МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа элективного курса по информатике «Мир информационных технологий» 10-11 классы Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Мир информационных технологий» для 10 11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578; от 29.06.2017 №613; 24.09.2020 №519; 11.12.2020 № 712); примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего общего образования и авторской программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И.Г.Семакина учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г. Шеина Т. Ю., Шестакова Л.В.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г. учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л.В.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика. Практикум для 10–11 классов: в 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019 Интернет ресурсы: Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/master_class_work_page/184427 Педсовет.ORG. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1249/ Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/ METOD-KOPILKA.RU http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html Интерактивная компьютерная среда для тренировки и самопроверки при подготовки к итоговой аттестации ЕГЭ— электронное приложение на компакт-диске к сборнику заданий для подготовки к ЕГЭ. Электронное методическое приложение: открытая сетевая авторская мастерская в форме сайта (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №18» элективный курс в 10-11 классе рассчитан на 2 года обучения (67 часов) Материал, излагаемый в процессе изучения курса, рассчитан на углубленный уровень. Наибольшее внимание уделяется отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов, решения нестандартных задач, изучения математических основ, а также подготовки к ЕГЭ по информатике. Изучение данного элективного курса в 10 - 11 классе направлено на достижение следующих целей: формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования; создание условий для саморазвития и самовоспитания личности. Основные задачи курса: сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий; показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики; привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.); сформировать умения решения исследовательских задач; сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта; развить способность к самообучению. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета При изучении курса «Информатика» на базовом уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; метапредметные результаты: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств предметные результаты: владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня анализировать алгоритмы с использованием таблиц владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации владение: универсальным языком программирования высокого уровня (по выбо ру), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умени ем использовать основные управляющие конструкции. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ. владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире. владение компьютерными средствами представления и анализа данных сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий, о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет- приложений умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных. Выпускник научится: - использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; – строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано. – использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах. аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. – переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения. создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. Выпускник получит возможность научиться: классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; – понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; – использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; –– осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей; – диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом; – использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; – узнать о том, какие задачи решаются с помощью компьютеров; - узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера. - научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать знания о дискретизации данных в научные исследования наук и технике. - выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. Содержание элективного курса 10 класс 1. Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации. Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи. Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления. Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы. Кодирование графической и звуковой информации. Решение задач на кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел в различные системы счисления Основы логики Формы мышления. Алгебра логики. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические выражения и их преобразование. Законы логики. Упрощение логических выражений Логические схемы. Построение логических схем. Логические задачи. Способы решения логических задач. 3. Технология обработки информации в электронных таблицах Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных. Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций. 4. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных Структура базы данных (записи и поля). Табличное и картотечное представление баз данных. Сортировка и отбор записей. Использование различных способов формирования запросов к базам данных. 2. Содержание элективного курса 11 класс Информационные и коммуникационные технологии 1. Программные средства информационных и коммуникационных технологий Операционная система: назначение и функциональные возможности. Графический интерфейс (основные типы элементов управления). Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы). Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации). Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.). 2. Телекоммуникационные технологии Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети. Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр. Поиск информации в Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML). 3. Алгоритмизация и программирование Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл. Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные. Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.). Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры. Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования). Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк) программы. Создание собственной программы (30-50 строк) для решения задач. Тематическое планирование 10 класс Тема (раздел учебника) Всего Теория часов Технология обработки текстовой, графической и 8 2 звуковой информации Основы логики. Практика 6 8 2 6 10 4 6 Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 8 3 5 ИТОГО 34 Технология обработки электронных таблицах информации в Тематическое планирование 11 класс Тема (раздел учебника) Всего Теория часов 7 Информационные и коммуникационные технологии Телекоммуникационные технологии 6 Алгоритмы и программирование 20 ИТОГО 33 Практика