Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Программе воспитания.
I. Содержание предмета
1 класс
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее
место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования;
поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим
труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и
отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота
рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи
между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в
природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
1
Приложение 1 Программы начального общего образования
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
2 класс
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы —
святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика
отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы,
строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города
России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте;
символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края.
Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия,
наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия
жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по
местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
2
Приложение 1 Программы начального общего образования
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на
прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в Интернет.
3 класс
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана
воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений.
Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения
3
Приложение 1 Программы начального общего образования
родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана
растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
—
пища
и
укрытие
для
животных;
животные
—
распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного
поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и
систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
4 класс
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного
края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
4
Приложение 1 Программы начального общего образования
региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного
наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы
земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности
родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие
(океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов
человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе
(планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила
безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
5
Приложение 1 Программы начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» реализуется
педагогом с учётом рабочей программы воспитания через:
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего отношения к ней;
- демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроках знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного
выступления перед аудиторией. Аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
II. Планируемые результаты освоения предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне НОО направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения
к своему и другим народам;
6
Приложение 1 Программы начального общего образования
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
7
Приложение 1 Программы начального общего образования
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во
времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
8
Приложение 1 Программы начального общего образования
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
9
Приложение 1 Программы начального общего образования
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья
и жизни.
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя),
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления
10
Приложение 1 Программы начального общего образования
в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха)
и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный
город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и
профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
11
Приложение 1 Программы начального общего образования
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей
и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять
интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
12
Приложение 1 Программы начального общего образования
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
13
Приложение 1 Программы начального общего образования
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках
и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации
в Интернете.
III. Тематическое планирование
1 класс
№
Тема/раздел
п/п
Количество
Электронные учебно-методические
часов,
материалы (ЭОР или ЦОР)
отводимых
на освоение
темы/раздела
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школьные традиции и
1
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
1.2
Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.
2
1.3
Рабочее место
школьника. Правила
безопасной работы на
учебном месте, режим
труда и отдыха.
1
Россия. Москва —
столица России. Народы
России.
Первоначальные
сведения о родном крае.
Название
3
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
1
LearningApps.org создание интерактивных
упражнений
1.4
1.5
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
14
Приложение 1 Программы начального общего образования
1.6
1.7
1.8
своего населённого
пункта (города, села),
региона.
Культурные объекты
родного края. Труд
людей. Ценность и
красота рукотворного
мира.
Правила поведения в
социуме.
Календарь и время.
Моя семья в прошлом и
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи,
их профессии.
1.10 Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и
отдых.
1.11 Домашний адрес.
1.9
https://learningapps.org/index.php?category=82&s
ubcategory=49018&s=
3
1
2
2
1
1
Итого по разделу
18
Раздел 2. Человек и природа
2.1
2.2
2.3
2.4
Природа и предметы,
созданные человеком.
Звезды и созвездия.
Созвездие Большой
медведицы. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
Неживая и живая
природа.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.
Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.
9
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
5
3
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
6
15
Приложение 1 Программы начального общего образования
Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние,
краткое описание).
2.6 Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие
и культурные растения.
2.7 Части растения
(называние, краткая
характеристика значения
для жизни
растения): корень,
стебель, лист, цветок,
плод, семя.
2.8 Комнатные растения,
правила содержания и
ухода.
2.9 Разные группы
животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы
и др.).
2.10 Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни).
2.11 Забота о домашних
питомцах.
Итого по разделу
2.5
2
4
2
2
5
2
1
41
Раздел 3. Правила безопасной жизни
3.1
3.2
3.3
Необходимость
соблюдения режима дня,
правил здорового
питания и личной
гигиены.
Правила безопасности в
быту: пользование
бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до
школы. Правила
безопасного поведения
пешехода (дорожные
знаки, дорожная
3
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
2
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
16
Приложение 1 Программы начального общего образования
3.4
разметка, дорожные
сигналы).
