуждении природы, её красоте, радостном настроении. "И в шутку, и всерьёз!" Стихи, маленькие рассказы И. Токмаковой, Я. Тайца, Г. Кружкова, Н. Артюховой,К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьевой,И. Пивоваровой, М. Пляцковского о необычных историях, в которых нарушается обычный порядок вещей, произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять что в каждой шутке есть доля правды. Я и мои друзья". Маленькие рассказы и стихотворения Ю. Ермолаева, Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа , В. Берестова, В. Орлова, И. Пивоваровой, С. Маршака, Я. Акима, Д. Тихомирова, М. Пляцковского, Ю. Энтина о дружбе и настоящих друзьях. О братьях наших меньших. Стихи и маленькие рассказы С. Михалкова, Р. Сефа, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, В. Лунина, Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы. 2-й класс Введение в курс литературного чтения. Самое великое чудо на свете. Статьи о книге, как о великом чуде, об истории создании библиотек, о книгах старинных и современных. Проект: «История книги», «Как можно выбрать книгу в библиотеке?» (на выбор) Устное народное творчество. Русские народные песни, пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, их особенности. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Люблю природу русскую. Осень. Стихотворения и рассказы Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, В. Берестова, И. Бунина, М. Пришвина об удивительной красоте осенней природы. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Русские писатели. Рассказы, стихотворения, сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, басни А. И. Крылова, о красоте природы, нравственных качествах человека, о победе добра над злом. 10 Приложение1 Программы начального общего образования О братьях наших меньших. Рассказы М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки, стихи В. Берестова, И. Пивоваровой, Е. Благининой о животных, о разных взаимоотношениях человека с ними. Проект: «Пишем статью в школьную стенгазету». Люблю природу русскую. Зима. Стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина , А. С. Пушкина, русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалкова «Новогодняя быль» описывают зимние картины, используя различные средства художественной выразительности. Писатели детям. Стихотворения К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, юмористические рассказы Н. Носова о детях, детских забавах, поступках, рассказы В. Осеевой, нравственная оценка поступков героев. Я и мои друзья. Стихи и рассказы В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина, Ю. Ермолаева, В. Осеевой о дружбе, взаимоотношениях, личных переживаниях, нравственно этических нормах людей. Люблю природу русскую. Весна. Лирические произведения Ф. Тютчева , А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, Е. Благининой, Э. Мошковской, С. Васильева, И. Пивоваровой о весне. Использование приёма контраста при создании картин зимы и весны. Проект: «Газета «День Победы – 9 мая» И в шутку и всерьёз. Весёлые рассказы и стихи А. Введенского, Д. Хармса, Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмаковой, Г. Остера, В. Драгунского о любимых героях, взаимоотношениях людей, о достоинствах и недостатках человека. Литература зарубежных стран. Английские, немецкие, французские народные песенки, зарубежные сказки Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, Е. Шварца. Сходство русского фольклора с фольклором других стран. Проект: «Мой любимый писатель – сказочник». 3-й класс Введение. Введение. Знакомство с учебником. Устное народное творчество. Русские народные песни, докучные сказки, произведения прикладного 11 искусства: дымковская и богородская игрушка, русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Художники – иллюстраторы В. Васнецов, И. Билибин. Поэтическая тетрадь. Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Никитина, И. З. Сурикова, Н. Некрасова о природе. Использование средств художественной выразительности при изображении картин природы. Великие русские писатели. Стихотворения А. С. Пушкина, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», басни И. А. Крылова Мартышка и очки», «Ворона и лисица», стихи М.