Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Калуги «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 «Утверждаю» директор МБОУ «СОШ №18» Жандарова Л. Б. _________________ Приказ № 136 от 30 августа 2021 от 30 августа 2021 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Ритмика и танец» Автор: Илларионова Л.К Должность: преподаватель – организатор ОБЖ Продолжительность освоения программы: 2 года Возраст учащихся: 7-8 лет Калуга 2021 год 1 1. Информационная карта программы ФИО автора программы, преподаватель – организатор ОБЖ должность, Илларионова Людмила Константиновна квалификационная категория 2. Название программы Ритмика и танец 3. Тип программы Модифицированная 4. Направленность Художественно-эстетическая 5. Где утверждена На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги 6. Срок реализации 2 года 7. Среднее количество часов 1 час/неделю; 34 часа/ уч. Год 8. (неделя/год) Уровень реализации Начальное общее образование 9. Ориентация на категорию Нет ориентации учащихся 10. Направление деятельности в рамках реализации программы Дополнительное образование. Направление – ритмика, хореографическое искусство Общекультурный 11. Уровень освоения 12. Цель программы, основное содержание Культурное, нравственно-эстетическое и физическое развитие в хореографическом искусстве всех желающих, независимо от их способностей и внешних данных; ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения танца и максимальное развитие творческих способностей учащихся. 13. Основные компетенции, формируемые у детей В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом в процессе занятий хореографией. У детей разовьется двигательный аппарат, они овладеют основными приемами движения в танце. 14. Характеристика детей (возраст, соц. статус) Дети 7-8 лет, учащиеся ОУ (НОО) 15. Способ освоения содержания программы Репродуктивный, эвристический, поисковый, творческий 2 частично- 16. Формы обучения и виды занятий Виды занятий: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. Формы занятий: занятия, практические тренинги, танцевальные постановки, репетиции, концерты. В зависимости от педагогических задач: обучающий, тренировочный, контрольный, показательный. 17. Место реализации МБОУ СОШ №18 г. Калуги Пояснительная записка Танец — это уникальное по своей сути явление, в котором слилось воедино и ритм, и движение, и самовыражение, самосовершенствование, и энергия, и задор. Это прекрасная возможность стать здоровым, жизнерадостным, грациозным и уверенным в себе независимо от возраста, танцевального опыта и способностей. В танце, как и в спорте, в дополнение к таланту и вдохновении нужна техника. Занятие танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, воспитывают одаренную, трудовую, физически крепкую, творческую личность. На занятиях ритмикой, хореографией, и пластической гимнастикой дети учатся координации движении, развивают гибкость и пластику, изучают основы позиций и положения рук и ног в танце. Танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения. Причем и партеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей. Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности. 3 Обоснование необходимости разработки и внедрения программы Актуальность данной программы заключается в систематическом и методическом направлении энергии подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы. Получив возможность осваивать вариации и импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, посещения с подростками спектаклей и концертов, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Художественно-эстетическая прослеживается в том, что направленность изучение данной воспитанниками программы танца данного направления, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры движений танца; развития ритма; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение 4 кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры. А также, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, необходимые качества умением преодолевать приобретаются на трудности. занятиях и Все эти переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей. Вид программы – модифицированная. Новизна: данная программа направленна не только на формирование чувства ритма, умений, знаний навыков в хореографическом искусстве, но и на развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, поиск, выявление и развитие собственного вкуса, стиля, подхода. Цели программы: культурное, нравственно-эстетическое и физическое развитие детей; охват занятиями танцем всех желающих, независимо от их способностей и внешних данных; максимальное развитие творческих способностей учащихся; ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения танца. Задачи программы: улучшить физическое состояние детей путем укрепления мышц тела, увеличения гибкости шеи и позвоночника, подвижности суставов; повысить выносливость и работоспособность детей; развить музыкальный слух, чувство ритма, координацию; научить детей владеть своим телом; 5 дать элементарные знания по теории танца, этике и культуре поведения и отношений в паре и в коллективе; научить детей технически верно и красиво исполнять отдельные движения и вариации современных танцев; предоставить возможность дальнейшего развития способностей учащихся, создать фундамент для более серьезного увлечения хореографией. Содержание программы Учебный план 1-й год обучения № п/п 1 Раздел (тема) урока Количество часов Всего Теория Практика Учебно-тренировочная работа Вводное занятие. Техника безопасности. Азбука музыкального движения 2 2 - 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1.5 Элементы народного танца 2 1 1 1.6 Элементы бального танца 2 1 1 1.1 1.2 1.3 Элементы классического танца 1.4 Элементы современного танца 6 1.6 Работа над репертуаром 2 11 3 5 Сценическое движение 2.1 Творческая деятельность 2.2 6 Музыкально танцевальные игры 3 1 2 6 1 5 2 1 1 33 16 17 Мероприятия воспитательного характера Беседы об искусстве. 3.1 Прослушивание музыки. Посещение спектаклей, концертов Итого Содержание программы Учебный план 2-й год обучения № п/п 1 1.1 Раздел (тема) урока Количество часов Всего Теория Практика Учебно-образовательные беседы о танцах История развития танцев 1 1 - Знаменитые балетмейстеры. 