Безопасность в сети
Интернет (электронный
дневник и электронные
ресурсы школы) в
условиях
контролируемого
доступа в Интернет.
Итого по разделу
1
7
Всего
66
2 класс
№
Тема/раздел
п/п
Количество
часов,
отводимых на
освоение
темы/раздела
Электронные учебно-методические материалы
(ЭОР или ЦОР)
Раздел 1. Человек и общество
Наша Родина — Россия,
Российская Федерация.
Россия и её столица на
карте.
Государственные символы
России, символика своего
региона.
Города России. Свой регион
и его столица на карте РФ.
1
Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники.
2
1.5
Родной край, его природные
и культурные
достопримечательности.
1
1.6
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
2
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
2
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
LearningApps.org создание интерактивных
упражнений
https://learningapps.org/index.php?category=82&s
ubcategory=42236&s=
17
Приложение 1 Программы начального общего образования
карте.
1.7
Хозяйственные занятия,
профессии жителей
родного края. Значение
труда в жизни человека и
общества.
2
1.8
Семья — коллектив.
Семейное древо. Семейные
ценности и традиции.
1
1.9
Совместный труд и отдых.
Участие детей в делах
семьи.
1
1.10 Правила культурного
поведения в общественных
местах.
2
1.11 Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнению
и особенностям других
людей — главные правила
взаимоотношений членов
общества.
1
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
3
Чем Земля отличается от
других планет. Есть ли вода
на других планетах?
Условия жизни на Земле.
2
2.3
Изображения Земли: глобус,
карта, план.
3
2.4
Карта мира. Материки,
2
2.1
2.2
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
18
Приложение 1 Программы начального общего образования
океаны.
https://www.yaklass.ru/
2.5
Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности.
2
2.6
Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.
2
2.7
Дикорастущие и культурные 2
растения.
2.8
Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.
3
2.9
Мир животных (фауна).
1
2.10 Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика
(особенности внешнего
вида,
движений, питания, разм
ножения).
4
2.11 Сезонная жизнь животных.
3
2.12 Красная книга России,
её значение, отдельные
представители растений и
животных Красной книги.
3
2.13 Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.
4
Итого по разделу
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
34 часа
Раздел 3. Правила безопасной жизни
3.1
Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование
сна, учебных занятий,
двигательной активности) и
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library
2
19
Приложение 1 Программы начального общего образования
рациональное питание
(количество приёмов
пищи и рацион питания).
3.2
3.3
Физическая культура,
закаливание, игры на
воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья.
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
2
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Правила безопасности в
3
школе (маршрут до школы,
правила поведения
на занятиях, переменах, при
приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).
3.4
Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро. Номера телефонов
экстренной помощи.
3
3.5
Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.
2
Итого по разделу
12
Резервные уроки
6
4.1.
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
Общее количество часов по
программе
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
68
3 класс
№
п/п
Тема/раздел
Количество
часов,
отводимых на
освоение
20
Электронные учебно-методические
материалы (ЭОР или ЦОР)
Приложение 1 Программы начального общего образования
темы/раздела
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Общество — совокупность
людей, которые
объединены общей
культурой и связаны друг с
другом совместной
деятельностью во имя
общей цели.
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
1
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
1.2
Наша Родина — Российская 1
Федерация —
многонациональная страна.
1.3
Особенности жизни, быта,
культуры народов РФ.
2
1.4
Уникальные памятники
культуры (социальные и
природные объекты)
России, родного края.
1
1.5
Города Золотого кольца
России.
3
1.6
Государственная символика 2
Российской Федерации
(гимн, герб, флаг) и своего
региона.
1.7
Уважение к культуре,
истории, традициям своего
народа и других народов.
1
1.8
Семья — коллектив
близких, родных
людей. Поколения в семье.
1
1.9
Взаимоотношения в семье:
любовь, доброта, внимание,
поддержка.
