Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» города
Калуги
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического
совета
Протокол №1
«Утверждаю»
директор МБОУ «СОШ №18»
Жандарова Л. Б.
_________________
Приказ № 136
от 30 августа 2021
от 30 августа 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Ритмика и танец»
Автор: Илларионова Л.К
Должность: преподаватель – организатор ОБЖ
Продолжительность освоения программы: 2 года
Возраст учащихся: 7-8 лет
Калуга
2021 год
1
1.
Информационная карта программы
ФИО автора программы, преподаватель – организатор ОБЖ
должность,
Илларионова Людмила Константиновна
квалификационная
категория
2.
Название программы
Ритмика и танец
3.
Тип программы
Модифицированная
4.
Направленность
Художественно-эстетическая
5.
Где утверждена
На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги
6.
Срок реализации
2 года
7.
Среднее количество часов
1 час/неделю; 34 часа/ уч. Год
8.
(неделя/год)
Уровень реализации
Начальное общее образование
9.
Ориентация на категорию Нет ориентации
учащихся
10.
Направление
деятельности в рамках
реализации программы
Дополнительное образование.
Направление – ритмика, хореографическое
искусство
Общекультурный
11.
Уровень освоения
12.
Цель программы,
основное содержание
Культурное, нравственно-эстетическое и физическое
развитие в хореографическом искусстве всех
желающих, независимо от их способностей и
внешних данных; ознакомление воспитанников с
различными
стилями
исполнения
танца
и
максимальное развитие творческих способностей
учащихся.
13.
Основные компетенции,
формируемые у детей
В процессе реализации программы дети научатся
взаимодействовать, сотрудничать друг с другом в
процессе занятий хореографией. У детей разовьется
двигательный аппарат, они овладеют основными
приемами движения в танце.
14.
Характеристика детей
(возраст, соц. статус)
Дети 7-8 лет, учащиеся ОУ (НОО)
15.
Способ освоения
содержания программы
Репродуктивный,
эвристический,
поисковый, творческий
2
частично-
16.
Формы обучения и виды
занятий
Виды
занятий:
групповые,
мелкогрупповые,
индивидуальные.
Формы
занятий:
занятия,
практические тренинги, танцевальные постановки,
репетиции,
концерты.
В
зависимости
от
педагогических задач: обучающий, тренировочный,
контрольный, показательный.
17.
Место реализации
МБОУ СОШ №18 г. Калуги
Пояснительная записка
Танец — это уникальное по своей сути явление, в котором слилось
воедино и ритм, и движение, и самовыражение, самосовершенствование, и
энергия,
и
задор.
Это
прекрасная
возможность
стать
здоровым,
жизнерадостным, грациозным и уверенным в себе независимо от возраста,
танцевального опыта и способностей.
В танце, как и в спорте, в дополнение к таланту и вдохновении нужна
техника. Занятие танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию
мысли и действий, воспитывают одаренную, трудовую, физически крепкую,
творческую личность.
На занятиях ритмикой, хореографией, и пластической гимнастикой дети
учатся координации движении, развивают гибкость и пластику, изучают
основы позиций и положения рук и ног в танце.
Танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения.
Причем и партеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в
данную минуту в роли зрителей.
Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит
творческой преобразовательной деятельности.
3
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Актуальность данной программы заключается в систематическом и
методическом направлении энергии подростков в русло красивых сценических
форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы.
Получив возможность осваивать вариации и импровизации, подросток
избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются
движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более
гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и
свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе
учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, посещения с
подростками спектаклей и концертов, направленных на осознание подростками
значения современного искусства и их личного творчества, развитие
индивидуальных
творческих
способностей,
формирование
устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая
прослеживается
в том, что
направленность
изучение
данной
воспитанниками
программы
танца данного
направления, проходит неразрывно с изучением истории современного
хореографического искусства, знакомства с постановками современных
балетмейстеров. Средствами этих занятий у детей формируются творческие
способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств,
интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука,
формы, цвета.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
планируемый
учебно-воспитательный
процесс
нацелен
на
изучение
воспитанниками выразительной палитры движений танца; развития ритма;
избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и
творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение
4
кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры. А также,
занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя
его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью,
чувством
ответственности,
необходимые
качества
умением преодолевать
приобретаются
на
трудности.
