Рабочая программа предмета Русский язык 1 класс

Приложение 1 Программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.

I. Содержание учебного предмета
1 класс
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных
ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение
места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в
слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики.
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е,
ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце
слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное
чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое
чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание
письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
1

Приложение 1 Программы начального общего образования

Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение
гласных
после
шипящих
в
сочетаниях жи, ши (в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных
(имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки
препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие
[ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового
и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства:
пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их
последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака
предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над
сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых
вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из
набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:








раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях
людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки. Алгоритм списывания текста.
2

Приложение 1 Программы начального общего образования

Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

2 класс
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира.
Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных
и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме
твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и
гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости —
мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при
стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за
использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
3

Приложение 1 Программы начального общего образования

Предлог.
Отличие
предлогов
от
приставок.
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как
единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за
выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на
строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа
по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и
вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение,
их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
4

Приложение 1 Программы начального общего образования

информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.

3 класс
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный;
функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме
разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение
звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения
практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова
(ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные
слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части
слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам,
числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
5

Приложение 1 Программы начального общего образования

Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи
между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами
предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
· разделительный твёрдый знак;
· непроизносимые согласные в корне слова;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
· безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне
наблюдения);
· безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
· раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать
и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений
в
тексте
с
помощью
личных
местоимений,
синонимов,
союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.

4 класс
Сведения о русском языке
6

Приложение 1 Программы начального общего образования

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав
неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье
типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые
имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения
(повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение,
вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
7

Приложение 1 Программы начального общего образования

(повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:







безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и,
а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование
текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной
работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в
явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» реализуется
педагогом с учётом рабочей программы воспитания через:
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроках знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической

8

Приложение 1 Программы начального общего образования

проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного
выступления перед аудиторией. Аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

II. Планируемые результаты освоения предмета
Изучение предмета «Русский язык» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
9

Приложение 1 Программы начального общего образования

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
10

Приложение 1 Программы начального общего образования

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:

11

Приложение 1 Программы начального общего образования

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный
звук [й’] и гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в
слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи:
слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в
конце слова;
—
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 25 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—
5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации
и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
12

Приложение 1 Программы начального общего образования

—
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и
наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по
звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных);
делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения
и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов
(без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
—
применять
изученные
правила
правописания,
в
том
числе:
сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
13

Приложение 1 Программы начального общего образования

— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми
согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые
случаи);
— определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и
«что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число,
род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в
прошедшем времени — по родам;
— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить
место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные
правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова;
разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
14

Приложение 1 Программы начального общего образования

— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
—
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:













осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова
по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять
схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного)
по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
15

Приложение 1 Программы начального общего образования










устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число,
род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части
речи;
определять
грамматические
признаки
личного
местоимения
в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном
числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные
предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);





производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные
окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах
на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;




правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;













16

Приложение 1 Программы начального общего образования





осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Тема/раздел

п/п

Количество
Электронные учебно-методические
часов,
материалы (ЭОР или ЦОР)
отводимых
на освоение
темы/раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи

1.1

Составление небольших
рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных
картинок, материалам
собственных игр, занятий,
наблюдений
Итого по разделу

Интерактивный урок РЭШ, методический
видеоурок
https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

3

Образовательная платформа uchi.ru

3
Раздел 2. Фонетика

2.1

Звуки речи. Интонационное
выделение звука в слове.
Определение частотного звука
в стихотворении. Называние
слов с заданным звуком.
Дифференциация близких по

3

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=4
Образовательная платформа uchi.ru
17

Приложение 1 Программы начального общего образования

акустико-артикуляционным
признакам звуков

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

2.2

Установление
последовательности звуков в
слове и количества звуков.
Сопоставление слов,
различающихся одним или
несколькими звуками.
Звуковой анализ слова, работа
со звуковыми моделями:
построение модели звукового
состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной
модели.

7

2.3

Особенность гласных звуков.
Особенность согласных звуков.
Различение гласных
и согласных звуков.
Определение места ударения.
Различение гласных ударных
и безударных. Ударный слог

5

2.4

Твёрдость и мягкость
согласных звуков как
смыслоразличительная
функция. Различение твёрдых
и мягких согласных звуков.

