Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30 августа 2021 г. «Утверждаю» директор МБОУ «СОШ №18» Жандарова Л. Б. _________________ Приказ № 136 от 30 августа 2021 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мир информатики» (базовый уровень) Срок реализации: 2 года Возраст обучающихся: 9-10 лет Составитель: учитель начальных классов Мельситова Е.Ю. г. Калуга, 2021г. 2 Информационная карта 1.Учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги 2.Полное название Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы программа «Мир информатики» 3.ФИО, должность Мельситова Елена Юрьевна, учитель начальных классов автора 4. Сведения о программе: 4.1.Область применения Дополнительное образование для детей 4.2. Тип программы Модифицированная 4.3. Вид программы Общеобразовательная общеразвивающая 4.4.Возраст обучающихся 8 – 10 лет 4.5.Продолжительность обучения 2 года 4.6.Где утверждена На педсовете МБОУ СОШ №18 г. Калуги 4.7.Срок реализации 2 года 4.8.Среднее количество часов (неделя/год) 1 часа/неделю; 34 часа/уч. год 4.9.Уровень реализации Основное общее образование; начальное образование 4.10.Ориентация на категорию Нет ориентации 4.11.Направление деятельности в рамках Дополнительное образование реализации программы 4.12.Уровень освоения 4.13.Цель программы, основное содержание 4.14.Основные компетенции, формируемые у детей Общекультурный способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие логического и алгоритмического мышления В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом в процессе занятий информатикой. У детей разовьется логическое мышление, они овладеют основными приемами работы на компьютере. 5.Характеристика детей (возраст, соц. статус) Дети 8-10 лет, учащиеся ОУ (НОО) 6.Способ освоения Репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, содержания программы творческий 7.Формы обучения и Виды занятий: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. виды занятий Формы занятий: урок. В зависимости от педагогических задач: обучающий, контрольный. 8.Место реализации МБОУ СОШ №18 г. Калуги (ул. Ф. Энгельса, д. 119) 3 Раздел№1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Мир информатики» составлена для детей 8-10 лет, учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.). Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» модифицированная, общеразвивающая, технической направленности, способствует формированию начальных и базовых навыков работы на компьютере. Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений, с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word и с табличным процессором Microsoft Exсel. Актуальность 1. Самым замечательным изобретением XX века стал компьютер. В наше время компьютер играет огромную роль в жизни человека, ведь в современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Но любой инструмент становится незаменимым помощником только в том случае, если человек умеет им пользоваться. Сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, для реализации своего творческого потенциала. Реализации данной потребности способствует обучение, по дополнительной общеобразовательной программе «Мир информатики». 2. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донести до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов. Формированию навыков создания презентаций дети обучаются на занятиях по программе «Мир информатики». Отличительные особенности программы Программа помогает овладеть младшим школьникам навыками работы на компьютере, работать с разного вида информацией в программах Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, а также во всемирной сети Интернет. 4 Педагогическая целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования, широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Вовторых, положительной ролью изучения информатики в психологическом развития детей, формировании личности, научного мировоззрения школьников, повышении их самооценки. В-третьих, знакомством с учебным предметом информатика в процессе изучения основ компьютерной грамоты, который, в дальнейшем, раскроет перед учащимися ещё более удивительные возможности компьютера. Принципы построения дополнительной образовательной программы «Мир информатики»: - систематичность и последовательность обучения; - связь теории и практики; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Адресат программы Программа рассчитана на обучение учащиеся младших классов, испытывающих интерес к компьютеру и обладающих психологической готовностью к активной «встрече» с ним. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. От педагога требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физминуток. Это снимает эмоционально и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество учебных часов - 68 1-й год обучения – 34 часа в год 2-й год обучения – 34 часа в год Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса Занятия по программе проводятся в группах постоянного состава. Наполняемость групп 1 года обучения – 15 человек, 2 года обучения – 15 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 1-й год обучения – 1ч. в неделю (1 раз в неделю по 1занятию). 2-й год обучения – 1 ч. в неделю (1 раз в неделю по 1занятию). Длительность 1 занятия – 45 минут 5 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи обучения: знакомство школьников с устройством ввода информации - клавиатурой; представление школьников о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства; первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; работа школьников с программами Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Калькулятор, ЛогоМиры; углубление первоначальных знаний и навыков использования компьютера для основной учебной деятельности; развитие творческих и интеллектуальных способностей детей путем использования знания компьютерных технологий; формирование эмоционально-положительного отношения к компьютерам. 