занятиях
и
Все
эти
переносятся
воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Вид программы – модифицированная.
Новизна: данная программа направленна не только на формирование
чувства ритма, умений, знаний навыков в хореографическом искусстве, но
и на развитие творческого аспекта личности ребенка, формирование его
активной жизненной позиции, поиск, выявление и развитие собственного вкуса,
стиля, подхода.
Цели программы:
культурное, нравственно-эстетическое и физическое развитие детей;
охват занятиями танцем всех желающих, независимо от их
способностей и внешних данных;
максимальное развитие творческих способностей учащихся;
ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения
танца.
Задачи программы:
улучшить физическое состояние детей путем укрепления мышц тела,
увеличения гибкости шеи и позвоночника, подвижности суставов;
повысить выносливость и работоспособность детей;
развить музыкальный слух, чувство ритма, координацию;
научить детей владеть своим телом;
5
дать элементарные знания по теории танца, этике и культуре
поведения и отношений в паре и в коллективе;
научить детей технически верно и красиво исполнять отдельные
движения и вариации современных танцев;
предоставить возможность дальнейшего развития способностей
учащихся, создать фундамент для более серьезного увлечения
хореографией.
Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения
№
п/п
1
Раздел (тема) урока
Количество часов
Всего Теория Практика
Учебно-тренировочная работа
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Азбука музыкального движения
2
2
-
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1.5 Элементы народного танца
2
1
1
1.6 Элементы бального танца
2
1
1
1.1
1.2
1.3 Элементы классического танца
1.4 Элементы современного танца
6
1.6 Работа над репертуаром
2
11
3
5
Сценическое движение
2.1 Творческая деятельность
2.2
6
Музыкально танцевальные игры
3
1
2
6
1
5
2
1
1
33
16
17
Мероприятия воспитательного
характера
Беседы об искусстве.
3.1 Прослушивание музыки.
Посещение спектаклей,
концертов
Итого
Содержание программы
Учебный план
2-й год обучения
№
п/п
1
1.1
Раздел (тема) урока
Количество часов
Всего Теория Практика
Учебно-образовательные
беседы о танцах
История развития танцев
1
1
-
Знаменитые балетмейстеры.
1
1
-
1.2
7
2
Совершенствование
танцевальных навыков
Навыки классического танца
2
1
1
2
1
1
1.5 Навыки народного танца
2
1
1
1.6 Навыки бального танца
2
1
1
1.6 Анализ танцевальных постановок 2
1
1
1.7 Работа над танцем
2
14
1.3
1.4 Навыки современного танца
3
4
Освоение репертуара
16
Исполнительское мастерство
2.1 Танцевальные этюды и танцы
2.2
2
1
1
Совершенствование сценических
навыков
4
1
3
Итого
34
11
23
8
Содержание учебного плана
Тема 1.1: Вводное занятие. Техника безопасности
Цель: познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на
занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике
безопасности.
Содержание
материала:
данный
цикл
занятий
начинается
со
вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы.
Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения
Цель: научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить
детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями.
Основные понятия: музыка, ритм, такт.
Содержание
материала:
совершенствование
ритмичности
(умения
создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение
понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно).
Контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная. Правила
и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота
вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.
Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 1.3: Элементы классического, бального,
современного, народного танца
Цель:
научить
элементам
классического,
бального,
народного,
современного танцев и характерным чертам исполнения. Познакомить
детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.
развивать выворотность и силу ног, правильную постановку тела.
Правильно поставить отдельные кисти рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
9
Содержание материала: особенности движений. Характерные положения
рук в сольном и групповом танце, рисунок танца.
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставномышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности,
эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов.
Практическая работа: Простейшие композиции. Работа рук, тела,
головы, корпуса, в разных направлениях танца.
позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка
корпуса. Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук — подготовительная,
1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног).
Позы классического, бального, современного, народного танца
- изучаются на середине зала.
Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 1.4: Работа над репертуаром
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: Танец, согласно тематике мероприятия.
Методическое
обеспечение:
Музыкальное
сопровождение,
соответствующее тематике постановки, специальная (тренировочная)
форма, удобная обувь.
