Программа дополнительного образования Ритмика и танец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» города
Калуги
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического
совета
Протокол №1

«Утверждаю»
директор МБОУ «СОШ №18»
Жандарова Л. Б.
_________________
Приказ № 136
от 30 августа 2021

от 30 августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Ритмика и танец»

Автор: Илларионова Л.К
Должность: преподаватель – организатор ОБЖ

Продолжительность освоения программы: 2 года
Возраст учащихся: 7-8 лет

Калуга

2021 год
1

1.

Информационная карта программы
ФИО автора программы, преподаватель – организатор ОБЖ
должность,
Илларионова Людмила Константиновна
квалификационная
категория

2.

Название программы

Ритмика и танец

3.

Тип программы

Модифицированная

4.

Направленность

Художественно-эстетическая

5.

Где утверждена

На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги

6.

Срок реализации

2 года

7.

Среднее количество часов

1 час/неделю; 34 часа/ уч. Год

8.

(неделя/год)
Уровень реализации

Начальное общее образование

9.

Ориентация на категорию Нет ориентации
учащихся

10.

Направление
деятельности в рамках
реализации программы

Дополнительное образование.
Направление – ритмика, хореографическое
искусство
Общекультурный

11.

Уровень освоения

12.

Цель программы,
основное содержание

Культурное, нравственно-эстетическое и физическое
развитие в хореографическом искусстве всех
желающих, независимо от их способностей и
внешних данных; ознакомление воспитанников с
различными
стилями
исполнения
танца
и
максимальное развитие творческих способностей
учащихся.

13.

Основные компетенции,
формируемые у детей

В процессе реализации программы дети научатся
взаимодействовать, сотрудничать друг с другом в
процессе занятий хореографией. У детей разовьется
двигательный аппарат, они овладеют основными
приемами движения в танце.

14.

Характеристика детей
(возраст, соц. статус)

Дети 7-8 лет, учащиеся ОУ (НОО)

15.

Способ освоения
содержания программы

Репродуктивный,
эвристический,
поисковый, творческий

2

частично-

16.

Формы обучения и виды
занятий

Виды
занятий:
групповые,
мелкогрупповые,
индивидуальные.
Формы
занятий:
занятия,
практические тренинги, танцевальные постановки,
репетиции,
концерты.
В
зависимости
от
педагогических задач: обучающий, тренировочный,
контрольный, показательный.

17.

Место реализации

МБОУ СОШ №18 г. Калуги

Пояснительная записка
Танец — это уникальное по своей сути явление, в котором слилось
воедино и ритм, и движение, и самовыражение, самосовершенствование, и
энергия,

и

задор.

Это

прекрасная

возможность

стать

здоровым,

жизнерадостным, грациозным и уверенным в себе независимо от возраста,
танцевального опыта и способностей.
В танце, как и в спорте, в дополнение к таланту и вдохновении нужна
техника. Занятие танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию
мысли и действий, воспитывают одаренную, трудовую, физически крепкую,
творческую личность.
На занятиях ритмикой, хореографией, и пластической гимнастикой дети
учатся координации движении, развивают гибкость и пластику, изучают
основы позиций и положения рук и ног в танце.
Танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения.
Причем и партеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в
данную минуту в роли зрителей.
Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит
творческой преобразовательной деятельности.

3

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Актуальность данной программы заключается в систематическом и
методическом направлении энергии подростков в русло красивых сценических
форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы.
Получив возможность осваивать вариации и импровизации, подросток
избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются
движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более
гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и
свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе
учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, посещения с
подростками спектаклей и концертов, направленных на осознание подростками
значения современного искусства и их личного творчества, развитие
индивидуальных

творческих

способностей,

формирование

устойчивого

интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая
прослеживается

в том, что

направленность

изучение

данной

воспитанниками

программы

танца данного

направления, проходит неразрывно с изучением истории современного
хореографического искусства, знакомства с постановками современных
балетмейстеров. Средствами этих занятий у детей формируются творческие
способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств,
интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука,
формы, цвета.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
планируемый

учебно-воспитательный

процесс

нацелен

на

изучение

воспитанниками выразительной палитры движений танца; развития ритма;
избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и
творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение
4

кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры. А также,
занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя
его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью,
чувством

ответственности,

необходимые

качества

умением преодолевать

приобретаются

на

трудности.