1.3. Содержание программы ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (базовый уровень) Задачи первого года обучения: Образовательные: • работать с понятиями «информация», виды информации, способов получения и передачи информации; • обучение представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц, схем, различных кодов); • обучение работе с табличным процессором Exсel, текстовым процессором Microsoft Word. Обучение работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); Обучение запуска нужной программы, выбора пунктов меню, правильного закрытия программы. Создавать презентации; Обучение пошагово выполнять алгоритм практического задания; Обучение осуществлять поиск информации на компьютере; обучение работать с разными видами информации; обучение строить суждения; знакомство с решением логических задач; находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей; обучение работать с основными блоками компьютера, и подключать их; обучение пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру; обучение писать программу для исполнителя; обучение настраивать параметры рабочего стола; обучение редактировать и форматировать текст, оформлять текст в виде таблицы; 6 обучение вставлять в текст графические объекты; обучение собирать модели по схемам; обучение писать программы; обучение работать с папками и файлами; создание, редактирование и форматирование табличного документа; обучение оформлять текст в виде таблицы; формирование работы включения в табличный документ графические объекты. Воспитательные: • воспитание потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе; • привитие культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; • воспитание самостоятельности; • соблюдение техники безопасности при работе с электронными средствами информации. Развивающие: • развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления; • развитие концентрации внимания; • развитие комбинаторного мышления. Учебный план (первый год обучения) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Название разделы, темы Вводное занятие. ТБ. Исполнители. Пример исполнителя. Настройка параметров рабочего стола. Текстовой процессор Microsoft Word. Назначение программы. Интерфейс программы. Элементы форматирования печатных документов. Создание текстового документа. Редактирование текстового документа. Редактирование текстового документа. Самостоятельная работа по разделу: «Текстовый редактор Microsoft Word.» Работа с папками и файлами. Понятие и параметры файла. Назначение и параметры папки. Действия над папками и файлами. Самостоятельная работа по разделу: «Работа с папками и файлами». Табличный процессор Exсel. Интерфейс программы. Знакомство с элементами окна. Создание табличного документа. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 7 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Редактирование табличного документа. Форматирование табличного документа Создание таблиц. Работа с графическими объектами. Создание диаграмм и графиков. Совместная работа с редакторами Word и Excel. Повторение по разделу: «Табличный процессор Exсel». Самостоятельная работа по разделу: «Табличный процессор Exсel». Всего: 1 1 2 1 1 2 2 2 34 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. ТБ. Цель: повторить ранее изученный материал. Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности, основную терминологию. Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе, применять правила по технике безопасности, выполнять задания, используя знания, приобретённые в предыдущем году обучения. Раздел 2. Исполнители. Пример исполнителя. Цель: познакомить воспитанников с понятием исполнитель. Теория: должны знать понятие исполнитель, примеры исполнителя. Практика: должны уметь выполнять действия исполнителем. Раздел 3. Настройка параметров рабочего стола. Цель: научить воспитанников настраивать рабочий стол. Теория: должны знать, как настраивать монитор, как аккуратно расставит значки, как заменить картинку на рабочем столе, как выбрать заставку. Практика: должны уметь сменить картинку рабочего стола, выбрать заставку экрана, аккуратно расставит значки. Раздел 4. Текстовой процессор Microsoft Word. Цель: познакомить детей с текстовым процессором Microsoft Word, с его интерфейсом, научить создавать, редактировать и форматировать текстовые документы. Так же научать оформлять текст в виде таблицы, вставлять в текстовой документ графические объекты. Теория: должны знать назначение программы, элементы форматирования печатных документов. Практика: должны уметь создавать, редактировать и форматировать текстовой документ, оформлять текст в виде таблицы, включать в текстовой документ графические объекты. Раздел 5. Работа с папками и файлами. Цель: познакомить учащихся с понятием папка, файл, с параметрами файла, папки, так же познакомить воспитанников с назначением папки. Теория: должны знать понятие папка, понятие файла, назначение папки. Практика: должны уметь выполнять действия над папками, файлами, настраивать параметры папки. Раздел 6. Табличный процессор Microsoft Excel. Цель: познакомить учащихся с возможностями табличного процессора. Теория: должны знать общую характеристику табличного процессора. 8 Практика: должны уметь создавать форматировать табличный документ. и редактировать табличный документ, Методическое обеспечение ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (базовый уровень) Образовательные: • обучение представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц, схем, различных кодов). • обучение назначение и работу графического редактора PAINT; знакомство с необходимой терминологией, понятием информации, свойств информации; обучение назначению и работе программы PowerPoint; знакомство с общей характеристикой программ Paint и Power Paint; знакомство с понятиями: редактирование, меню, фрагмент рисунка, редактирование, форматирование в программе Power Paint, папка, файл, инструменты для работы с рисунком; знакомство с требованиями безопасности труда и пожарной безопасности; включением и выключением компьютера; обучение работы с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); обучение запуска нужной программы, выбора пунктов меню, правильного закрытия программы; обучение созданию презентации; знакомство с осуществлением поиска информации на компьютере; обучение работы с программой PowerPoint, с разными видами информации; обучение работы с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск); осуществление отбора нужной информации; обучение настраиванию параметров рабочего стола; обучение вставлению в рисунок графические объекты; обучение работы с папками и файлами; обучение создавать, редактировать рисунок; обучение создавать проект. Воспитательные: • воспитание потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе; • привитие культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; • воспитание усидчивости, аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; • воспитание самостоятельности в работе с программным обеспечением; • соблюдение техники безопасности при работе с электронными средствами информации. Развивающие: • развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления; • развитие концентрации внимания; • развитие комбинаторного мышления; • привитие навыков самообучения; • развитие пространственного восприятия. 