РП элективного курса по химии 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
элективного курса
по химии «Решение задач
повышенной сложности»
10-11 класс

1.Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10- 11-х классов, изучающих
химию на углубленном уровне. Курс рассчитан на 67 часов. Введение данного курса
предусматривает расширение углубленного курса по общей, неорганической и
органической химии. Он направлен на развитие содержания химии как смежного
профильным предметам в классах технологического, физико-математического
профиля и универсального уровня.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но
успехи органической и неорганической химии используются без осознания
необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса
поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в
связи с их использованием.
Основные цели курса:






помочь учащимся усвоить углубленный курс органической, общей,
неорганической и химии;
расширение и углубление знаний об органических и неорганических
веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных
источников, в том числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества.

Задача курса:








раскрыть более подробно содержание предмета органической химии, общей,
неорганической химии;
показать практическое значение органических, неорганических веществ для
человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного
использования органических веществ в быту, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических
проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности.

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с
основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном
ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный
материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по
предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения

знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической
химии и для общего развития учеников.
В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи
веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены
дополнительно практические работы, что даст возможность лучше усвоить
теоретические понятия и практические умения.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других
современных педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций,
семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием;
решение расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебноисследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий,
электронных библиотек, дополнительной литературы в виде защиты проекта по
одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для
получения зачета необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и
защитить на уроке- конференции проектную работу.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу
способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской
гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять
ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
понимание

важности

профессиональной

и

непрерывного

образования

общественной

деятельности;

как
—

фактору
в

успешной

познавательной

(когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или
сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на
основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере
здоровьесбережения и безопасного образа жизни;

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
курса химии являются:
1) использование основных методов познания (определение источников учебной и
научной информации, получение этой информации, её анализ, и умозаключения на
его основе, изготовление и презентация информационного продукта; проведение
эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности,
моделирование изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация
результатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей
действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение
и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация и поиск аналогов,
выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез, их проверка и
формулировка выводов);
3) познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к
конкретному (от общего через частное к единичному);
4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их
достижения;
5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной
деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач;
6) определять разнообразные источники получения необходимой химической
информации, установление соответствия содержания и формы представления
информационного продукта аудитории;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
8) готовность

к

коммуникации

(представлять

результаты

собственной

познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать
собственную позицию);
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных

задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,

правовых

и

этических

норм,

норм

информационной

безопасности;
10)

владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно,

логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на профильном уровне на уровне
среднего общего образования являются следующие результаты.
I.

В познавательной сфере:

1.

знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса
органической и общей химии;

2.

умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе
демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов, используя для
этого родной (русский или иной) язык и язык химии;

3.

умение

классифицировать

химические

элементы,

простые

вещества,

неорганические и органические соединения, химические процессы;
4.

умение характеризовать общие свойства, получение и применение

изученных

классы неорганических и органических веществ и их важнейших представителей;
5.

описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления
химическими процессами;

6.

умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать
демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и
заключения по результатам;

7.

прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами
изученных на основе знания химических закономерностей;

8.

определять источники химической информации, получать её, проводить анализ,
изготавливать информационный продукт и представлять его;

9. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической
системой

химических

элементов

Д. И. Менделеева,

таблицей

растворимости,

электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности —

для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV
периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
10. установление зависимости свойств и применения важнейших органических
соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером
этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
11. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
12. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира.
В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции

II.

при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека,
связанной с производством и переработкой химических продуктов;
В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков

III.

учебной,

проектно-исследовательской

и

творческой

деятельности

при

выполнении индивидуального проекта по химии;
IV.

