РП Дополнительного образования Гармония 8 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вокальной студии «Гармония»

на 2021 - 2022 учебный год

(7-8 классы)

Разработчик программы:
учитель музыки
Зайцева Валерия Викторовна

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и
охраны, основных навыков хоровой работы с детьми старшего школьного возраста,
принципом подбора репертуара, методики работы над вокальным произведением.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается
соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка,
сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение
народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно - ориентированного
подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству
обеспечивало существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном
процессе и развивало в каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, что
такие педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение
ребёнка. А в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения
досуга как подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и
формирования эстетического вкуса подрастающего поколения.
Быстрый рост рынка современных технологических средств, таких как видео,
компьютеров, караоке, синтезаторов, всё это создаёт условия для дальнейшего роста
популярности эстрадного пения и возможностей исполнения песни в быту. Используя
современные технические средства и методики, обучать детей грамотному вокальному
пению.
Цель. Способствовать формированию личности с развитым музыкально-эстетическим
вкусом, обладающей широким кругозором, ориентированной на основы мировой
музыкальной культуры, на основе исполнения лучших образцов отечественного,
народного, зарубежного песенного материала.
Задачи:
Обучающие
1.Расширять кругозор детей в области детского песенного творчества, мировой
музыкальной культуры.
2. Учить детей правильному использованию своего голосового аппарата.
3. Учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене.
4. Учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на
сцену.
5.Формировать исполнительские навыки.
Воспитательные
1.Активизировать гражданскую позицию детей посредством выбранного материала
(патриотическая и народная песня);
2. Воспитывать культуру общения и поведения.
Развивающие
1. Развивать навыки сольного пения.
2. Развивать память, внимание, воображение.
3. Развивать музыкально-ритмические способности.

4. Развивать эстетический вкус посредством приобщения к современному эстрадному
искусству.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 8 класс (13-14 лет). Состав групп постоянный.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся в 8 классе по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая
деятельность).
Место проведения занятий: школа
Методы, используемые на занятиях дополнительного образования:
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества,
метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому
ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой
импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной
студии
проявляется
неповторимость
и
оригинальность,
индивидуальность,
инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени –
умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода
поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая,
работа над проектом.
Формы проведения занятий:

Занятие-игра;

концерт;

репетиция;

встреча с интересными людьми;

презентация;

творческая мастерская
Формы и виды контроля
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями
и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных
мероприятий.
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с
продуктами питания) являются творческие отчёты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
«Гармония»
В результате изучения данной программы в 8 классе обучающиеся получат возможность
формирования комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
К концу обучения дети знают и умеют:
 как правильно использовать дыхание;
 виды дыхания;
 из каких стадий состоит (вдыхание или инспирация, задержка набранного воздуха,
выдыхание или экспирация);
 какая бывает атака (твёрдая, мягкая, придыхательная);
 не напрягать связки во время исполнения;
 уверенно и свободно держаться на сцене.
Требования к уровню подготовки ученика
- наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при
исполнении);
- умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни;

- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой,
пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим
вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное
распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения,
правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В результате обучения пению в вокальном кружке воспитанник должен знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать
«цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные подпевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего
голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
Предметные результаты:


развитый художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному творчеству;



развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке, как способе выражения духовных
переживаний человека;



общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном
развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;



представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной
самобытности музыкального искусства разных народов;



использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при
воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в
различных видах внеурочной деятельности;



готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;



участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений,
импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и
др.

Метапредметные результаты:


наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;



ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни микро- и макросоциума;



овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;



применение знаково-символических и речевых
коммуникативных и познавательных задач;



готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;



планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;



участие в совместной деятельности на основе
компромиссов, распределение функций и ролей;



умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.

средств

для

расширения

сотрудничества,

поиска

Личностные результаты:


укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;



наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в
его целостности, художественном и самобытном разнообразии;



приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;



развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;



продуктивное сотрудничество
музыкальных творческих задач;

со

сверстниками

при

решении

различных



развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.
Учебный план программы

№

Разделы

Кол-во
часов

№
1

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих 2
навыков.