занятиях

и

Все

эти

переносятся

воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Вид программы – модифицированная.
Новизна: данная программа направленна не только на формирование
чувства ритма, умений, знаний навыков в хореографическом искусстве, но
и на развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его
активной жизненной позиции, поиск, выявление и развитие собственного вкуса,
стиля, подхода.
Цели программы:


культурное, нравственно-эстетическое и физическое развитие детей;



охват занятиями танцем всех желающих, независимо от их
способностей и внешних данных;



максимальное развитие творческих способностей учащихся;



ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения
танца.
Задачи программы:



улучшить физическое состояние детей путем укрепления мышц тела,
увеличения гибкости шеи и позвоночника, подвижности суставов;



повысить выносливость и работоспособность детей;



развить музыкальный слух, чувство ритма, координацию;



научить детей владеть своим телом;

5



дать элементарные знания по теории танца, этике и культуре
поведения и отношений в паре и в коллективе;



научить детей технически верно и красиво исполнять отдельные
движения и вариации современных танцев;



предоставить возможность дальнейшего развития способностей
учащихся, создать фундамент для более серьезного увлечения
хореографией.
Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения

№
п/п
1

Раздел (тема) урока

Количество часов
Всего Теория Практика

Учебно-тренировочная работа
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Азбука музыкального движения

2

2

-

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1.5 Элементы народного танца

2

1

1

1.6 Элементы бального танца

2

1

1

1.1
1.2

1.3 Элементы классического танца

1.4 Элементы современного танца

6

1.6 Работа над репертуаром

2

11

3

5

Сценическое движение

2.1 Творческая деятельность

2.2

6

Музыкально танцевальные игры

3

1

2

6

1

5

2

1

1

33

16

17

Мероприятия воспитательного
характера

Беседы об искусстве.
3.1 Прослушивание музыки.
Посещение спектаклей,
концертов
Итого

Содержание программы
Учебный план
2-й год обучения
№
п/п
1
1.1

Раздел (тема) урока

Количество часов
Всего Теория Практика

Учебно-образовательные
беседы о танцах
История развития танцев

1

1

-

Знаменитые балетмейстеры.

1

1

-

1.2

7

2

Совершенствование
танцевальных навыков
Навыки классического танца

2

1

1

2

1

1

1.5 Навыки народного танца

2

1

1

1.6 Навыки бального танца

2

1

1

1.6 Анализ танцевальных постановок 2

1

1

1.7 Работа над танцем

2

14

1.3

1.4 Навыки современного танца

3

4

Освоение репертуара

16

Исполнительское мастерство

2.1 Танцевальные этюды и танцы

2.2

2

1

1

Совершенствование сценических
навыков

4

1

3

Итого

34

11

23

8



Содержание учебного плана
Тема 1.1: Вводное занятие. Техника безопасности
Цель: познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на
занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике
безопасности.



Содержание

материала:

данный

цикл

занятий

начинается

со

вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы.
Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения


Цель: научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить
детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями.
Основные понятия: музыка, ритм, такт.



Содержание

материала:

совершенствование

ритмичности

(умения

создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение
понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).
Контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная. Правила
и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота
вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.


Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 1.3: Элементы классического, бального,
современного, народного танца



Цель:

научить

элементам

классического,

бального,

народного,

современного танцев и характерным чертам исполнения. Познакомить
детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.


развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела.
Правильно поставить отдельные кисти рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
9



Содержание материала: особенности движений. Характерные положения
рук в сольном и групповом танце, рисунок танца.



Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставномышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности,
эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов.



Практическая работа: Простейшие композиции. Работа рук, тела,
головы, корпуса, в разных направлениях танца.



позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка
корпуса. Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук — подготовительная,
1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног).



Позы классического, бального, современного, народного танца
- изучаются на середине зала.



Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 1.4: Работа над репертуаром



Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.



Содержание материала: Танец, согласно тематике мероприятия.



Методическое

обеспечение:

Музыкальное

сопровождение,

соответствующее тематике постановки, специальная (тренировочная)
форма, удобная обувь.


