Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
I.Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования и
авторской программы «Изобразительное искусство 1- 4 классы» Б.М.
Неменского УМК «Школа России».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым
предметом. По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной школе – формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством
очеловечения,
формирования
нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
Овладение знаниями элементарных основ реалистичного рисунка,
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, ознакомление с особенностями работы в области
декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного
вкуса, творческого воображения, пространственного мышления,
эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса
и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка –
главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной
школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
1
Приложение 1 Программы начального общего образования
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» в первом классе является формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
2
Приложение 1 Программы начального общего образования
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать
необходимые средства (рисунки, инструкционные карты,
приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности
выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации
шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов для освоения содержания
разных учебных предметов;
стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения;
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что
нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для
открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
3
Приложение 1 Программы начального общего образования
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
2 класс
Личностные результаты
К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
4
Приложение 1 Программы начального общего образования
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в
ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать
необходимые средства (рисунки, инструкционные карты,
приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности
выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации
шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и
различных художественных материалов для освоения содержания
разных учебных предметов;
стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей или их украшения;
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что
нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для
открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
5
Приложение 1 Программы начального общего образования
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
6
Приложение 1 Программы начального общего образования
3 класс
Личностные результаты:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения
с искусством, природой, потребности в творческом отношении к
окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения творческой коллективной работы;
Использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов;
7
Приложение 1 Программы начального общего образования
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, организовать свое рабочее место;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
Сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусств;
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
Знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Применение художественных умений, знаний, представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
Усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего
региона;
Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике
4 класс
Личностные результаты:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
8
Приложение 1 Программы начального общего образования
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения
с искусством, природой, потребности в творческом отношении к
окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения творческой коллективной работы;
Использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, организовать свое рабочее место;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
9
Приложение 1 Программы начального общего образования
Сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
Сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусств;
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
Знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Применение художественных умений, знаний, представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
Усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего
региона;
Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.
III. Содержание учебного предмета
1 класс
Ты изображаешь, Знакомство с Мастером Изображения.
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы
художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных
возможностей. Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художник и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться
красотой. Основы понимания роли декоративной художественной
деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он
организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
10
Приложение 1 Программы начального общего образования
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
(аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт
коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Первичные представления о конструктивной художественной
деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в
архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной
деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе
умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е.
построение предмета. Первичный опыт владения художественными
материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной
работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно,
линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в
разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы
художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Выставка детских работ.
2 класс
Чем и как работают художники? Три основные краски, строящие
многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и
цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные
возможности аппликации. Выразительные возможности графических
материалов. Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может
стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и
фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и
реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения,
Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство? Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение
характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его
характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений
через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает
свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
11
Приложение 1 Программы начального общего образования
Как говорит искусство? Цвет как средство выражения: теплые и холодные
цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие
(глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия
как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство
выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции – средства выразительности.
3 класс
Искусство в твоем доме.
В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера:
Мастер Изображения, Мастер постройки и Мастер Украшения.
Художественные материалы.
Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми,
строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат
детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и
тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в
котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает
в роли художника.
Искусство на улицах твоего города.
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с
искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города
(села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище.
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрововидовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное
искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая
составная часть зрелища.
Художник и музей.
Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет
о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности.
Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами
и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы,
Санкт-Петербурга, других городов.
4 класс
Истоки родного искусства.
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают
одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль
природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония
жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в
традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в
произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли.
12
Приложение 1 Программы начального общего образования
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси.
Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и
художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов.
Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды
человека и окружающей его предметной среды.
Каждый народ – художник.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности
традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни.
Природные материалы и их роль в характере национальных построек и
предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме,
укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Проект: «Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры».
Коллективный проект: «Образ готического храма. Витраж».
Искусство объединяет народы.
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению
о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных
явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим,
защита Отечества, способность сопереживать людям, способность
утверждать добро. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя,
влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Проект: «Герои-защитники».
IV. Тематическое планирование
1 класс
«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
№
Раздел
Кол-во часов
1 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения.
9
2 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером
Украшения.
8
3 Ты строишь. Знакомство с Мастером
Постройки.
11
4 Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу.
5
Итого:
33
13
Приложение 1 Программы начального общего образования
2 класс
«ИСКУССТВО И ТЫ»
№
Раздел
Кол-во часов
1 Как и чем работают художники.
8
2 Реальность и фантазия.
7
3 О чём говорит искусство.
11
4 Как говорит искусство.
8
Итого:
34
3 класс
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
№
Раздел
Кол-во часов
1 Искусство в твоём доме.
8
2 Искусство на улицах твоего города.
7
3 Художник и зрелище.
11
4 Художник и музей.
8
Итого:
34
4 класс
«КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)»
№
Раздел
Кол-во часов
1 Истоки родного искусства.
8
2 Древние города нашей земли.
7
3 Каждый народ – художник.
11
4 Искусство объединяет народы.
8
Итого:
34
14
Приложение 1 Программы начального общего образования
15