РП по экономике (углублённый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по экономике
(углубленный уровень)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике для 10-11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании В РФ» (ФЗ РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ);







Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 мая 2012года ( в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014года №1645;от 31.12.2015
года №1578, от 29 июня 2017г. №613)
Программы среднего общего образования по экономике (углубленный уровень) и авторской программы С.И. Иванова, В.В. Шереметовой
под редакцией С.И. Иванова «Экономика. 10-11 кл. (углубленный уровень). М.: Вита-пресс, 2020г.,
Приказ Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
N 345"
Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральный перечнь учебников, рекомендованных Министерством
просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание среднего общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи,
фирмы и государства, в том числе международной сфере.
Основные содержательные линии:
-основные концепции экономики;
-микроэкономика;
-макроэкономика и международная экономика;
-прикладная экономика.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в
содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде
всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему
экономисту. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории,
географии, права, литературы. Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а
также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
ЦЕЛИ
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению
экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации; воспитание ответственности за экономические решения;
уважения к труду и предпринимательской деятельности; освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об
экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и
государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей
работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Формирование:
 мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли,
современной экономической теории и прикладных экономических наук;
 субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
 гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и
обязанности, уважающего свою и чужую собственность.
Освоение:
 умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца,
заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
 умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
 базовых методов научного познания, используемых в экономике;
 умение понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение
собственной позиции;
 умение осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.
Овладение:
 базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок,
финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция;
 знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Экономика изучается на ступени среднего образования в качестве обязательного предмета в 10-11 классах в общем объёме – 136 часов, в
10 классах - 68 часов ,
в 11 классе - 66 часов.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

ПРЕДМЕТНЫЕ

1.Участвовать в диалоге:
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи.
3.Выполнять различные роли
в группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы.
4.Отстаивать и
аргументировать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета.
5.Критично относиться к
своему мнению,
договариваться с людьми
иных позиций, понимать
точку зрения другого;
предвидеть последствия
коллективных решений.

1. Владение умения
принимать рациональные
решения в ситуациях
экономического выбора (в
качестве потребителя,
производителя, покупателя,
продавца, заёмщика,
акционера,
налогоплательщика) в
условиях относительной
ограниченности доступных
ресурсов;
2.Владение умением умение
разрабатывать и
реализовывать проекты
экономического и
междисциплинарного
характера, в том числе
исследовательские проекты;
3.Владение базовыми
методами научного
познания, используемыми в
экономике, включая умения:
4.Осуществлять поиск
актуальной экономической

1. Форсированность социальноэкономической картины
мира(владение базовыми
экономическими понятиями:
рациональный выбор,
экономическая система,
собственность, фирма, домашнее
хозяйство, рынок, финансы, налоги,
банки, деньги, государственная
экономическая политика, мировое
хозяйство, глобализация,
интеграция);
2. Владение знаниями специфики
развития экономической сферы
жизни современного российского
общества, экономических
институтов.
3. Владение знаниями устройства
экономических институтов в
современной российской практике:
рынка товаров и услуг, рынка
труда, рынка земли, банковской и
налоговой систем.

10-11класс
1.Сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню
экономического знания,
включающего знания истории
экономической мысли,
современной экономической
теории и прикладных
экономических наук.
2. Форсированность субъективной
позиции учащегося
(самоопределение и
самореализация в сфере
экономических отношений), а
также умения оценивать и
аргументировать собственную
точку зрения по экономическим
проблемам.
3. Сформированность
гражданской позиции ученика как
активного и ответственного члена
российского общества,
осознающего свои экономические
права и обязанности, уважающего
свою и чужую собственность.

1.Постановка частных задач
на усвоение готовых знаний
и действий (стоит задача
понять, запомнить,
воспроизвести).
2.Использовать справочную
литературу, ИКТ,
инструменты и приборы.3.
Умение самостоятельно
анализировать условия
достижения цели на основе
учета выделенных учителем
ориентиров действий в новом
учебном материале.