Раздел 2. Сценическое движение
Теме 2.1: Творческая деятельность
Цель:
развитие
мизансценического
мышления
воображения детей. Развитие творческого воображения.
10
и
пластического
Содержание материала: занятия фантазий. Ролевые игры (на внимание,
на память). Творческие постановки.
Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Тема 2.2: Музыкально-танцевальные игры
Цель: вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в
манере
исполнения
упражнений.
Положительно
воздействовать
на
эмоциональное состояние детей при помощи музыки.
Содержание материала: Танцевально-ритмические упражнения
Методическое обеспечение: специальная (тренировочная) форма, удобная
обувь.
Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.
Тема 3.1: Беседы об искусстве. Прослушивание музыки. Просмотр
видеофильмов. Посещение концертов, спектаклей.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру.
Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии.
Идеи добра и зла, персонажи. Понятия образа, идеи, замысла.
Практическая
работа:
Прослушивание
музыкальных
фрагментов
различных направлений. Просмотр видеофильмов известных танцевальных
выступлений, постановок. Посещение концертов и выступлений.
Планируемые результаты
По окончании обучающийся должен:
11
иметь представление о современном танце как выразительной
системе хореографии;
сформировать знания об особенностях современного танца, связи
народного, классического и театрального танца, выразительных
средств танца;
знать и владеть основными правилами танцевального этикета;
знать терминологию танца;
владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы;
владеть координацией движения рук, ног, головы;
уметь ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
уметь
свободно
ориентироваться
в
танцевальной
музыке
и
анализировать её (определять темп, характер, музыкальный размер,
характерный ритм, особенности мелодии и аккомпанемента,
строения);
сформировать способность обоснованно анализировать манеру и
стиль исполнения друг друга;
обладать самоконтролем;
уметь исполнять грамотно и музыкально программные танцы и
движения;
обладать силой и выносливостью;
обладать хореографической памятью и вниманием;
уметь работать сольно, в паре, малой группе и коллективе.
Условия реализации и особенности программы
Программа курса «Ритмика и танец» рассчитана на 2 года обучения и
предназначена для учащихся НОО (1-2 классы, 7-8 лет).
Занятия проводятся в групповой форме, периодичность занятий - 1 раз в
неделю. Длительность занятия: 1 классы - 35 мин., 2 классы- 45 мин. Занятие
12
делится на 3 части: подготовительная (разогрев, растяжка,) основная
(непосредственно работа над танцами – повторение/отработка ранее изученного
материала, изучение нового материала и игра).
Режим организации
Основные дидактические правила
От лёгкого – к трудному.
От простого - к сложному.
От известного – к неизвестному.
Учитывать физическую подготовленность учащихся.
Не допускать чрезмерной нагрузки.
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
в парах (работа с партнерами)
индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность группы).
Музыкальное сопровождение занятия
Все занятия проводятся с использованием музыкального сопровождения.
Педагог подбирает разнообразный музыкальный материал, который знакомит
подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную
культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Описание материально-технического обеспечения
1.Светлый просторный зал
2.Музыкальное оформление
3.Удобная форма для занятий
13
Список литературы
Литература для педагогов
1.
2.
3.
4.
5.
Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М.:
АйрисПресс: Рольф, 1999. – 262с.
Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин;
Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва:
Диалог культур, 2007. - 511, с.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов вузов /
[Лебедев О.Е. и др.]; Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2003
(Петрозаводск: ГП Тип. им. П.Ф.Анохина). - 254 с.:
Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] /
Ерохина О.В. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.:
Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т.
Кудрявцев -Дубна, 1997.
6.
От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб.
нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В.
Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с.
7. Головкина С.Н. уроки танца в младших классах –М 1986
1.
2.
Литература для учащихся
Современные и эстрадные танцы. Журнал. Фонд «Здоровье. Культура.
Спорт»: 2002- 2003.
Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2010.
Литература для родителей
3.
1.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
Книга 1. Казань, 1996.
2.
Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения
занимающихся хореографией, танцем или другими
направлениями движенческого и пластического искусства.
Захаров
Р.
Сочинение танца.
опыта.М.―Искусство‖,1989г
для детей,
видами и
Страницы педагогического
14