1
1.10
Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи.
2
1.11
Страны и народы мира на
4
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
LearningApps.org создание интерактивных
упражнений
https://learningapps.org/index.php?category=82
&subcategory=42075&s=
21
Приложение 1 Программы начального общего образования
карте.
1.12
Памятники природы и
культуры — символы
стран, в которых они
находятся.
1
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек и природа
Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем
мире. Твёрдые тела,
жидкости, газы, их
свойства.
2
Воздух — смесь
газов. Свойства воздуха.
Значение для жизни.
1
Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её
распространение в природе,
значение для жизни.
Круговорот воды в
природе.
2
2.4
Охрана воздуха, воды.
2
2.5
Горные породы и
минералы. Полезные
ископаемые, их значение в
хозяйстве человека.
Полезные ископаемые
родного края.
2
2.6
Почва, её состав, значение
для живой
природы и хозяйственной
1
2.1
2.2
2.3
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
деятельности человека.
2.7
Царства природы.
Бактерии, общее
представление. Грибы:
строение шляпочного
гриба; съедобные и
1
22
Приложение 1 Программы начального общего образования
несъедобные грибы.
2.8
Разнообразие растений.
Зависимость жизненного
цикла организмов от
условий
окружающей среды.
1
2.9
Размножение и развитие
растений. Особенности
питания и дыхания
растений.
2
2.10
Роль растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение человека к
растениям.
1
2.11
Условия, необходимые для
жизни растения (свет,
тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста
растений, фиксация
изменений.
1
2.12
Растения родного края,
названия и краткая
характеристика. Охрана
растений.
1
2.13
Разнообразие животных.
Зависимость жизненного
цикла организмов от
условий окружаю щей
среды.
1
2.14
Размножение и развитие
животных (рыбы, птицы,
звери, пресмыкающиеся,
земноводные).
3
2.15
Особенности питания
животных. Цепи питания.
Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища).
1
23
Приложение 1 Программы начального общего образования
2.16
Роль животных в природе и
жизни людей, бережное
отношение человека к
животным. Охрана
животных.
2
2.17
Животные родного края, их
названия.
1
2.18
Природные сообщества:
3
лес, луг, пруд. Взаимосвязи
в природном сообществе.
2.19
Создание
человеком природных
сообществ для
хозяйственной
деятельности, получения
продуктов питания (поле,
сад, огород).
1
2.20
Природные сообщества
родного края.
1
2.21
Правила поведения в лесу,
на водоёме, на лугу.
1
2.22
Человек — часть природы.
Общее представление о
строении тела человека
1
2.23
Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная,
дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности
организма
6
2.24
Гигиена отдельных органов
и систем органов человека.
1
2.25
Измерение температуры
тела человека, частоты
пульса.
1
Итого по разделу
35
24
Приложение 1 Программы начального общего образования
Раздел 3. Правила безопасной жизни
3.1
Здоровый образ жизни;
забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.
1
3.2
Безопасность во дворе
жилого дома (внимание к
зонам электрических,
газовых, тепловых
подстанций и
других опасных объектов;
предупреждающие знаки
безопасности).
3
Транспортная безопасность
пассажира разных видов
транспорта, правила
поведения на вокзалах,
в аэропортах, на борту
самолёта, судна.
1
Безопасность в Интернете
(ориентировка в признаках
мошенничества в сети;
защита персональной
информации) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.
1
Итого по разделу
7
Резервные уроки
6
3.3
3.4
4.1.
Общее количество часов по
программе
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
68
4 класс
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Электронные учебно-методические
часов,
материалы (ЭОР или ЦОР)
отводимых
на освоение
темы/раздела
Раздел 1. Человек и общество
25
Приложение 1 Программы начального общего образования
1.1
1.2
Государственное
устройство РФ (общее
представление).
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
Конституция — основной 2
закон
Российской Федерации.
Права и обязанности
гражданина РФ.