информации в различных
источниках (оригинальные
тексты, нормативные акты,
Интернет-ресурсы, научная
и учебная литература);
5.Осуществлять анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
систематизацию
экономических явлений и
процессов;
6 Выявлять причинноследственные,
функциональные,
иерархические связи между
экономическими явлениями
и процессами:
7Прогнозировать развитие
экономических процессов.
8.Владение умением
понимать и раскрывать
смысл суждений и
высказываний авторов
культурных текстов и
приводить аргументы в
подтверждение
собственнойпозиции;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»

10-11 класс экономика
Выпускник на углубленном
уровне научится:
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Основные концепции
экономики
– Определять границы
применимости методов
экономической теории;
– анализировать проблему
альтернативной стоимости;
– объяснять проблему
ограниченности экономических
ресурсов;
– представлять в виде
инфографики кривую
производственных
возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами
факторы производства;
– характеризовать типы
экономических систем;
– различать абсолютные и
сравнительные преимущества в
издержках производства.
Микроэкономика
– Анализировать структуру
бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый
план;
– анализировать ситуацию на
реальных рынках с точки зрения
продавцов и покупателей;
– принимать рациональные
решения в условиях
относительной ограниченности
доступных ресурсов;
– анализировать собственное
потребительское поведение;
– определять роль кредита в
современной экономике;
– применять навыки расчета
сумм кредита и ипотеки в
реальной жизни;

Основные концепции экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на
этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и
социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный
финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского
характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной
информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации
экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение
разнообразных макроэкономических задач;

– объяснять на примерах и
представлять в виде
инфографики законы спроса и
предложения;
– определять значимость и
классифицировать условия,
влияющие на спрос и
предложение;
– приводить примеры товаров
Гиффена;
– объяснять на примерах
эластичность спроса и
предложения;
– объяснять и отличать
организационно-правовые
формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры
российских предприятий разных
организационно-правовых
форм;
– объяснять практическое
назначение франчайзинга и
сферы его применения;
– различать и представлять
посредством инфографики виды
издержек производства;
– анализировать издержки,
выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект
масштабирования и
мультиплицирования для
экономики государства;
– объяснять социальноэкономическую роль и функции
предпринимательства;
– сравнивать виды ценных
бумаг;
– анализировать страховые
услуги;
– определять практическое
назначение основных функций
менеджмента;

– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной
информации из неадаптированных источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства.
Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить,
собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм
взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
экономические знания по данному учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.

– определять место маркетинга в
деятельности организации;
– приводить примеры
эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с
интенсивной и несовершенной
конкуренцией;
– называть цели
антимонопольной политики
государства;
– объяснять взаимосвязь
факторов производства и
факторов дохода;
– приводить примеры факторов,
влияющих на
производительность труда.
Макроэкономика
– Объяснять на примерах
различные роли государства в
рыночной экономике;
– характеризовать доходную и
расходную части
государственного бюджета;
– определять основные виды
налогов для различных
субъектов и экономических
моделей;
– указывать основные
последствия
макроэкономических проблем;
– объяснять
макроэкономическое равновесие
в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер
применения показателя ВВП;
– приводить примеры
экономической функции денег в
реальной жизни;
– различать сферы применения
различных форм денег;

– определять денежные агрегаты
и факторы, влияющие на
формирование величины
денежной массы;
– объяснять взаимосвязь
основных элементов банковской
системы;
– приводить примеры, как банки
делают деньги;
– приводить примеры
различных видов инфляции;
– находить в реальных
ситуациях последствия
инфляции;
– применять способы анализа
индекса потребительских цен;
– характеризовать основные
направления антиинфляционной
политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях
причины и последствия
безработицы;
– определять целесообразность
мер государственной политики
для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов,
влияющих на экономический
рост;
– приводить примеры
экономических циклов в разные
исторические эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение
международной торговли;
– анализировать систему
регулирования внешней
торговли на государственном
уровне;
– различать экспорт и импорт;

