РП по физкультуре база 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по физической культуре
10-11 классы
(базовый уровень)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана в соответствии с
требованиями к результатам освоения ООП СОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№18» г. Калуги, предусмотренными ФГОС ООО, и на основе Примерной программы среднего
общего образования по физической культуре (базовый уровень).
Программа составлена с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития
обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития
их личностных и познавательных качеств.
В программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся,
представленных в программе начального и основного общего образования по данному учебному
предмету.
Учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных
учебных действий и получения личностных результатов.
В процессе изучения учебного предмета обеспечиваются условия для достижения
планируемых результатов освоения ООП СОО всеми категориями обучающихся.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. Цель среднего общего образования
конкретизируется: закрепление потребностей учащихся в бережном отношении к своему
здоровью, овладение компетенциями в организации здорового образа жизни учащихся.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
 формирование знаний и представлений о современных оздоровительных системах и
технологиях в физический культуре, их роли и значении в укреплении и сохранении
здоровья, профилактике заболеваний и раннего старения, предупреждении психических
напряжений и повышении стрессоустойчивости;
 формирование знаний о состоянии собственного здоровья и функциональных
возможностях организма, способах индивидуализации занятий в соответствии с данными
самонаблюдения и самоконтроля;
 овладение современными средствами и методами организации и проведения
индивидуально ориентированных форм занятий физической культурой, правилами их
включения в структуру индивидуальной жизнедеятельности, режим дня, формы активного
отдыха и досуга;
 обогащение двигательного опыта физическими упражнениями и технологиями
современных оздоровительных систем физической культуры, техническими действиями
базовых видов спорта и прикладно-ориентированной физической подготовки;
 укрепление
здоровья,
повышение
функциональных
возможностей
основных
жизнеобеспечивающих систем организма, обеспечение прироста показателей в развитии
основных физических качеств;
 совершенствование навыков совместной деятельности и творческого сотрудничества в
коллективных формах занятий физической культурой, воспитание правил межличностного
общения, качеств уважения и толерантного поведения.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты в процессе обучения предмету физической культуры в единстве
взаимодействия с изучением содержания других предметов будут отражать:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений
в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
— самостоятельно определять цели деятельности, планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
— использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, правильно использовать языковые
средства.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты базового курса должны отражать:
• владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью;
• владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
• владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование
их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности;
• владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Выпускник научится:
 ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации здорового
образа жизни и активного отдыха, участии в разнообразных формах организации
физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта;
 положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда,
профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности,
предупреждении раннего старения и длительном сохранении творческой активности;
 ориентироваться в современных оздоровительных системах физического воспитания,
раскрывать их целевые ориентации и формы организации, возможности использовать их
содержание в индивидуальных формах занятий оздоровительной физической культурой.
 определять
функциональную
направленность
упражнений
из
современных
оздоровительных систем физического воспитания, владеть технологиями их использования
в индивидуальных занятиях физической культурой с учетом показателей здоровья,
интересов и потребностей в повышении физической дееспособности организма,
формировании телосложения и регулировании массы тела;
 планировать содержание и направленность процесса самостоятельного освоения техники
двигательных действий в избранном виде спорта, проводить ее анализ и коррекцию в
соответствии с имеющимися образцами;
 тестировать индивидуальное состояние здоровья и физическую работоспособность,
анализировать и оценивать динамику их показателей в режиме учебной деятельности.
 классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств;
 выполнять упражнения лечебной физической культуры для разных форм патологии,
комплексы оздоровительной физической культуры для профилактики утомления и
перенапряжения организма, предупреждения заболеваний, присущих массовым
профессиям;
 выполнять упражнения современных оздоровительных систем в конструкции
направленного решения определенных, индивидуально востребованных задач и целевых
установок (атлетическая гимнастика, аэробика, ритмика, шейпинг, стретчинг и др.);