Президент РФ — глава
государства. Политикоадминистративная карта
России. Города России.
2
1.4
Общая характеристика
родного края: природа,
главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
2
1.5
Государственные
3
праздники в жизни
российского общества:
Новый год, День
защитника Отечества,
Международный женский
день, День весны и труда,
День Победы, День
России, День народного
единства, День
Конституции.
1.6
Праздники и памятные
даты своего
региона. Характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с
ним.
2
1.7
История Отечества
«Лента времени» и
историческая карта.
1
1.3
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
2
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс
«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
LearningApps.org создание интерактивных
упражнений
https://learningapps.org/index.php?category=82
&subcategory=41493&s=
26
Приложение 1 Программы начального общего образования
1.8
Наиболее важные и яркие
события общественной и
культурной жизни
страны в разные
исторические периоды:
государство Русь,
Московское государство,
Российская империя,
СССР, Российская
Федерация.
6
1.9
Картины быта, труда;
духовно-нравственные и
культурные традиции
людей в разные
исторические времена.
3
1.10 Выдающиеся люди
4
разных эпох как носители
базовых национальных
ценностей.
Странички для
любознательных:
1.Силы и движение
(рычаг, колесо, наклонная
плоскость).
2.Невидимая сила
(электрические и
магнитные явления).
3.Чудо-волны (тепловые,
световые, звуковые
явления).
1.11 Наиболее значимые
2
объекты списка
Всемирного культурного
наследия в России и за
рубежом (3—4 объекта).
Охрана памятников
истории и культуры.
1.12 Посильное участие в
охране памятников
истории и культуры
своего края.
1
27
Приложение 1 Программы начального общего образования
1.13 Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей в разные
исторические времена.
3
Итого по разделу
33
Раздел 2. Человек и природа
Солнце — ближайшая к
нам звезда, источник
света и тепла для всего
живого на Земле.
1
Характеристика планет
Солнечной
системы. Естественные
спутники планет.
2
Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли
как причина смены дня и
ночи.
1
Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён
года.
1
2.5
Формы земной
поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение
равнин и гор на карте).
Равнины и горы России.
2
2.6
Особенности
поверхности родного
края (краткая
характеристика на основе
наблюдений).
1
2.7
Водоёмы, их
разнообразие (океан,
море, озеро, пруд); река
как водный поток.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова «Окружающий мир»
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс
«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library/
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library/
28
Приложение 1 Программы начального общего образования
2.8
Крупнейшие реки и озёра
России, моря,
омывающие её берега,
океаны. Использование
человеком водоёмов и
рек.
2
2.9
Водоёмы и реки родного
края: названия, краткая
характеристика.
1
2.10 Наиболее значимые
природные объекты
списка Всемирного
наследия в России и за
рубежом.
1
2.11 Охрана природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного и
животного мира.
Международная Красная
книга (3—4 примера).
2
2.12 Правила нравственного
поведения в природе
1
2.13 Природные зоны России: 6
общее представление об
основных природных
зонах России: климат,
растительный и
животный мир,
особенности труда и быта
людей, охрана природы.
2.14 Связи в природной зоне.
1
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизни
3.1
Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.
1С:Урок - Библиотека интерактивных
материалов https://urok.1c.ru/library/
1
Электронное приложение к учебнику А.А.
29
Приложение 1 Программы начального общего образования
3.2
3.3
Безопасность в городе.
Планирование
безопасных маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры города;
правила безопасного
поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожн
ая разметка, сигналы и
средства защиты
велосипедиста).
Плешакова «Окружающий мир»
3
Интерактивный урок РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
образовательная платформа «Учи.ру»
https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс
«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
Цифровая платформа «Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/main/
Безопасность в Интернете 1
(поиск достоверной
информации опознание
государственных
образовательных
ресурсов и детских
развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого доступа
в Интернет.
Итого по разделу
5
Резервные уроки
6
Общее количество часов по
программе
68
30