В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения
с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах
и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности
при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
–

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной

картины мира и в практической деятельности человека;
–

демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими

естественными науками;
–

раскрывать

на

примерах

положения

теории

химического

строения

А.М. Бутлерова;
–

понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его

основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;

–

объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об

их составе и строении;
–

применять правила систематической международной номенклатуры как

средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
–

составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как

носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
–

характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,

устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
–

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства

типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации
и объяснения области применения;
–

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний

о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
–

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для

безопасного применения в практической деятельности;
–

приводить примеры практического использования продуктов переработки

нефти

и

природного

газа,

высокомолекулярных

соединений

(полиэтилена,

синтетического каучука, ацетатного волокна);
–

проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,

уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе
пищевых продуктов и косметических средств;
–

владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами

и лабораторным оборудованием;
–

устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения

химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных
условий протекания химических процессов;
–

приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

–

приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,

производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
–

приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические

свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
–

проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по

продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
–

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными

веществами, средствами бытовой химии;
–

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,

структурным формулам веществ;
–

критически

оценивать

и

интерпретировать

химическую

информацию,

содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
–

представлять

пути

решения

глобальных

проблем,

стоящих

перед

человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении
этих проблем.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–

иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как

науки на различных исторических этапах ее развития;
–

использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-

исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
–

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной

(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения
химической активности веществ;

–

устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для

обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
–

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и

следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений
на основе химических знаний.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема №1.
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и
особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды
гибридизации.
Тема №2.
Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и
её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия.
Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы.
Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов ( D(-) –
адреналин, L (+) – адреналин ).
Тема №3.
Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в
строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору
перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа 1
Углеводороды
Тема №4.
Применение углеводородов (7 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид,
акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические
каучуки.
Расчётные задачи:

1. Термохимические расчёты
2. Объёмные доли.
Проектные работы.
1.
2.
3.
4.
5.

Как повысить октановое число?
Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
Перспективы развития энергетики.
Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
Эластомеры.

Тема №5.
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт,
формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества
(диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты:
одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая,
фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая
функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в
природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа 2
Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.
Тема №6.
Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид,
норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотноосновные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины,
фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 3
Анализ пищевых продуктов.
Тема №7.
Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены.
Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие
фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Действие этанола на белковые вещества.
Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
Загрязнения атмосферы.
Пластмассы загрязняют океан.
Влияние СМС на водную экосистему.

Тема 8. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии.
Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (2 час)
Спецификация ЕГЭ по химии 2022 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по
химии 2022 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов
содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2022 г. Контрольноизмерительные материалы по химии 2007-2021 г. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания части 1 базового уровня сложности ЕГЭ по химии
2022 г. Характеристика содержания первой части повышенного уровня сложности
ЕГЭ по химии 2022 г. Характеристика содержания части 2 высокого уровня
сложности ЕГЭ по химии 2022 г.
Особенности самостоятельной подготовки дома по тренировочным материалам.
Создание дневника «Мои успехи и достижения». Интернет-ресурсы для подготовки
школьников к ЕГЭ по химии.
Тема 9. Теоретические основы химии. Общая химия (12 часов)
Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек
атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и J-элементы. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических
элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их
соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и неполярная),
механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи).
Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических
элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость
свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
Химические реакции

Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от различных
факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и
слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов
неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации
(ТЭД).
Характерные химические свойства солей:средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда
водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН).
Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
. Окислительно-восстановительные реакции
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия
металлов и способы защиты от неё. Электролиз расплавов и растворов (солей,
щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов
неорганических соединений.
Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая
химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013,
2014, 2015 г.г.)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной
массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при
химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли
(массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного
баланса.
Тема 10. Неорганическая химия (15 часов)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов щелочных, щелочноземельных, алюминия.
Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов -

водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа по их
положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных
металлов - меди, цинка, хрома, железа.
Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по
материалам КИМов ЕГЭ 2018-2022 гг)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного
вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения
в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 11. Обобщение и повторение материала за курс школьный химии (10-11
классы) (5 часов)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его
физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и
особенности органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в
неорганической и органической химии. Генетическая связь между неорганическими
и органическими соединениями. Экспериментальные основы органической и
неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема

Количество
часов

1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого

2

2. Основы номенклатуры и изомерии

4

3. Сравнительная характеристика углеводородов

5

4. Применение углеводородов

7

5. Кислородсодержащие
человека

органические

вещества

на

службе 8

6. Азотсодержащие соединения

5

7. Экологические проблемы в курсе органической химии

3

11 класс
8

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по 2
химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников
к ЕГЭ (1 час)

9

Теоретические основы химии. Общая химия

12

10 Неорганическая химия

15

11 Обобщение и повторение материала за школьный курс химии
(10-11 классы)

4

Итого 67 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».