1 1 - 1.2 7 2 Совершенствование танцевальных навыков Навыки классического танца 2 1 1 2 1 1 1.5 Навыки народного танца 2 1 1 1.6 Навыки бального танца 2 1 1 1.6 Анализ танцевальных постановок 2 1 1 1.7 Работа над танцем 2 14 1.3 1.4 Навыки современного танца 3 4 Освоение репертуара 16 Исполнительское мастерство 2.1 Танцевальные этюды и танцы 2.2 2 1 1 Совершенствование сценических навыков 4 1 3 Итого 34 11 23 8 Содержание учебного плана Тема 1.1: Вводное занятие. Техника безопасности Цель: познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности. Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены. Тема 1.2: Азбука музыкального движения Цель: научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, ритм, такт. Содержание материала: совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная обувь. Тема 1.3: Элементы классического, бального, современного, народного танца Цель: научить элементам классического, бального, народного, современного танцев и характерным чертам исполнения. Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев. развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кисти рук: кисти, пальцы, локти, плечи. 9 Содержание материала: особенности движений. Характерные положения рук в сольном и групповом танце, рисунок танца. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставномышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Практическая работа: Простейшие композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях танца. позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса. Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук — подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног). Позы классического, бального, современного, народного танца - изучаются на середине зала. Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная обувь. Тема 1.4: Работа над репертуаром Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения. Содержание материала: Танец, согласно тематике мероприятия. Методическое обеспечение: Музыкальное сопровождение, соответствующее тематике постановки, специальная (тренировочная) форма, удобная обувь. Раздел 2. Сценическое движение Теме 2.1: Творческая деятельность Цель: развитие мизансценического мышления воображения детей. Развитие творческого воображения. 10 и пластического Содержание материала: занятия фантазий. Ролевые игры (на внимание, на память). Творческие постановки. Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная обувь. Тема 2.2: Музыкально-танцевальные игры Цель: вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Положительно воздействовать на эмоциональное состояние детей при помощи музыки. Содержание материала: Танцевально-ритмические упражнения Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная обувь. Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера. Тема 3.1: Беседы об искусстве. Прослушивание музыки. Просмотр видеофильмов. Посещение концертов, спектаклей. Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства. Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи. Понятия образа, идеи, замысла. Практическая работа: Прослушивание музыкальных фрагментов различных направлений. Просмотр видеофильмов известных танцевальных выступлений, постановок. Посещение концертов и выступлений. Планируемые результаты По окончании обучающийся должен: 11 иметь представление о современном танце как выразительной системе хореографии; сформировать знания об особенностях современного танца, связи народного, классического и театрального танца, выразительных средств танца; знать и владеть основными правилами танцевального этикета; знать терминологию танца; владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы; владеть координацией движения рук, ног, головы; уметь ориентироваться в пространстве, на сценической площадке; уметь свободно ориентироваться в танцевальной музыке и анализировать её (определять темп, характер, музыкальный размер, характерный ритм, особенности мелодии и аккомпанемента, строения); сформировать способность обоснованно анализировать манеру и стиль исполнения друг друга; обладать самоконтролем; уметь исполнять грамотно и музыкально программные танцы и движения; обладать силой и выносливостью; обладать хореографической памятью и вниманием; уметь работать сольно, в паре, малой группе и коллективе. Условия реализации и особенности программы Программа курса «Ритмика и танец» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся НОО (1-2 классы, 7-8 лет). Занятия проводятся в групповой форме, периодичность занятий - 1 раз в неделю. Длительность занятия: 1 классы - 35 мин., 2 классы- 45 мин. Занятие 12 делится на 3 части: подготовительная (разогрев, растяжка,) основная (непосредственно работа над танцами – повторение/отработка ранее изученного материала, изучение нового материала и игра). Режим организации Основные дидактические правила От лёгкого – к трудному. От простого - к сложному. От известного – к неизвестному. Учитывать физическую подготовленность учащихся. Не допускать чрезмерной нагрузки. Способы организации деятельности воспитанников на занятии: в парах (работа с партнерами) индивидуально-групповая (свободная импровизация); ансамблевая (творческая деятельность группы). Музыкальное сопровождение занятия Все занятия проводятся с использованием музыкального сопровождения. Педагог подбирает разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения. Описание материально-технического обеспечения 1.Светлый просторный зал 2.Музыкальное оформление 3.Удобная форма для занятий 13 Список литературы Литература для педагогов 1. 2. 3. 4. 5. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М.: АйрисПресс: Рольф, 1999. – 262с. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов вузов / [Лебедев О.Е. и др.]; Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2003 (Петрозаводск: ГП Тип. им. П.Ф.Анохина). - 254 с.: Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.: Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев -Дубна, 1997. 6. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с. 7. Головкина С.Н. уроки танца в младших классах –М 1986 1. 2. Литература для учащихся Современные и эстрадные танцы. Журнал. Фонд «Здоровье. Культура. Спорт»: 2002- 2003. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2010. Литература для родителей 3. 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. 2. Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения занимающихся хореографией, танцем или другими направлениями движенческого и пластического искусства. Захаров Р. Сочинение танца. опыта.М.―Искусство‖,1989г для детей, видами и Страницы педагогического 14