РП элективного курса по информатике 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
элективного курса
по информатике
«Мир информационных
технологий»
10-11 классы

Пояснительная записка
 Рабочая программа элективного курса «Мир информационных технологий» для 10 11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от
17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014
№1645, от 31.12.2015 №1578; от 29.06.2017 №613; 24.09.2020 №519; 11.12.2020 № 712);
примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего общего
образования и авторской программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под
редакцией И.Г.Семакина
 учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г. Шеина Т. Ю.,
Шестакова Л.В.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г.
 учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т.
Ю., Шестакова Л.В.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г.
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика. Практикум для 10–11 классов: в 2 ч. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019

Интернет ресурсы:
 Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://www.openclass.ru/master_class_work_page/184427
 Педсовет.ORG. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1249/
 Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
 METOD-KOPILKA.RU http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html
 Интерактивная компьютерная среда для тренировки и самопроверки при подготовки к
итоговой аттестации ЕГЭ— электронное приложение на компакт-диске к сборнику заданий
для подготовки к ЕГЭ.
 Электронное методическое приложение: открытая сетевая авторская мастерская в
форме сайта (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) с методическими рекомендациями,
видеолекциями и электронной почтой.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №18» элективный курс в 10-11 классе рассчитан
на 2 года обучения (67 часов)
Материал, излагаемый в процессе изучения курса, рассчитан на углубленный уровень.
Наибольшее внимание уделяется отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми
заданиями различных видов, решения нестандартных задач, изучения математических основ, а
также подготовки к ЕГЭ по информатике.
Изучение данного элективного курса в 10 - 11 классе направлено на достижение следующих
целей:
формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более
эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального
образования;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Основные задачи курса:
сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и
коммуникационных технологий;
показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности
(налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной
деятельности и т. д.);
сформировать умения решения исследовательских задач;
сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного
продукта;
развить способность к самообучению.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» на базовом уровне в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие
личностные результаты:














ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных
учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как
«Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки
информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в
электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы
социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник
научится:








искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия.
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств

предметные результаты:
 владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов
 владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
 анализировать алгоритмы с использованием таблиц
 владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ
 использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
 владение: универсальным языком программирования высокого уровня (по выбо ру),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умени ем использовать
основные управляющие конструкции.
 владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
 владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними.
 сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире.
 владение компьютерными средствами представления и анализа данных
 сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации
 сформированность
понимания
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных программ и работы в Интернете
 сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий, о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет- приложений
 умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Выпускник научится:
- использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя
условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а
также о помехоустойчивых кодах.
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального
компьютера и классификации его программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств
ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых
задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации
строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические
уравнения.
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных
устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;
–– осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их
заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий;
познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной
обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью компьютеров;
- узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
- научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о дискретизации данных в научные исследования наук и технике.
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Содержание элективного курса
10 класс
1. Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации
Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый
для хранения информации, скорость обработки информации.
Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи.
Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.

Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки
кириллицы. Кодирование графической и звуковой информации. Решение задач на кодирование
информации. Системы счисления. Перевод чисел в различные системы счисления
Основы логики
Формы мышления. Алгебра логики. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические выражения и их преобразование. Законы логики. Упрощение логических выражений
Логические схемы. Построение логических схем. Логические задачи. Способы решения
логических задач.
3. Технология обработки информации в электронных таблицах
Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и
импорт данных.
Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки.
Использование функций. Статистическая обработка данных.
Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных
функций.
4. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
Структура базы данных (записи и поля).
Табличное и картотечное представление баз данных.
Сортировка и отбор записей.
Использование различных способов формирования запросов к базам данных.
2.

Содержание элективного курса
11 класс
Информационные и коммуникационные технологии
1. Программные средства информационных и коммуникационных технологий
Операционная система: назначение и функциональные возможности.
Графический интерфейс (основные типы элементов управления).
Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).
Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях
информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для
обработки различной информации).
Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа
(антивирусные программы, межсетевые экраны и др.).
2. Телекоммуникационные технологии
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и
глобальные сети. Адресация в сети.
Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы,
поисковые системы, чат и пр.
Поиск информации в Интернет.
Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML).
3. Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.
Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл.
Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и
глобальные переменные.
Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.).
Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма.
Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.

Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке
программирования). Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк)
программы. Создание собственной программы (30-50 строк) для решения задач.
Тематическое планирование 10 класс
Тема (раздел учебника)
Всего
Теория
часов
Технология обработки текстовой, графической и
8
2
звуковой информации
Основы логики.

Практика
6

8

2

6

10

4

6

Технология хранения, поиска и сортировки
информации в базах данных

8

3

5

ИТОГО

34

Технология
обработки
электронных таблицах

информации

в

Тематическое планирование 11 класс
Тема (раздел учебника)
Всего
Теория
часов
7
Информационные
и
коммуникационные
технологии
Телекоммуникационные технологии
6
Алгоритмы и программирование

20

ИТОГО

33

Практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».