2

2.5

Дифференциация парных по
твёрдости — мягкости
согласных
звуков. Дифференциация
парных по звонкости —
глухости звуков (без введения
терминов «звонкость»,
«глухость»).

3

2.6

Слог как минимальная
произносительная единица.
Слогообразующая функция
гласных звуков. Определение
количества слогов в слове.
Деление слов на слоги
(простые однозначные случаи)

4

18

Приложение 1 Программы начального общего образования

Итого по разделу

24
Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация

3.1

Развитие мелкой моторики
57
пальцев и движения руки.
Развитие умения
ориентироваться на
пространстве листа в тетради и
на пространстве классной
доски. Усвоение гигиенических
требований, которые
необходимо соблюдать во
время письма

3.2

Письмо под диктовку слов и
предложений, написание
которых не расходится с их
произношением

3.3

Усвоение приёмов
7
последовательности
правильного списывания текста

3.4

Понимание функции
небуквенных графических
средств: пробела между
словами, знака переноса

2

3.5

Знакомство с правилами
правописания и их
применением: раздельное
написание слов

1

3.6

Знакомство с правилами
правописания и их
применением: обозначение
гласных после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)

5

3.7

Знакомство с правилами
правописания и их
применением: ча, ща, чу, щу

4

3.8

Знакомство с правилами
правописания и их
применением: прописная буква

2

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=2
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

6

19

Приложение 1 Программы начального общего образования

в начале предложения, в
именах собственных (имена
людей, клички животных)
3.9

Знакомство с правилами
правописания и их
применением: перенос слов по
слогам без стечения согласных

3.10 Знакомство с правилами
правописания и их
применением: знаки
препинания в конце
предложения

1

2

Итого по разделу

87
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Язык как основное средство
человеческого общения.
Осознание целей и ситуаций
общения

1

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
Образовательная платформа uchi.ru

Итого по разделу

1
Раздел 2. Фонетика

2.1

Звуки речи. Гласные
3
и согласные звуки, их
различение. Ударение в слове.
Гласные ударные и
безударные. Твёрдые и мягкие
согласные звуки, их различение

https://resh.edu.ru/subject/13/1/

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=4
образовательная платформа uchi.ru

2.2

Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение.
Согласный звук [й’] и гласный
звук [и]. Шипящие [ж], [ш],
[ч’], [щ’].

5

2.3

Слог. Определение количества
слогов в слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения
согласных)

3

20

Приложение 1 Программы начального общего образования

Итого по разделу

11
Раздел 3. Графика

3.1

Звук и буква. Различение
звуков и букв. Обозначение на
письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э;
слова с буквой э. Обозначение
на письме мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю, я, и.
Функции букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в конце слова

6

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=4
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

3.2

Установление соотношения
1
звукового и буквенного состава
слова в словах типа стол, конь.

3.3

Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака
переноса.

2

3.4

Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для
упорядочения списка слов

1

Итого по разделу

10
Раздел 4. Лексика и морфология

4.1

4.2

4.3

Слово как единица языка
(ознакомление).

1

https://resh.edu.ru/subject/13/1/

Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление).

4

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=2

Выявление слов, значение
которых требует уточнения

1

Итого по разделу

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

6
Раздел 5. Синтаксис
21

Приложение 1 Программы начального общего образования

Предложение как единица
языка (ознакомление). Слово,
предложение (наблюдение над
сходством и различием)

1

5.2

Установление связи слов в
предложении при помощи
смысловых вопросов

1

5.3

Восстановление
деформированных
предложений

1

5.4

Составление предложений из
набора форм слов

1

5.1

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=2

Итого по разделу

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

4
Раздел 6. Орфография и пунктуация

6.1

Ознакомление с правилами
правописания и их
применение:
- раздельное написание слов
в предложении;
- прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных: в именах
и фамилиях людей, кличках
животных;
- перенос слов (без учёта
морфемного членения слова);
- гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми
гласными и согласными
(перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);
- знаки препинания в конце
предложения: точка,
вопросительный и
восклицательный знаки.

