Программа элективного курса ,,Избранные вопросы по биологии’’ 10класс Пояснительная записка. Естественные науки, изучающие объекты и явления природы, неотъемлемая часть жизни современного человека. Каждая из этих наук исследует, раскрывает закономерности объективного мира, позволяющие предсказывать ход собитий, их результаты в природе. Среды этих наук особое место занимает биология, которая изучает строение, жизнедеятельность организмов, их связь между собой и с неживой природой. Современная биология дает возможность не только узнать много нового и интересного о живой природе, а так же найти ответы на многие вопросы, которые возникли перед человеком: как перебороть новые болезни, сохранять видовое многообразие, решать экологические проблемы, восстановить равновесие в природных явлениях после воздействия человека… Современная биология актуальная наука, была и будет, пока существует живая природа. Цель элективного курса. 1.Развитие и укрепление интереса к биологии. 2.Повышение качества знании учащихся. 3.Формирование профессионально-этической культуры. Требование к обучающимся. 1.Владение основными понятиями по биологии. 2.Умение правильно анализировать, объяснить и прогнозировать процессы. 3.Преобрести качественные метапредметные знания и умение использовать их. Планируемые результаты. Личностные результаты. 1.Ученики должны знать, характеризовать каждое биологическое явление, анализировать и сделать выводы. Находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете. 3. Находить взаимосвязь между процессами, прогнозировать вероятное развитие и результаты. 4.Умение работать самостоятельно и в группе. 5.Умение коротко сформулировать устная речь. Предметные результаты. 1.Новые, углубленные знания по биологии. 2.Овладение новыми, практическими умениями. 3. Сознательный выбор биологического образования и специализации дальнейшем. Метапредметные результаты. 1.Самостоятельно определить цель и направление своего обучения. 2.Ставить, формулировать новые задачи, развивать глубокий интерес к биологическим наукам, мотивировать познавательную деятельность. 3.Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, найти решения. 4. Умение работать с различными источниками биоинформации, систематизировать их. Содержание. 1.Современные направления биологии, предметы, задачи. 2.Научные методы познания живой природы. 3. Современные методы изучения клетки. 4. Особенности физико-химических методов. 5.Фракционирование клеточного содержимого. 6.Методы разделения клеток, их отдельных компонентов. 7.Макро-, микро-, ультрамикроэлементы. 8. Строение, свойства, функции белков. 9.Строение, свойства, функции углевод. 10. Строение, свойства, функции липидов. 11.Строение, свойства, функции нуклеиновых кислот. 12.Другие органические вещества клетки. АТФ. 13. Мембранные органоиды клетки. 14.Немембранные органоиды клетки. 15.Ядро. Прокариотическая клетка. 16. Особенности эукариотических клеток. 17.Строение растительной клетки. 18.Вирусы. 19.Типы обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. 20.Ферментативные реакции и их использование человеком. 21.Пластический, энергетический обмен. 22.Брожение, типы брожения. Дыхание. 23. Генетическая информация, структура гена. 24.Генетический код, синтез белка(трансляция ). 25.Биосинтез нуклеиновых кислот. Репликация ДНК. 26. Генная инженерия, ее возможности. 27Митоз, фазы митоза. Интерфаза. 28.Мейоз, фазы мейоза. Гаметогенез. 29. Оплодотворение, опыление. Онтогенез. 30. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. 31. Дигибридное (полигибридное ) скрещивание. Второй закон Менделя. 32.Взаимодействия аллельных генов. Третий закон Менделя. 33.Взаимодействия неаллельных генов. Картирование генома. 34.Наследование сцепленных генов с полом. Тематическое планирование (1ч. в неделю, всего 34 часа ). Тема1. Современная биология (2ч). Тема2.Цитология-клеточнач биология (4ч). Тема3.Химический состав клетки (6ч). Тема4.Строение и функции клетки (6ч). Тема5. Обмен веществ и превращение энергии (4ч ). Тема6. Реакции матричного синтеза (4ч). Тема7. Жизненный цикл клетки (3ч). Тема8. Генетика - наука о наследственности и изменчивости (5ч). Тематическое планирование (1ч. в неделю, всего 34 часов). NO Тема Тема1.Современная биология (2ч). 1 2 Современные направления биологии, предметы, задачи. Научные методы познания живой природы. Тема2.Цитология-клеточная биология (4ч). 3 Современные методы изучения клетки. 4 Особенности физико-химических методов. 5 Фракционирование клеточного содержимого. 6 Методы разделения клеток, их отдельных компонентов. Тема3.Химический состав клетки(6). 7 Микро-, макро-, ультрамикроэлементы. 8 Строение, свойства, функции белков. 9 Строение, свойства, функции углевод. 10 Строение, свойства, функции липидов. 11 Строение, свойства, функции нуклеиновых кис лот. Другие органические вещества клетки. АТФ. 12 Тема4.Строение и функции клетки(6ч). 13 Мембранные органоиды клетки. 14 Немембранные органоиды клетки. 15 Ядро. Прокариотическая клетка. 16 Особенности эукариотических лкеток. 17 Строение растительной клетки. 18 Вирусы. Тема5.Обмен веществ и превращение энергии(4ч). 19 20 21 Типы обмена веществ. Фотоситнез. Хемосинтез. Ферментативные реакции и их использование человеком. Пластический, энергетический обмен. Практическая Контроль часть (тестовые (презентации, работы ). лекции, таблицы ). 22 Брожение, типы брожения.Дыхание. Тема6. Реакции матричного синтеза(4ч). 23 Генетическая информация, структура гена. 24 Генетический код. Синтез белка (трансляция). 25 Биосинтез нук. кислот. Репликация ДНК. 26 Генная инженерия, ее возможности. Тема7.Жизненный цикл клетки(3ч). 27 Митоз. Фазы митоза. Интерфаза. 28 Мейоз. Фазы мейоза. Гаметогенез. 29 Оплодотворение. Опыление. Онтогенез. Тема8.Генетика- наука о наследственности и изменчивости. 30 31 32 33 34 Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. Дигибридное (полигибридное) скрещивание. Второй закон Менделя. Взаимодействия аллельных генов. Третий закон Менделя. Взаимодействия неаллельных генов. Картирование генома. Наследование сцепленных генов с полом. Учебники для учеников. 1.Биология.Общая биология.10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень: в 2ч.,ч1 /П.М. Бородин, Л.В. Висоцкая, Г. М.Дымшиц и др. /; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во ,,Просвещение”.- 9-е изд.-М.:Просвещение,2011.-303с.:ил.(Академический школьный учебник ). Учебники и пособия для учителей. 1.Биология.Общая биология.10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: профил. уровень: в 2ч.,ч1 /П.М. Бородин, Л.В. Висоцкая, Г. М.Дымшиц и др. /; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во ,,Просвещение”.- 9-е изд.-М.:Просвещение,2011.-303с.:ил.(Академический школьный учебник ). 2.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы.10 класс: учебник для общеобразовательных организацей (углубленный уровень)/ А.В.теремов, Р.А. Петросова.-12-е изд., стер.-М.: Мнемозина,2021.-399с. 3.Лернер Г. И. Биология. Новый полный справочнипк для подготовки к ЕГЭ:4-е изд., перераб. и доп. / Г. И. Лернер – Москва: издательство АСТ,2018.-352с. 4.Садовниченко Ю.А. ЕГЭ. Биология: универсальный справочник/ Ю.А. Садовниченко.-Москва:Эксмо,2020.-432с.