– анализировать курсы мировых
валют;
– объяснять влияние
международных экономических
факторов на валютный курс;
– различать виды
международных расчетов;
– анализировать глобальные
проблемы международных
экономических отношений;
– объяснять роль экономических
организаций в социальноэкономическом развитии
общества;
– объяснять особенности
современной экономики России.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы
и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая
производственных возможностей. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета
экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.
Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные. Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные
показатели.
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно-плановая система и рыночная система. Основные черты административно-плановой
системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики. Несостоятельность планового
управления экономикой. Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков.
Субъекты рыночной экономики.
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения.
Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена. Другие факторы, влияющие на спрос. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения.
Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых
спроса и предложения. Равновесная цена. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.
Государственное регулирование цен и рыночное равновесие.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.
Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая
эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Практическое значение теории эластичности.
Тема 5. Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности и количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор
потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная
нормазамещения. Типы кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной
линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
Тема 6. Фирма. Производство и издержки
Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные
общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный
продукт труда. Законубывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и
средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема оптимального размера фирмы. Положительный,
отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.
Тема 7. Предпринимательство
Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства.
Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества.
Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения
предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Основные
требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием.
Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. Маркетинги его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и
стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке.
Варианты каналов сбыта продукции.
.

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
Особенности рынков факторов производства. Рынки услуг факторов производства. Производный спрос. Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда.
Кривая спроса. Кривая предложения труда. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров минимальной оплаты труда. Рынок
услуг земли и земельная рента. Экономическая рента, чистая экономическая рента и земельная рента. Капитали процент. Реальный и денежный капитал. Основной и
оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная ставка процента. Границы целесообразности инвестиций.
Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования.
Тема9. Конкуренция и рыночные структуры
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий,
средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение
фирмы. Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объем выпуска продукции монополиста. Ценовая
дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели,
лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие
фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях
монополистической конкуренции.

11 КЛАСС (66 часов)
Введение
Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход
Валовой внутренний продукт (ВВП). Конечные товары и услуги и промежуточный продукт. Валовой национальный продукт. Два метода исчисления ВВП: метод
суммирования потока затрат и метод суммирования потока доходов. Чистый национальный продукт и национальный доход. Факторные доходы. Государственный
бюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Личный доход и располагаемый доход. Номинальный и реальный ВВП.
Тема 12. Макроэкономическое равновесие
Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление. Индуцированное потребление и функция потребления. Сбережения. Предельная склонность к потреблению
и предельная склонность к сбережениям. Общие и индуцированные сбережения. График функции Автономные и индуцированные инвестиции. Инвестиции, потребление
и совокупный спрос частного сектора. Автономные затраты. Равновесный уровень национального дохода и равновесие сбережений и автономных затрат. Кривая AD.
Государственные закупки товаров и услуг и совокупный спрос. Сдвиг кривой AD с введением государственных затрат. Мультипликатор. Равновесие на товарном рынке
и процентная ставка. Влияние изменений процентной ставки на инвестиционный спрос, склонность к потреблению и государственные затраты на товары и услуги.
Кривая IS. Процентная ставка и равновесие на денежном рынке. Уравнение количественной теории денег и спрос на деньги. Влияние процентной ставки на денежный
спрос. Процентное реагирование спроса на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Модель IS – LM и равновесие на товарном и
денежном рынках.
Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица

Циклические колебания развития экономики как следствие нарушений равновесного состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Продолжительность
экономического цикла. Эндогенные и экзогенные факторы циклических колебаний. Механизм экономического цикла. Роль принципа акселерации в механизме
экономического цикла. Экономический цикл и потенциальный ВВП. Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Определение
экономически активного населения, занятости и безработицы. Норма безработицы. Фрикционная безработица, структурная и технологическая безработица, циклическая
безработица и скрытая безработица. Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон
Оукена.Государственное регулирование занятости.
Тема 14. Инфляция
Определение инфляции и ее измерение. Индекс-дефлятор ВВП. Норма инфляции. Дезинфляция
и дефляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Темп роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная
инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных
социальных групп. Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и перераспределение доходов. Взаимозависимость нормы
инфляции и нормы безработицы. Кривая Филипса. Альтернатива антиинфляционной политики и политики по регулированию занятости.
Тема 15. Экономический рост
Содержание экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Производственная функция и факторы экономического роста. Рост затрат труда и
затрат капитала как факторы экономического роста. Экономический рост за счет повышения производительности труда и за счет роста производительности капитала.
Совокупная факторная производительность. Модель Солоу. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Проблема снижения темпов экономического
роста в 70–80-х гг. XX века. Различные трактовки этого явления. Объяснение долговременного снижения темпов роста экономики с позиции теории длинных волн (волн
Кондратьева).
Тема 16. Экономика и государство
Нестабильность рыночной системы и политика экономической стабилизации. Взаимосвязь направлений экономической политики государства. Инструменты
экономической политики. Государственный бюджет, налоговая и финансовая политика. Центральный банк и его роль в осуществлении кредитно-денежной политики.
Политика дефицитного бюджетного финансирования. Регулирование деятельности коммерческих банков. Политика центрального банка по изменению учетной ставки и
норм обязательных резервов. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Роль государства в стимулировании экономического
роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Стимулирующее значение налогов и кривая Лэффера. Экономическая политика и государственный долг. Причины
возникновения государственного долга. Соотношение роста государственного долга и ВВП, доли размеров по обслуживанию долга в расходах государственного
бюджета и национального дохода. Государственные ценные бумаги как сфера инвестирования капитала.
Тема 17. Международная торговля и валютный рынок
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость экономики интернационализация производства. Международная торговля. Принцип абсолютного
преимущества. Принцип относительного преимущества. Нетехнологические теории международной торговли. Закономерности развития мировой торговли, ее формы и
методы. Внешнеторговая политика. Фритредерство и протекционизм. Таможенные пошлины ив нетарифные инструменты торговой политики. Валютный рынок,
валютные операции инвалютные курсы. Валютная политика. Мировая валютная система. Бреттон-вудская валютная система и ямайская валютная система.
Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс.
Экономическая интеграция

Международный рынок ссудных капиталов. Еврорынок. Евродоллары. Роль банковских синдикатов в международных кредитах. Внешний долг развивающихся стран.
Международные финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудного капитала. Предпринимательский капитал на мировом рынке капиталов и роль ТНК в
мировой экономике. Прямые и портфельные инвестиции. Россия как импортер и экспортер капитала. Платежный баланс. Статьи платежного баланса и их содержание.
Платежный баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Проблемы интеграции стран СНГ.
Тема 19. Экономика современной России
Кризис планово-административной системы и необходимость перехода к рыночной системе. Особенности перехода к рыночной системе в России. Общие
закономерности перехода крыночной системе. Трудности и проблемы перехода к рыночной системе и необходимость стабилизации экономики. Роль бюджетной
политики в стабилизации экономики. Переход к открытой экономике как фактор стабилизации. Институциональные преобразования в процессе перехода к рыночной
системе. Приватизация. Демонополизация экономики. Создание рыночной инфраструктуры. Реформы аналоговой системы. Социальная политика в ходе перехода к
рыночной экономике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА 10-11 КЛАССЫ (136 ч.)
Экономика 10 кл
№ п/п

Тема

Количество часов

1

Предмет и метод экономической науки

7

2

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

8

3

Спрос, предложение и рыночное равновесие

10

4

Эластичность спроса и предложения.

8

5

Поведение потребителя.

8

6

Фирма. Производство и издержки

7

7

Предпринимательство

6

8

Рынки факторов производства и распределение доходов

6

9

Конкуренция и рыночные структуры

9

Итого

68

Экономика 11 кл
10

Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели

5

11

Экономический рост и экономическое развитие

2

12

Макроэкономическое равновесие.

7

13

Экономический цикл. Экономические кризисы. Занятость и безработица

7

14

Деньги и банковская система

8

15

Инфляция.

5

16

Государственное регулирование экономики

5

17

Международная торговля и валютный рынок

5

18

Экономика современной России.

3

19

Повторение

4

Итого

66

Всего

134

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575809

Владелец

Жандарова Лариса Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по 29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».