14

https://resh.edu.ru/subject/13/1/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=2
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

22

Приложение 1 Программы начального общего образования

6.2

Усвоение алгоритма
списывания текста

1

Итого по разделу

15
Раздел 7. Развитие речи

Речь как основная форма
общения между людьми

1

https://resh.edu.ru/subject/13/1/

Текст как единица
речи (ознакомление)

1

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3

7.3

Осознание ситуации общения:
с какой целью, с кем и где
происходит общение

1

7.4

Ситуации устного общения
(чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи)

1

7.5

Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения
(приветствие, прощание,
извинение, благодарность,
обращение с просьбой)

1

7.1

7.2

Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

Итого по разделу:

5
Раздел 8. Повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

165

2 КЛАСС
№

Тема/раздел

п/п

Количество Электронные учебно-методические
часов
материалы (ЭОР или ЦОР)

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Язык как основное средство
человеческого общения и явление
национальной культуры.

1

23

Приложение 1 Программы начального общего образования

Многообразие языкового
пространства России и мира
(первоначальные представления)
1.2

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
образовательная платформа
Яндекс Учебник

Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ
Итого по разделу:

1
Раздел 2. Фонетика и графика

Повторение изученного в 1
классе: смыслоразличительная
функция звуков; различение
звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных
звуков, твёрдых и мягких
согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков;
шипящие согласные звуки [ж],
[ш], [ч’], [щ’]; обозначение на
письме твёрдости и мягкости
согласных звуков, функции
букв е, ё, ю, я; согласный звук
[й’] и гласный звук [и]

1

2.2

Парные и непарные по
твёрдости — мягкости согласные
звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные
звуки. Качественная
характеристика звука: гласный —
согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый
— мягкий, парный — непарный;
согласный звонкий — глухой,
парный — непарный

1

2.3

Функции ь: показатель мягкости
предшествующего согласного в
конце и в середине слова;
разделительный. Использование
на письме разделительных ъ и ь

1

2.4

Установление соотношения
звукового и буквенного состава в

1

2.1

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://iu.ru/video-lessons/a33d4aa2-52d74856-b5a7-de779deeb2e7
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

24

Приложение 1 Программы начального общего образования

словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после
гласных)
2.5

Деление слов на слоги (в том
числе при стечении согласных)

1

2.6

Использование знания алфавита
при работе со словарями

1

2.7

Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса,
абзаца (красной строки),
пунктуационных знаков (в
пределах изученного)
Итого по разделу:

6
Раздел 3. Лексика

Понимание слова как единства
звучания и значения. Лексическое
значение слова (общее
представление)

2

Выявление слов, значение
которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря

2

3.3

Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)

3

3.4

Наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов

3

3.1

3.2

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

Итого по разделу:

10
Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1

Корень как обязательная часть
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных

8

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3
25

Приложение 1 Программы начального общего образования

слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах
корня (простые случаи)

Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

4.2

Окончание как изменяемая часть
2
слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых слов

4.3

Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)

4

Итого по разделу:

14
Раздел 5. Морфология

5.1

5.2

Имя существительное
(ознакомление): общее значение,
вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи

8

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://iu.ru/video-lessons/96c4d76e-579d4f23-a665-ca6b669d0d6d
Образовательная платформа uchi.ru

Глагол (ознакомление): общее
4
значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.), употребление в речи

5.3

Имя прилагательное
(ознакомление): общее значение,
вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»),
употребление в речи

4

5.4

Предлог. Отличие предлогов от
приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.

3

Итого по разделу:

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

19
Раздел 6. Синтаксис

6.1

6.2

Порядок слов в предложении;
связь слов в предложении
(повторение).
Предложение как единица языка

2

Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.

