РП элективного курса Практикум по литературе

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Практикум по литературе» разработана на основе ФГОС СОО, требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы №18» г. Калуги с учётом
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования»;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для
проведения ЕГЭ по литературе;
Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2019-2020 году единого государственного экзамена по
литературе;
Демонстрационного варианта 2020 года.
Учебника: Литература 10, 11 класс в двух частях под редакцией В.Ф. Чертова, Л.А. Трубина и др. – М.: Просвещение, 2020 г.
Общая цель курса: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций; развитие личности в гуманитарном плане, от
умения осмысленно читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно,
характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и собственный идеал.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к произведениям литературы;
- усвоить курс школьной программы;
- расширить круг чтения учащихся;
- обучить анализу художественного текста;
- обогатить словарный запас;
- развить навыки изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развить навыки обобщения информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений;
- подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Практикум по литературе» отводится:
в 10 классе – 68 часов
в 11 классе – 66 часов
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Литература 10, 11 класс в двух частях под редакцией В.Ф. Чертова, Л.А. Трубина и др. – М.: Просвещение, 2020 г.
Срок реализации рабочей программы 2 года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достижение данной цели и задач способствует формированию следующих компетенций: общекультурной, литературоведческой,
ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
Личностные результаты:



совершенствование духовно-нравственных качеств личности
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы)

Метапредметные результаты:



умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Предметные результаты:







составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
понимание авторской позиции;
выявление и осмысление роли изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой
произведения;
совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;
обоснованная аргументация собственной точки зрения;
интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

В результате изучения элективного курса «Практикум по литературе» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

-особенностям подготовки к ЕГЭ по литературе (нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ, структура и спецификация
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе);
- понимать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и
содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и
пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, художественной детали, приемы
психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория,
символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- составлять конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно писать сочинение на заданную тему;
- оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос,
лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм,
реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.)
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои
мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по определенной
модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой;

Содержание учебного предмета
10 класс
Введение 2 ч.
Содержание курса «Практикум по литературе». Содержание ЕГЭ по литературе. Структура и критерии оценивания КИМ ЕГЭ по
литературе.
Теория и история литературы 24 ч.

Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ. Художественные время и
пространство. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Историколитературный процесс. Литературные направления и течения. Литературные роды, жанры. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция. Стадии развития действия. Лирическое отступление. Конфликт произведения.
Автор-повествователь. Образ автора.
Речевая характеристика героя. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Практикум (выполнение заданий с развёрнутым ответом).
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Контрольная работа по разделу «Теория и история
литературы».
Из древнерусской литературы 3 ч.
Древнерусская литература и фольклор как источник
художественных принципов русской литературы. «Слово о полку Игореве».
Практикум (выполнение заданий с развёрнутым ответом).
Из литературы XVIII в. 3 ч.
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Практикум (выполнение заданий с развёрнутым ответом).
Из литературы первой половины XIX в. 24 ч.
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». А.С. Пушкин.
Лирика. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». М.Ю.
Лермонтов. Лирика. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова». М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов.
Роман «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
Практикумы (выполнение заданий с развёрнутым ответом).
Из литературы второй половины XIX в.
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Практикумы (выполнение заданий с
развёрнутым ответом).
11 класс
Из литературы конца XIX – начала XX в. 6 ч.
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». А.П. Чехов. Пьеса
«Вишневый сад».
Из литературы первой половины XX в. 45 ч.
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». М. Горький. Пьеса «На дне». А. А. Блок Лирика. В.В.
Маяковский Лирика. Поэма «Облако в штанах». С.А. Есенин Лирика. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». М.А. Шолохов. Роман «Тихий
Дон». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Теркин». А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в. 15 ч.
Проза второй половины XX вв. В.В. Быков «Сотников», В. Л. Кондратьев «Сашка», В. Г. Распутин «Живи и помни», Ю.В. Трифонов
«Обмен», В.М. Шукшин Рассказы. Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава.
Драматургия второй половины ХХ в. А.В. Вампилов «Старший сын». Практикумы (выполнение заданий с развёрнутым ответом).
Тематическое планирование
10 класс
№
раздела
п/п
1
2
3
4
5
6
Всего:

Название темы раздела
Введение.
Теория и история литературы.
Из древнерусской литературы.
Из литературы 18 века.
Из литературы первой половины 19 века.
Из литературы второй половины 19 века.

Кол-во
часов
2
24
3
3
24
12
68

В том числе
Практикум Контрольных
работ
1
1
1
7
6
15
1

Тематическое планирование
10 класс
№
раздела
п/п
1

Название темы раздела

Кол-во
часов

В том числе
Практикум Контрольных
работ
3
-

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6

2

Из литературы первой половины XX в.

45

15

-

3

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.

15

9

-

66

27

-

Всего:

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575809
Жандарова Лариса Борисовна
С 29.03.2021 по 29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».