2

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка 2
полученных вокальных навыков.

3.

Распевание.

4

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. 3
Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

5

Дикция. Артикуляция.

2

6.

Гигиена певческого голоса.

1

7.

Сценическая культура и сценический образ.

3

8.

Основы нотной грамоты.

1

9.

Движения вокалистов под музыку.

1

10.

Вокально-хоровая работа.

5

11.

Импровизация.

1

12.

Хоровая манера исполнения.

1

3

13. Концертно-исполнительская деятельность - 9
ИТОГО: 34 ч.

CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1-2 занятие
Владение голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков. 2 ч.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства.
Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и
исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными
данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы
развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:
шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой
диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или
ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового
звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
2. Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки
качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию
губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук
производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук
Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного
движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по
всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука,
вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в
голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия
мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах
(регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой
голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными
отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками
диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоциональнообразными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых
представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с
энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения
энергетических затрат.

на

формирование

навыка

выбора

оптимальных

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук
привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
3-4 занятие
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных
вокальных навыков 2 ч.
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением
наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через
голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные
аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
5-7 занятие
Распевание 3 ч.
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое
произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации
распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:

1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять
распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
8-10 занятие
Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты
прошлого и настоящего. 3 ч.
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс,
опера, авторская (бардовая) песня.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля
исполнения.
Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в
творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.
11-12 занятие
Дикция. Артикуляция 2 ч.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное.
Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на
уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок)
необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и
наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип.
Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.
Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное
время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым
для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа
В.Емельянова с.166-167);

3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса
(программа В. Емельянова с. 168-172);
4. Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).
13 занятие
Гигиена певческого голоса 1 ч.
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого
голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель
самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой
октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по
проблемам голоса.
Практические занятия:
1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на
успех, а не путь к стрессу;
3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
4. Составление памятки по гигиене голоса.
14-16 занятие
Сценическая культура и сценический образ 3 ч.
Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная
(правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и
движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для
зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
2. Психологический тренинг;
3. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
4. Упражнения на координацию движений;
5. Практическая работа по формированию сценического образа.

17 занятие
Основы нотной грамоты 1 ч.
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот
Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на
ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер

;

сложный размер

.

Ноты в басовом ключе. Паузы. Альтерация – повышение и понижение звуков: диез,
бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки.
Правильное пение по нотам. Интонирование.
Практические занятия:
1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.
Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на
клавиатуре;
2. Выучить название и написание всех длительностей;

3. Пение гаммы по нотам со словами и показом;
4. Пение песен по нотам;
18 занятие
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами) 1 ч.
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения.
Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.
Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
2. Элементы ритмической гимнастики;
3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

19-23 занятие
Вокально-хоровая работа 5 ч.
Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля.
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков,
артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление
артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену.
Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные
корни) вокального слуха;
2. Упражнения на
речеобразования;

развитие

двигательной

сферы

голосообразования

и

3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации,
дозировки движения, условий времени;
4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск
режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных
ощущений;

24 занятие
Импровизация 1 ч.
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность
вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
1. Просмотр видеозаписей анализ
вокалистов. Оценка импровизации;

импровизаций

великих

2. Элементы импровизации в детском исполнении.
Собственная манера исполнения
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех
сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя
изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического
образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
1. Песенный репертуар;
2. Заучивание текста;
3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
25-34 занятие
Концертно-исполнительская деятельность 9 ч.
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных
особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора
музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных
мероприятий.
Материально-техническое обеспечение

1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
3. Аудиосредства: компьютер, микрофон.
4. Синтезатор, фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский
композитор», 1989.
3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению
предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление
обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка»,
1987.-110с.
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.:
«Музыка», 1972.-30с.
8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования.
Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.40с.
9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
10. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».