Раздел 2. Сценическое движение
Теме 2.1: Творческая деятельность



Цель:

развитие

мизансценического

мышления

воображения детей. Развитие творческого воображения.
10

и

пластического



Содержание материала: занятия фантазий. Ролевые игры (на внимание,
на память). Творческие постановки.



Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 2.2: Музыкально-танцевальные игры



Цель: вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в
манере

исполнения

упражнений.

Положительно

воздействовать

на

эмоциональное состояние детей при помощи музыки.


Содержание материала: Танцевально-ритмические упражнения



Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.


Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1: Беседы об искусстве. Прослушивание музыки. Просмотр
видеофильмов. Посещение концертов, спектаклей.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру.
Развить тонкое восприятие хореографического искусства.


Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии.
Идеи добра и зла, персонажи. Понятия образа, идеи, замысла.



Практическая

работа:

Прослушивание

музыкальных

фрагментов

различных направлений. Просмотр видеофильмов известных танцевальных
выступлений, постановок. Посещение концертов и выступлений.
Планируемые результаты
По окончании обучающийся должен:

11



иметь представление о современном танце как выразительной
системе хореографии;



сформировать знания об особенностях современного танца, связи
народного, классического и театрального танца, выразительных
средств танца;



знать и владеть основными правилами танцевального этикета;



знать терминологию танца;



владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы;



владеть координацией движения рук, ног, головы;



уметь ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;



уметь

свободно

ориентироваться

в

танцевальной

музыке

и

анализировать её (определять темп, характер, музыкальный размер,
характерный ритм, особенности мелодии и аккомпанемента,
строения);


сформировать способность обоснованно анализировать манеру и
стиль исполнения друг друга;



обладать самоконтролем;



уметь исполнять грамотно и музыкально программные танцы и
движения;



обладать силой и выносливостью;



обладать хореографической памятью и вниманием;



уметь работать сольно, в паре, малой группе и коллективе.
Условия реализации и особенности программы

Программа курса «Ритмика и танец» рассчитана на 2 года обучения и
предназначена для учащихся НОО (1-2 классы, 7-8 лет).
Занятия проводятся в групповой форме, периодичность занятий - 1 раз в
неделю. Длительность занятия: 1 классы - 35 мин., 2 классы- 45 мин. Занятие
12

делится на 3 части: подготовительная (разогрев, растяжка,) основная
(непосредственно работа над танцами – повторение/отработка ранее изученного
материала, изучение нового материала и игра).
Режим организации
Основные дидактические правила


От лёгкого – к трудному.



От простого - к сложному.



От известного – к неизвестному.



Учитывать физическую подготовленность учащихся.



Не допускать чрезмерной нагрузки.

Способы организации деятельности воспитанников на занятии:


в парах (работа с партнерами)



индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность группы).

Музыкальное сопровождение занятия
Все занятия проводятся с использованием музыкального сопровождения.
Педагог подбирает разнообразный музыкальный материал, который знакомит
подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную
культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Описание материально-технического обеспечения
1.Светлый просторный зал
2.Музыкальное оформление
3.Удобная форма для занятий

13

Список литературы
Литература для педагогов

1.
2.

3.

4.
5.

Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М.:
АйрисПресс: Рольф, 1999. – 262с.
Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин;
Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва:
Диалог культур, 2007. - 511, с.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов вузов /
[Лебедев О.Е. и др.]; Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2003
(Петрозаводск: ГП Тип. им. П.Ф.Анохина). - 254 с.:
Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] /
Ерохина О.В. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.:
Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т.
Кудрявцев -Дубна, 1997.

6.

От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб.

нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В.
Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с.
7. Головкина С.Н. уроки танца в младших классах –М 1986

1.
2.

Литература для учащихся
Современные и эстрадные танцы. Журнал. Фонд «Здоровье. Культура.
Спорт»: 2002- 2003.
Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2010.
Литература для родителей

3.

1.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
Книга 1. Казань, 1996.

2.

Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения
занимающихся хореографией, танцем или другими
направлениями движенческого и пластического искусства.

Захаров
Р.
Сочинение танца.
опыта.М.―Искусство‖,1989г

для детей,
видами и

Страницы педагогического

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».