1

https://resh.edu.ru/subject/13/2/

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3

26

Приложение 1 Программы начального общего образования

Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)

Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

6.3

Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные, побудительные
предложения

3

6.4

Виды предложений по
эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения

2

Итого по разделу:

8
Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1

Повторение правил право6
писания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку
(без учёта морфемного членения
слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн

7.2

Формирование орфографической
зоркости: осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки

2

7.3

Понятие орфограммы

1

7.4

Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

27

Приложение 1 Программы начального общего образования

7.5

Использование орфографического 1
словаря учебника
для определения (уточнения)
написания слова

7.6

Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов

2

7.7

Ознакомление с правилами
правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч;
- проверяемые безударные
гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);
- прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички
животных, географические
названия;
- раздельное написание предлогов
с именами существительными

38

Итого по разделу:

50
Раздел 8. Развитие речи

8.1

Выбор языковых средств в
4
соответствии с целями
и условиями устного общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения).
Овладение основными умениями
ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение
диалогической формой речи.

https://resh.edu.ru/subject/13/2/
https://iu.ru/video-lessons/a9c09826-e75e47f4-aa9e-f8d9c00d4856
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

28

Приложение 1 Программы начального общего образования

Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового
общения
8.2

Умение договариваться
и приходить к общему решению в
совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы

2

8.3

Составление устного рассказа по
репродукции картины.
Составление устного рассказа по
личным наблюдениям и вопросам

5

8.4

Текст. Признаки текста:
1
смысловое единство предложений
в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение
в тексте законченной мысли

8.5

Тема текста. Основная мысль.
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление)

10

8.6

Знакомство с жанром
поздравления

1

8.7

Понимание текста: развитие
умения формулировать простые
выводы на основе информации,
содержащейся в тексте

2

8.8

Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной
интонации.
Подробное изложение

5

29

Приложение 1 Программы начального общего образования

повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы
Итого по разделу:

30
Раздел 9. Повторение

9.1

Комплексное повторение
изученного материала

32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

3 КЛАСС

№

Тема/раздел

Количество
часов,
отводимых на
освоение
темы/раздела

п/п

Электронные учебно-методические
материалы (ЭОР или ЦОР)

Раздел 1. Сведения о русском языке.
1.1

Русский язык как
государственный язык
Российской Федерации.
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент

1

Итого по разделу:

1

https://resh.edu.ru/subject/13/3/

Раздел 2. Фонетика и графика
2.1

Повторение: звуки русского
языка: гласный/согласный,
гласный ударный/безударный,
согласный твёрдый/мягкий,
парный/непарный, согласный
глухой/звонкий,
парный/непарный; функции

1

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=1
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
30

Приложение 1 Программы начального общего образования

разделительных мягкого и
твёрдого знаков, условия
использования на письме
разделительных мягкого и
твёрдого знаков

Яндекс Учебник

2.2

Соотношение звукового и
буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми
согласными

2.3

Использование алфавита при
работе со словарями,
справочниками, каталогами

1

Итого по разделу

2
Раздел 3. Лексика

Повторение: лексическое
значение слова.

1

3.2

Прямое и переносное значение
слова (ознакомление).

3

3.3

Устаревшие слова
(ознакомление)

1

Итого по разделу:

5

3.1

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=3
Образовательная платформа uchi.ru

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1

Повторение: корень как
3
обязательная часть слова;
однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение
однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов
и слов с омонимичными
корнями; выделение в словах
корня (простые случаи);
окончание как изменяемая
часть слова.

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/video-lessons/4dc4d6ae-f8bd411d-bc8c-c23539e00f42
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

31

Приложение 1 Программы начального общего образования

4.2

Однокоренные слова и формы
5
одного и того же слова. Корень,
приставка, суффикс —
значимые части слова. Нулевое
окончание (ознакомление)
Итого по разделу:

8
Раздел 5. Морфология

5.1

Части речи.

3

https://resh.edu.ru/subject/13/3/

Имя существительное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=1

Имена существительные
единственного и
множественного числа.

2

5.3

Имена существительные
мужского, женского и среднего
рода.

3

5.4

Падеж имён существительных. 9
Определение падежа, в котором
употреблено имя
существительное. Изменение
имён существительных по
падежам и числам (склонение)

5.5

Имена существительные 1, 2, 3го склонения.

4

5.6

Имена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.

1

5.7

Имя прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.

1

5.8

Зависимость формы имени
прилагательного от формы
имени существительного.
Изменение имён
прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме имён

3

5.2

Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

32

Приложение 1 Программы начального общего образования

прилагательных на -ий, -ов, ин).
5.9

Склонение имён
прилагательных.

3

5.10 Местоимение (общее
представление).

1

5.11 Личные местоимения, их
употребление в речи.
Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов в
тексте

2

5.12 Глагол: общее значение,
вопросы, употребление в речи.