9 Учебный план (второй год обучения) Название разделы, темы Количество часов Вводное занятие. Повторение. Настройка параметров рабочего стола. Графический редактор Paint. Знакомство с графическим редактором Paint. Строение окна графического редактораPaint. Обучение работе в редакторе инструментом «кисть». Обучение работе в редакторе Paint инструментом «заливка». Обучение работе в редакторе инструментом «ластик». Освоение навыков создания геометрических фигур, фиксация их на странице. Построение ломаных линий. Работа с графическими примитивами: линия, овал, прямоугольник. Построение простейших композиций с инструментами овал и прямоугольник. Знакомство с инструментом «распылитель». Знакомство с инструментом карандаш. Знакомство с инструментом заливка. Закрепление навыков работы с инструментами: распылитель, карандаш, заливка. 1 1 1 1 1 1 1 17 Знакомство с командой поворот. 1 18 Вставка текста в редактор Paint. 1 19 Закрепление навыков работы с инструментами. 1 20 Создание рисунка «Лягушка». 1 21 Создание рисунка «Зимний лес». 1 22 Создание рисунка с использованием инструментов: заливка, круг, прямоугольник. 1 23 Создание рисунка с использованием инструментов: распылитель и кисть. 1 24 Вставка надписи в рисунок. 1 25 Освоение навыков работы с библиотекой изображений. 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 26 Выбор изображения, извлечение его, изменение размеров, перемещение. 1 27 Итоговая работа на тему «Пейзаж». 1 28 Графический редактор PowerPaint. 1 29 1 Назначение программы. 30 1 Интерфейс программы. 31 1 Создание слайда и его оформление. 32 33 Создание движущихся изображений PowerPoint. Создание проекта «Загадка мыльных пузырей». 1 1 34 Завершение проекта «Загадка мыльных пузырей». 1 Всего: 34 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. Повторение. Цель: повторить ранее изученный материал. Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности, основную терминологию. Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе, применять правила по технике безопасности, выполнять задания, используя знания, приобретённые в предыдущем году обучения. Раздел 2. Настройка параметров рабочего стола. Цель: научить воспитанников настраивать рабочий стол. Теория: должны знать, как настраивать монитор, как изменить масштаб и вид значков рабочего стола, где проверять задачи процессора на рабочем столе, как установить заставку с автоматической сменой картинок. Практика: должны уметь менять масштаб и вид значков рабочего стола, открывать окно с задачами процессора, выбрать заставку и разный формат показа её на рабочем столе. Раздел 3. Графический редактор Paint. Цель: данный раздел предполагает, что у детей есть начальные навыки работы с графическим редактором Paint. Они вспоминают, как создавать простейшие графические рисунки, но с учётом редактирования (изменения, добавления) рисунков. Теория: должны знать основные элементы графического редактора Paint, понятие карандаш, заливка, распылитель, графические примитивы, команды (отменить, очистить, масштаб и др.) расположенные в строке меню. Практика: должны уметь работать с элементами интерфейса графического редактора, пользоваться и настраивать инструменты, создавать компьютерные рисунки, редактировать компьютерные рисунки, добавлять на них надпись, собирать рисунок из деталей, заливая каждую при помощи заливки и распылителя, сохранять и открывать сохранённые рисунки, рисовать. 11 Раздел 4. Графический редактор Power Paint. Цель: развитие творческих способностей воспитанников, дать представление о простейших способах создания движущихся изображений, закрепить навыки обработки графической информации, дать представление о программном средстве обработки графических изображений, познакомить с созданием проекта при помощи программы Power Paint. Теория: должны написать коллективный проект на тему «Загадка мыльных пузырей». Практика: должны изготовить комбинированный проект с использованием всей изученный технологий. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель по программе «Мир информатики» - 68, количество учебных часов 68. 1-й год – 34 учебных недель, 34 учебных дня. 2-й год – 34 учебных недель, 34 учебных дня. 2.2. Условия реализации программы Санитарно-гигиенические требования Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Для реализации программы необходимо материально-техническое оснащение: учебный кабинет на 15 посадочных мест минимальная модель электронно-программного обеспечения: один компьютер на рабочем месте учителя; презентационное оборудование; выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет ; цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.schoolcollection.edu.ru). 12 Методическое обеспечение программы - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, занятий, бесед и т.п.); - рекомендации по проведению практических работ и т.п.; - дидактический и лекционный материал, методика по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской работы; - олимпиадные и конкурсные задания, ребусы; - методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером (для глаз); - таблицы (наглядные пособия); - интернет - пособия по Информатике и ИКТ для 1-4 классов; - Прикладная программа Paint (графический редактор); - Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word; - Табличный процессор Microsoft Excel. 2.3. Список используемых источников для педагога: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.; 2. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. 3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4 классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 6. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. 8. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г для учащихся и родителей: 1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 3 класса в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 3 класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Электронное сопровождение УМК: ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 14 классы (http://school-collection.edu.ru/) ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19) Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/) Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/) 13