РП ОДНКНР 5 класс 2022 новый ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее — ФГОС ООО), а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Программе воспитания.
1.
Содержание предмета
5 класс
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш.
Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от
ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие
нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального
эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели
разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении
природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и
поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения

членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый
трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное
песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из
российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения
человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания
через:

— привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней.
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
решения в классе;
— применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся групповой работе и взаимодействию с другими обучающимися;
— инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования о оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленных в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
— обогащение процесса воспитания не только новым содержанием
(ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных
традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии
общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и
религиозность.
— ориентация на возрастные и познавательные возможности обучающихся: у
детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные.
Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что
позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми
ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические
документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны
работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма,
иллюстрация и пр.).
2.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» на уровне ООО направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою

собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества:
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать
свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы
и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь
на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита
Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана
окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные

праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях,
религиозных праздниках, праздниках в своём регионе, о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания
детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни.

3. Тематическое планирование
5 КЛАСС (34 часа)

№
п/п

Тема/раздел

Количество
часов,
Электронные учебно-методические материалы
отводимых на
(ЭОР или ЦОР)
изучение
темы/раздела

1. В мире культуры (4 часа)
1.1 Величие многонациональной российской 2
культуры

1.2

Человек — творец и носитель культуры

2

2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
2.1 «Береги землю родимую, как мать 2
любимую»
2.2 Жизнь ратными подвигами полна
2
2.3 В труде – красота человека
2
2.4 «Плод добрых трудов славен»
2
2.5 Люди труда
2
2.6 Бережное отношение к природе
2
2.7 Семья — хранитель духовных ценностей 2
3. Религия и культура (10 часов)
3.1 Роль религии в развитии культуры
2
3.2 Культурное наследие христианской Руси 2
3.3 Культура ислама
2
3.4 Иудаизм и культура
2

Интерактивные уроки, упражнения и задачи: «Российская
электронная школа» — resh.edu.ru
Методические пособия и видеоуроки: «Единое содержание
образования» — edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
Цифровые учебники, журналы, энциклопедии: «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов» — school-collection.edu.ru
Интерактивные уроки, упражнения и задачи: «Российская
электронная школа» — resh.edu.ru
Методические пособия и видеоуроки: «Единое содержание
образования» — edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
Цифровые учебники, журналы, энциклопедии: «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов» — school-collection.edu.ru;
«Единое окно доступа к информационным ресурсам» — window.edu.ru.

Интерактивные уроки, упражнения и задачи:
электронная школа» — resh.edu.ru
Методические пособия и видеоуроки: «Единое
образования» — edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm

«Российская
содержание

3.5

Культурные традиции буддизма

2

4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
4.1 Забота
государства
о
сохранении 2
духовных ценностей

Хранить память предков

2

5. Твой духовный мир (2 часа)
5.1 Твой духовный мир

2

4.2

Итого

34

Цифровые учебники, журналы, энциклопедии: «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов» — school-collection.edu.ru;
«Единое окно доступа к информационным ресурсам» — window.edu.ru.
Интерактивные уроки, упражнения и задачи: «Российская
электронная школа» — resh.edu.ru
Методические пособия и видеоуроки: «Единое содержание
образования» — edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
Цифровые учебники, журналы, энциклопедии: «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов» — school-collection.edu.ru;
«Единое окно доступа к информационным ресурсам» — window.edu.ru.
Интерактивные уроки, упражнения и задачи: «Российская
электронная школа» — resh.edu.ru
Методические пособия и видеоуроки: «Единое содержание
образования» — edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
Цифровые учебники, журналы, энциклопедии: «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов» — school-collection.edu.ru;
«Единое окно доступа к информационным ресурсам» — window.edu.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».