Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Калуги ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Медподготовка в школе» для 8-9 класса Составила: учитель технологии Илларионова Л.К. 2021 год I. Пояснительная записка В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий различных ситуаций. Одним из самых распространённых являются: стихийные бедствия, аварии техногенного характера, транспортные аварии, производственные и бытовые травмы. Травмы любого характера могут привести к гибели человека, если вовремя не оказать медицинскую помощь. Учащиеся в школах, на уроках ОБЖ получают недостаточные знания в области медицины. Изучение истории создания красного креста, причин получения травм, способов их устранения, а также практические занятия по мерам оказания первой помощи являются мотивацией к изучению медицинской тематике и применения знаний и навыков в предстоящей жизни. Цель программы Способствовать формированию личности с активной гражданской позицией, знакомой с мерами оказания медицинской помощи себе и другим, владеющей навыками медицинской помощи. Воспитать чувство ответственности за свое здоровье и за здоровье других. Задачи программы Образовательные: 1. Расширить знания в области медицины. 2. Сформировать умения и навыки проведения медицинской помощи, действий с подручными средствами, при оказании помощи. Воспитательные: Воспитать гуманное отношение к людям, ответственность, интерес к профессии. Развивающие: 1. Развить внимание, медицинские способности, мышление. 2. Развить коммуникативные способности. Возраст детей и сроки реализации программы Возраст обучающихся: 8-9 класс (14-15 лет). Состав групп постоянный. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Режим и форма проведения занятий Занятия проводятся в 8-9 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность). Место проведения занятий: школа Методы, используемые на занятиях дополнительного образования: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. Формы занятий 1. Теоретические: лекции, беседы, доклады, видео уроки, викторины. 2. Практические: практикум, экскурсии, участие в школьных и городских мероприятиях. Формы и виды контроля Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы. • устный опрос в форме беседы; • тематические работы в форме тестовых заданий • устные зачёты; • индивидуальный контроль; Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Медподготовка в школе» В результате изучения данной программы в 6 классе обучающиеся получат возможность формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 1. Личностные: Знать основные моральные нормы (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) Создать условия для обретения опыта сопереживания и отношения к пострадавшему. Уметь оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил нравственного поведения. Усвоить чувство доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказания помощи тем, кто в ней нуждается. 2. Метапредметные: 1. Регулятивные: Определять цель в своей деятельности, искать средства её осуществления. Составить план действий на достижение цели. Оценивать степень успешности достижения цели. Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий. Понимать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации. 2. Познавательные: Уметь анализировать, обобщать, классифицировать информацию, делать выводы. Строить речевые высказывания в устной форме. Работать с информацией. 3. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Формулировать собственное мнение и позиции. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Предметными результатами освоения программы являются: Знать правила медицинской помощи, историю развития красного креста. Владеть теоретическими и практическими знаниями и применять их в жизненных ситуациях. Принимать активное участие в мероприятиях, показывать свои знания в области медицины. Содержание учебной программы 1.Введение (1 час) Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. 2.Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия. (2 часа) Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «Десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях. 3. Первая медицинская помощь при кровотечениях (2 часа) Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка Мероприятия при внутреннем кровотечении. Практическая работа. Первая помощь при кровотечении. кровотечения. 4) Первая помощь при переломах (3часа) Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила). Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах. 5) Первая помощь при травмах. (7часов) Травмы, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. 6) Ожоги и отморожения (5 часов) Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи. Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи. Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия. 8) Инфекционные болезни. Дезинфекция. (3 часа) Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция. Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний. 7) Лекарственные растения (2 часа) Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранения лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений. Семинар. Лекарственные травы. Экскурсия в ФАП. 8)) Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (4 часа) Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. Практическая работа. Первая помощь при остановке сердечной деятельности и прекращения дыхания. Учебно-тематический план № п/п Раздел, тема Всего часов 1 Введение Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия 1 2 2 Первая медицинская помощь при кровотечениях 3 3 3 Оказание первой медицинской помощи при переломах 4 Травмы Первая помощь при травмах 7 5 6 Ожоги и отморожения Инфекционные болезни. Дезинфекция. 5 3 7 8 9 Инфекционные заболевания. 2 Лекарственные растения 2 Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной 4 деятельности 10 Подведение итогов 2 5. Материально-техническое обеспечение Спортивный зал Кабинет ОБЖ Наглядные пособия, плакаты в кабинете ОБЖ, учебники «ОБЖ», видеоматериалы Фотоаппарат Средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки), медицинская аптечка, противогазы. Список литературы: Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» Автор: Смирнов А.Т., Хренников Б.А.(7-11класс) П.А.Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся». Москва просвещение 1988г М.И. Гоголева «Основы медицинских знаний учащихся» Москва просвещение 1991г А.Ю. Аксельрод «Скорее "скорой "» Москва «медицина» 1990 Ф.Потапов «Медицинская подготовка населения» Москва "медицина"1987