2

5.13 Неопределённая форма глагола. 2
5.14 Настоящее, будущее,
прошедшее время глаголов.

3

5.15 Изменение глаголов по
3
временам, числам. Род глаголов
в прошедшем времени.
5.16 Частица не, её значение

1

Итого по разделу:

43
Раздел 6. Синтаксис

6.1

Предложение. Установление
при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов
связи между словами в
предложении

3

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=1
Образовательная платформа uchi.ru

6.2

Главные члены предложения — 4
подлежащее и сказуемое.

6.3

Второстепенные члены
предложения (без деления на
виды).

2

6.4

Предложения
распространённые и

2

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

33

Приложение 1 Программы начального общего образования

нераспространённые.
6.5

Наблюдение за однородными
членами предложения с
союзами и, а, но и без союзов

2

Итого по разделу:

13
Раздел 7. Орфография и пунктуация

Повторение правил
правописания, изученных в 1 и
2 классах.

6

Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.

2

7.3

Использование
орфографического словаря для
определения (уточнения)
написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке
собственных и предложенных
текстов

2

7.4

Ознакомление с правилами
правописания и их применение:

40

7.1

7.2

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik&stranitsa=1
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в
корне слова;
- мягкий знак после шипящих
на конце имён
существительных;
- безударные гласные в
падежных окончаниях имён
существительных (на уровне
34

Приложение 1 Программы начального общего образования

наблюдения);
- раздельное написание
предлогов с личными
местоимениями;
- непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);
- раздельное написание
частицы не с глаголами
Итого по разделу:

50
Раздел 8. Развитие речи

Нормы речевого этикета:
устное и письменное
приглашение, просьба,
извинение, благодарность,
отказ и др.

2

8.2

Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и
бытового общения.

1

8.3

Особенности речевого этикета
в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским
языком.

1

8.4

Формулировка и
аргументирование
собственного мнения в диалоге
и дискуссии. Умение
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности. Умение
контролировать (устно
координировать) действия при
проведении парной и
групповой работы.

2

8.5

Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во 2

8

8.1

https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://iu.ru/video-lessons/a9c09826-e75e47f4-aa9e-f8d9c00d4856
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

35

Приложение 1 Программы начального общего образования

классе: признаки текста, тема
текста, основная мысль текста,
заголовок, корректирование
текстов с нарушенным
порядком предложений и
абзацев.
8.6

План текста. Составление плана 6
текста, написание текста по
заданному плану. Связь
предложений в тексте с
помощью личных
местоимений, синонимов,
союзов и, а, но.

8.7

Ключевые слова в тексте.

3

Определение типов текстов
(повествование, описание,
рассуждение) и создание
собственных текстов заданного
типа.
8.8

Знакомство с жанром письма,
поздравительной открытки,
объявления.

1

8.9

Изложение текста по
коллективно или
самостоятельно составленному
плану.

5

8.10 Изучающее, ознакомительное
чтение
Итого по разделу:

1

30
Раздел 9. Повторение

9.1

Комплексное повторение
изученного материала

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

18

170

4 КЛАСС

36

Приложение 1 Программы начального общего образования

№

Тема/раздел

Количество
Электронные учебно-методические
часов,
материалы (ЭОР или ЦОР)
отводимых
на освоение
темы/раздела

п/п

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1

1.2

Русский язык как язык
межнационального общения.

1

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/video-lessons/8bd5c9d0-fc9e4a40-8f58-352bd6b46d37

Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект
Итого по разделу:

1
Раздел 2. Фонетика и графика

2.1

2.2

Характеристика, сравнение,
классификация звуков вне слова
и в слове по заданным
параметрам

1

Звуко-буквенный разбор слова

1

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik

Итого по разделу:

2
Раздел 3. Лексика

3.1

3.2

Повторение и продолжение
работы: наблюдение за
использованием в речи
синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые
случаи).

3

Наблюдение за использованием
в речи фразеологизмов (простые
случаи)

2

Итого по разделу:

5

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/video-lessons/b2635c7d-0b5d4ccd-970c-5d37e294359f
Образовательная платформа uchi.ru

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1

Повторение: состав изменяемых
слов, выделение в словах с

1

https://resh.edu.ru/subject/13/4/

37

Приложение 1 Программы начального общего образования

однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.

https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik
Образовательная платформа uchi.ru

4.2

Основа слова. Состав
неизменяемых слов
(ознакомление).

