РП элективного курса по обществознанию 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для элективного курса по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и
инструктивно-методическими материалами:
 Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Цели обучения с учетом специфики предмета:
Цели обществоведческого образования в школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, репетиционный курс по предмету «Обществознание» в основной школе призван помогать самоопределению школьников.
Задачи обучения:

 содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
 формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
 воспитание гражданственности и любви к Родине;
 создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
 выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и
социальными группами;
 помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
 ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Исходя из заявленных целей выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:
- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
- раскрытие закономерностей общественной жизни;
- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
- формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную
позицию в реальной жизни;
- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
- понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и
общественной стабильности.
Общая характеристика учебного предмета:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном
аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная
психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета
— общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание»
как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в
рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения

ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного
развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит
интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: - сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; - готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: – владение
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; – способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; – готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; – владение навыками конспектирования, реферирования; – умение использовать
средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: – усвоение целостных
представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе; –
развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук,
систематических знаний и способов действий курса обществознания.

Содержание элективного курса:
10 класс
Введение
Тема 1. Возникновение общества и государства. Подходы к изучению общества Системное строение общества, элементы, подсистемы.
Познание окружающего мира. Типология обществ. Цивилизация и общество. Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению
истории и общества.
Тема 2. Современное общество
Современное общество. Модернизация. Глобализация человеческого общества. Мировая система. Основные проблемы и тенденции развития
современного общества. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Тема 3. Человек в системе общественных отношений Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивидуума. Социальная
стратификация. Социальная мобильность. Конфликт и протестное движение. Отклоняющееся и противоправное поведение. Проблемы и
противоречия в поведении человека в обществе. Ценности и нормы. Общественная значимость и личный смысл образования.
Тема 4. Социальные отношения Социальные группы, стратификация, конфликты. Социальный статус. Социальная роль. Виды социальных норм.
Социальный контроль. Молодежь как социальная группа, особенности
молодежной субкультуры. Этнические общности. Социальные группы.
Социальная мобильность и ее виды. Отклоняющееся поведение. Этнические общности. Межнациональные отношения, конфликты, пути их
разрешения.
Тема 5. Человек как творец и творение культуры Понятие культуры и ее многообразие. Этическая основа культуры. Нравственное и моральное
поведение. Нравственные категории добродетели. Счастье, удовольствие, гедонизм. Справедливость и равенство. Проблемы духовной жизни
человека и общества.
Тема 6. Общество и личность
Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и сознания. Влияние общества, семьи на личность. Проблемы социализации
человека.

11 класс
Тема 7. Экономические основы общества
Законы экономического развития. Связь экономики и общества. Рыночное общество. Многообразие рынков. Измерители экономической
деятельности. Экономический цикл и рост. Эволюция капитализма. Отношения между трудом и капиталом. Разделение труда и специализация.
Рыночная экономика в условиях современной России. Производитель на рынке. Предпринимательство и бизнес. Инфраструктура рыночной
экономики. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика.
Предпринимательство и бизнес в современной России. Рынок труда и безработица.
Тема 8. Политические основы общества
Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Сущность и организация, функции государства. Формы государства.
Государственный аппарат. Местное самоуправление. Модели политической системы современного общества. Типология политических режимов.
Условия политической жизни. Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. Субъекты политической жизни.
Политическая элита, политические партии. Избирательный процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Политическое участие.
Гражданство и основания его приобретения.
Тема 9. Правовые основы общества
Происхождение права, его формы, структура. Источники права. Правовые акты. Правонарушения. Правосудие в современной России. Юридическая
ответственность. Частное право. Публичное право. Отрасли российского права. Право и дееспособность. Гражданское, уголовное, трудовое,
конституционное, семейное, административное право. Поведение человека в правовой сфере. Федерация и ее субъекты. Состав федерации и
принцип федерализма. Конституционный статус субъектов. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти федерации

и субъектами. Ветви власти. Система органов государственной власти. Госаппарат. Виды органов государства. Полномочия Президента,
Парламента, местной власти. Правоохранительные органы. Правовая культура. Правовое сознание. Конституция РФ и конституционные права
граждан. Прямая и представительная демократия. Референдум. Избирательные системы.
Тема 10. Практические занятия
- работа с источниками социальной информации
- критическое осмысливание актуальной информации, формирование на этой
основе собственных заключений, суждений (написание рефератов, и
их защита)
- решение практических задач отражающих типичные ситуации
-освоение типичных социальных ролей через участие в играх на практических занятиях.
-аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению.
Тема 11. Решение практических заданий.
Тема 12. Мини-сочинение
Алгоритм написания мини-сочинение по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по
высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной
позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против». Использование схемы-связки.
Итоговое тестирование

4. Тематическое планирование
10 класс
№ п.п.

1
2
3
4
5
6
ИТОГО

ТЕМА
Введение
Возникновение общества и государства.
Подходы к изучению общества.
Современное общество
Человек в системе общественных отношений
Социальные отношения
Человек как творец и творение культуры
Общество и личность

Количество
часов
2
9
5
5
3
4
6
34

11 класс
№
ТЕМА
п.п.
1. Экономические основы общества
2. Политические основы общества
3. Правовые основы общества
4. Практические занятия
5. Решение практических заданий
6. Мни-сочинение
7. Итоговый контроль
ИТОГО

Количество
часов
10
7
9
1
3
2
1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».