Ю. Лермонтова, рассказы Л. Н. Толстого. Характеристика героев на основе их поступков. Литературные сказки. Литературные сказки Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина. Сравнение литературной и народной сказки. Нравственный смысл сказки. Были-небылицы. Рассказы К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, М. Горького о красоте окружающей природы, о доброте и сострадании. Поэтическая тетрадь. Стихи С. Чёрного, А. Блока, С. Есенина о животных и красоте окружающей природы. Люби живое. Рассказы И. С. Соколова- Микитова, В. И. Белова, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, В. Л. Дурова, В. П. Астафьева, В. Ю. Драгунского о любви ко всему живому, о нравственных качествах человека по отношению к природе. Поэтическая тетрадь. Стихи С. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Е. А. Благининой М. Дружининой о природе, детях. Нравственное содержание произведений. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Рассказы А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. Юмор в рассказах Зарубежная литература. Сказка Г.Х. Андерсена, нравственный смысл сказки. 12 Приложение1 Программы начального общего образования 4-й класс Летописи, былины, жития. Летописи-источники исторических фактов основных событий Древней Руси. Былины, герои былины-защитники государства Российского. Святые земли Русской - Сергий Радонежский. Проект: «Создание календаря исторических событий» Чудесный мир классики. Сказки М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина. Сравнение литературной и народной сказки. Рассказы Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Стихи А. С. Пушкина. Особенности басни Л.Н. Толстого. Поэтическая тетрадь. Стихи Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина о природе. Передача настроения и чувств с помощью средств художественной выразительности. Сравнение картин природы, созданные художниками и писателями, на основе рассказа К.Д. Ушинского и картин русских художников. Литературные сказки. Сказки В. Ф. Одоевского, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова. Мотивы народных сказок в литературных сказках. Делу время – потехе час. Сказка Е. Л. Шварца об умении ценить и правильно распределять время, юмористические рассказы В. Ю. Драгунского, В. В. Голявкина. Нравственный смысл произведений. Страна детства. Рассказы Б. С. Житкова, К. Г. Паустовского, М. М. Зощенко о детях, которые живут своей жизнью, радуются своим детским радостям, попадают в смешные и поучительные истории. Стихи С. А. Есенина, М.И. Цветаевой о детстве. Природа и мы. Рассказы Д. Н. Мамина- Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, В. П. Астафьева об отношении человека с природой. Стихотворение С.А. Есенина о мире живой природы, его радостях и трагедиях. Передача настроения и чувств с помощью средств художественной выразительности. Родина. Стихи И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина, А. В. Жигулина о любви, красоте, величии родного края. Проект: «Они защищали родину» 13 Страна - Фантазия. Рассказы Е. С. Велтистова, К. Булычёва приключениях. о путешествиях и Зарубежная литература. Книги о путешествиях и приключениях Дж. Свифта, М. Твена, сказки Г. Х. Андерсена, поучительные рассказы С. Лагерлёф. IV. Тематическое планирование Тема раздела Количество часов 1 класс(132 ч.) Добуквенный период 14 часов Букварный период 78 часов Послебукварный период 40 часов: Введение 1 час Жили-были буквы 7 часов Сказки, загадки, небылицы 8 часов "Апрель, апрель! Звенит капель…" 5 часов "И в шутку, и всерьёз!" «Я и мои друзья» 6 часов 7 часов «О братьях наших меньших» 6 часов 2 класс (136 ч.) Введение 1час Самое великое чудо на свете 5 часов Устное народное творчество 18 часов Люблю природу русскую. Осень 8 часов Русские писатели 16 часов О братьях наших меньших 15 часов Люблю природу русскую. Зима 9 часов 14 Приложение1 Программы начального общего образования Писатели детям 19 часов Я и мои друзья 9 часов Люблю природу русскую. Весна 8 часов И в шутку и всерьёз 15 часов Литература зарубежных стран 13 часов 3 класс (136 ч.) Введение 1 час Устное народное творчество 16 часов Поэтическая тетрадь 10 часов Великие русские писатели 26 часов Литературные сказки 12 часов Были-небылицы 14 часов Поэтическая тетрадь 8 часов Люби живое 16 часов Поэтическая тетрадь 10 часов Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 14 часов Зарубежная литература 9 часов 4 класс (102 ч.) Летописи. Былины. Жития. 9 часов Чудесный мир классики 19 часов Поэтическая тетрадь 9 часов Литературные сказки 14 часов Делу время – потехе час 9 часов Страна детства 10 часов Природа и мы 11 часов Родина 5 часов 15 Страна Фантазия. 7 часов Зарубежная литература 9 часов 16