2

4.3

Значение наиболее
употребляемых суффиксов
изученных частей речи
(ознакомление)

2

Итого по разделу:

5

Образовательная платформа
Яндекс Учебник

Раздел 5. Морфология
Части речи самостоятельные и
служебные

2

https://resh.edu.ru/subject/13/4/

Имя существительное.
Повторение: склонение имён
существительных; имена
существительные 1, 2, 3-го
склонения.

6

https://iu.ru/video-lessons/08319170-90b443bf-bb3e-893d115ac092

5.3

Несклоняемые имена
существительные
(ознакомление).

2

5.4

Имя прилагательное.
3
Повторение: зависимость формы
имени прилагательного от
формы имени
существительного.

5.5

Склонение имён прилагательных 4
во множественном числе.

5.6

Местоимение. Личные
местоимения. Повторение:
личные местоимения 1-го и 3-го
лица единственного и
множественного числа;
склонение личных местоимений.

4

5.7

Глагол. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и

15

5.1

5.2

Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

38

Приложение 1 Программы начального общего образования

будущем времени (спряжение). І
и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II
спряжения глаголов.
5.8

Наречие (общее представление).
Значение, вопросы,
употребление в речи.

3

5.9

Предлог. Повторение: отличие
предлогов от приставок.

1

5.10 Союз; союзы и, а, но в простых и 2
сложных предложениях.
5.11 Частица не, её значение
(повторение)

1

Итого по разделу:

43
Раздел 6. Синтаксис

6.1

6.2

Повторение: слово, сочетание
слов (словосочетание) и
предложение, осознание их
сходства и различий; виды
предложений по цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные и
побудительные); виды
предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь
между словами в
словосочетании и предложении
(при помощи смысловых
вопросов); распространённые и
нераспространённые
предложения

6

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами
а, но, с одиночным союзом и.
Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами

4

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

39

Приложение 1 Программы начального общего образования

6.3

Простое и сложное предложение
(ознакомление). Сложные
предложения:
сложносочинённые с союзами и,
а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния
терминов)

6

Итого по разделу:

16
Раздел 7. Орфография и пунктуация

Повторение правил
правописания, изученных в 1—3
классах

4

Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.

4

7.3

Использование
орфографического словаря для
определения (уточнения)
написания слова. Формирование
действия контроля при проверке
собственных и предложенных
текстов.

4

7.4

Ознакомление с правилами
правописания и их применение:

30

7.1

7.2

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/videolessons?predmet=russkiy_yazik
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

- безударные падежные
окончания имён
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, ие, -ия, а также кроме
собственных имён
существительных на -ов, -ин, ий);

40

Приложение 1 Программы начального общего образования

- безударные падежные
окончания имён
прилагательных;
- мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-го
лица единственного числа;
- наличие или отсутствие
мягкого знака в глаголах на ться и -тся;
- безударные личные окончания
глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными
союзами и, а, но, и без союзов.
7.5

Наблюдение за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем из
двух простых

4

7.6

Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора

4

Итого по разделу:

50
Раздел 8. Развитие речи

Повторение и продолжение
работы, начатой в предыдущих
классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо,
поздравительная открытка,
объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста
или основной мысли в
заголовке.

6

8.2

Корректирование текстов
(заданных и собственных) с
учётом точности, правильности,
богатства и выразительности
письменной речи.

4

8.3

Изложение (подробный устный

8

8.1

https://resh.edu.ru/subject/13/4/
https://iu.ru/video-lessons/0767c31d-a82648ec-a66c-a8e811149823
Образовательная платформа uchi.ru
Образовательная платформа
Яндекс Учебник

41

Приложение 1 Программы начального общего образования

и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ
текста).
8.4

Сочинение как вид письменной
работы.

6

8.5

Изучающее, ознакомительное
чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде.

4

8.6

Формулирование простых
выводов на основе информации,
содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте
информации.

2

Итого по разделу:

30
Раздел 9. Повторение.

9.1

Комплексное повторение
изученного материала

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

18

170

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».