Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Программе воспитания. I. Содержание предмета 1 класс Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. 1 Приложение 1 Программы начального общего образования Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 2 класс Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на 2 Приложение 1 Программы начального общего образования занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 3 класс Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения 3 Приложение 1 Программы начального общего образования родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 4 класс Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего 4 Приложение 1 Программы начального общего образования региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 5 Приложение 1 Программы начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания через: - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроках знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией. Аргументирования и отстаивания своей точки зрения. II. Планируемые результаты освоения предмета Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне НОО направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 6 Приложение 1 Программы начального общего образования первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 7 Приложение 1 Программы начального общего образования осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 8 Приложение 1 Программы начального общего образования 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: 9 Приложение 1 Программы начального общего образования осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления 10 Приложение 1 Программы начального общего образования в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; 11 Приложение 1 Программы начального общего образования создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); 12 Приложение 1 Программы начального общего образования соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; 13 Приложение 1 Программы начального общего образования создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете. III. Тематическое планирование 1 класс № Тема/раздел п/п Количество Электронные учебно-методические часов, материалы (ЭОР или ЦОР) отводимых на освоение темы/раздела Раздел 1. Человек и общество 1.1 Школьные традиции и 1 праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 1.2 Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 2 1.3 Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 1 Россия. Москва — столица России. Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название 3 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 LearningApps.org создание интерактивных упражнений 1.4 1.5 Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 14 Приложение 1 Программы начального общего образования 1.6 1.7 1.8 своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Календарь и время. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 1.10 Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. 1.11 Домашний адрес. 1.9 https://learningapps.org/index.php?category=82&s ubcategory=49018&s= 3 1 2 2 1 1 Итого по разделу 18 Раздел 2. Человек и природа 2.1 2.2 2.3 2.4 Природа и предметы, созданные человеком. Звезды и созвездия. Созвездие Большой медведицы. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 9 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 5 3 образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 6 15 Приложение 1 Программы начального общего образования Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 2.6 Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. 2.7 Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. 2.8 Комнатные растения, правила содержания и ухода. 2.9 Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). 2.10 Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). 2.11 Забота о домашних питомцах. Итого по разделу 2.5 2 4 2 2 5 2 1 41 Раздел 3. Правила безопасной жизни 3.1 3.2 3.3 Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная 3 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 1 образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ 2 Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 16 Приложение 1 Программы начального общего образования 3.4 разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Итого по разделу 1 7 Всего 66 2 класс № Тема/раздел п/п Количество часов, отводимых на освоение темы/раздела Электронные учебно-методические материалы (ЭОР или ЦОР) Раздел 1. Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 2 1.5 Родной край, его природные и культурные достопримечательности. 1 1.6 Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/2/ 2 образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ 2 Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ LearningApps.org создание интерактивных упражнений https://learningapps.org/index.php?category=82&s ubcategory=42236&s= 17 Приложение 1 Программы начального общего образования карте. 1.7 Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 2 1.8 Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности и традиции. 1 1.9 Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 1.10 Правила культурного поведения в общественных местах. 2 1.11 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. 1 Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. 3 Чем Земля отличается от других планет. Есть ли вода на других планетах? Условия жизни на Земле. 2 2.3 Изображения Земли: глобус, карта, план. 3 2.4 Карта мира. Материки, 2 2.1 2.2 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/2/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» 18 Приложение 1 Программы начального общего образования океаны. https://www.yaklass.ru/ 2.5 Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. 2 2.6 Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 2 2.7 Дикорастущие и культурные 2 растения. 2.8 Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 3 2.9 Мир животных (фауна). 1 2.10 Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, разм ножения). 4 2.11 Сезонная жизнь животных. 3 2.12 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 3 2.13 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. 4 Итого по разделу Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 34 часа Раздел 3. Правила безопасной жизни 3.1 Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library 2 19 Приложение 1 Программы начального общего образования рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 3.2 3.3 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Правила безопасности в 3 школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). 3.4 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 3 3.5 Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 2 Итого по разделу 12 Резервные уроки 6 4.1. Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/2/ Общее количество часов по программе Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 68 3 класс № п/п Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение 20 Электронные учебно-методические материалы (ЭОР или ЦОР) Приложение 1 Программы начального общего образования темы/раздела Раздел 1. Человек и общество 1.1 Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/3/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ 1.2 Наша Родина — Российская 1 Федерация — многонациональная страна. 1.3 Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. 2 1.4 Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. 1 1.5 Города Золотого кольца России. 3 1.6 Государственная символика 2 Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. 1.7 Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. 1 1.8 Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. 1 1.9 Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. 1 1.10 Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. 2 1.11 Страны и народы мира на 4 Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ LearningApps.org создание интерактивных упражнений https://learningapps.org/index.php?category=82 &subcategory=42075&s= 21 Приложение 1 Программы начального общего образования карте. 1.12 Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 1 Итого по разделу 20 Раздел 2. Человек и природа Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. 2 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. 1 Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. 2 2.4 Охрана воздуха, воды. 2 2.5 Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. 2 2.6 Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной 1 2.1 2.2 2.3 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/3/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ деятельности человека. 2.7 Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и 1 22 Приложение 1 Программы начального общего образования несъедобные грибы. 2.8 Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. 1 2.9 Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. 2 2.10 Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. 1 2.11 Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. 1 2.12 Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. 1 2.13 Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. 1 2.14 Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). 3 2.15 Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). 1 23 Приложение 1 Программы начального общего образования 2.16 Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. 2 2.17 Животные родного края, их названия. 1 2.18 Природные сообщества: 3 лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. 2.19 Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). 1 2.20 Природные сообщества родного края. 1 2.21 Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. 1 2.22 Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека 1 2.23 Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма 6 2.24 Гигиена отдельных органов и систем органов человека. 1 2.25 Измерение температуры тела человека, частоты пульса. 1 Итого по разделу 35 24 Приложение 1 Программы начального общего образования Раздел 3. Правила безопасной жизни 3.1 Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. 1 3.2 Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). 3 Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. 1 Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 Итого по разделу 7 Резервные уроки 6 3.3 3.4 4.1. Общее количество часов по программе 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/3/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 68 4 класс № п/п Тема/раздел Количество Электронные учебно-методические часов, материалы (ЭОР или ЦОР) отводимых на освоение темы/раздела Раздел 1. Человек и общество 25 Приложение 1 Программы начального общего образования 1.1 1.2 Государственное устройство РФ (общее представление). Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/4/ Конституция — основной 2 закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России. 2 1.4 Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 2 1.5 Государственные 3 праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. 1.6 Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 2 1.7 История Отечества «Лента времени» и историческая карта. 1 1.3 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ LearningApps.org создание интерактивных упражнений https://learningapps.org/index.php?category=82 &subcategory=41493&s= 26 Приложение 1 Программы начального общего образования 1.8 Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. 6 1.9 Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 3 1.10 Выдающиеся люди 4 разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Странички для любознательных: 1.Силы и движение (рычаг, колесо, наклонная плоскость). 2.Невидимая сила (электрические и магнитные явления). 3.Чудо-волны (тепловые, световые, звуковые явления). 1.11 Наиболее значимые 2 объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. 1.12 Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. 1 27 Приложение 1 Программы начального общего образования 1.13 Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. 3 Итого по разделу 33 Раздел 2. Человек и природа Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 1 Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. 2 Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. 1 Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. 1 2.5 Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. 2 2.6 Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 1 2.7 Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/4/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library/ 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library/ 28 Приложение 1 Программы начального общего образования 2.8 Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. 2 2.9 Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. 1 2.10 Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом. 1 2.11 Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). 2 2.12 Правила нравственного поведения в природе 1 2.13 Природные зоны России: 6 общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. 2.14 Связи в природной зоне. 1 Итого по разделу 24 Раздел 3. Правила безопасной жизни 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. 1С:Урок - Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library/ 1 Электронное приложение к учебнику А.А. 29 Приложение 1 Программы начального общего образования 3.2 3.3 Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожн ая разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). Плешакова «Окружающий мир» 3 Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/4/ образовательная платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/ Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ Цифровая платформа «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/main/ Безопасность в Интернете 1 (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Итого по разделу 5 Резервные уроки 6 Общее количество часов по программе 68 30