выполнять технико-тактические действия, физические упражнения и технические приемы
избранного вида спорта в условиях соревновательной деятельности (легкая атлетика,
лыжные гонки, акробатика и гимнастика, спортивные игры);
 выполнять технические действия защитного характера из современных атлетических
единоборств (стойки и захваты, броски и удержания, защитные действия и приемы).
 выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;


выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных
физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать целевое предназначение различных оздоровительных мероприятий в
режиме трудовой деятельности, сеансов релаксации, самомассажа и банных процедур,
активно использовать их в целях профилактики умственного и физического
перенапряжения, повышения функциональной активности основных психических
процессов;
 самостоятельно осуществлять подготовку к соревновательной деятельности, активно
включаться в массовые формы соревнований по избранному виду спорту (материал для
юношей);
 проводить реабилитационные мероприятия после травм и повреждений, комплексы
корригирующих упражнений с учетом индивидуальных показателей здоровья.
 пользоваться принципами спортивной тренировки, планировать и регулировать режимы
физических нагрузок в системе целенаправленных занятий спортивной подготовкой,
определять эффективность их влияния на рост функциональных возможностей основных
систем организма.
 выполнять упражнения физической подготовки комплекса ГТО и сдавать нормативные
требования его тестовых заданий.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическое воспитание в средней (полной) школе должно обеспечить физическое,
эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование
и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной
активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических
качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне среднего образования
формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт
организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных
особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для
организации учебной и досуговой деятельности.
С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета
«Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология»,

«Математика», «Физика», «География»,
Иностранный язык», «Музыка» и др.

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»,

Физическая культура как область знаний
 Физическая культура в жизни современного человека
Физическая культура как сложноорганизованное социальное
явление, основные ее виды и формы организации, их роль и значение в укреплении здоровья.
Основы законодательства Российской Федерации в области
физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся
соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом).
Комплекс ГТО как основа прикладно-ориентированной физической культуры,
характеристика структурных оснований и нормативно-тестирующих заданий.
Спорт в современном мире, его виды и разновидности, цели
и задачи развития.
 Физическая культура как фактор укрепления здоровья
Здоровье как главная человеческая ценность, характеристика его системно-структурных
компонентов, их развитие посредством занятий физической культурой.
Физическая культура и физическое здоровье как взаимосвязанные явления, характеристика
основных причин, ухудшающих состояние физического здоровья. Адаптация как фактор
расширения и повышения функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения
физического здоровья.
Фазовый характер адаптации, его роль и значение в планировании занятий физической
культурой.
Физическая культура и психическое здоровье человека как взаимосвязанные явления, роль и
значение положительных эмоций в укреплении и сохранении психического здоровья,
профилактике развития психических заболеваний. Роль и значение занятий физической культурой
в укреплении и регулировании психических состояний.
Физическая культура и нравственное здоровье, их взаимосвязь
и взаимообусловленность. Особенности воспитания нравственных качеств в процессе занятий
физической культурой и спортом.
 Современные оздоровительные системы
Здоровый образ жизни и его основные признаки, положительная связь с занятиями
физической культурой и спортом. Формы организации занятий физической культурой в структуре
здорового образа жизни, оптимизация режима труда и отдыха средствами физической культуры и
спорта.
История и современное развитие ритмической, аэробной, атлетической и силовой (шейпинг)
гимнастики, их связь с организацией здорового образа жизни, повышением физических кондиций
человека.
 Физическая культура и продолжительность жизни человека
Профилактика старения средствами физической культуры.
Характеристика основных признаков старения организма. Режим двигательной активности как
условие предупреждения раннего старения. Характеристика основных средств целенаправленной
двигательной активности, используемых для профилактики старения.
Способы самостоятельной деятельности


Организация самостоятельных занятий физической культурой

Работоспособность человека и ее фазовый характер, особенности суточной и недельной
динамики. Связь физической работоспособности с режимом учебной и трудовой деятельности,
занятиями физическими упражнениями.
Контроль функционального состояния организма во время
занятий физической культурой и спортом, расчеты физической
работоспособности (ИГСТ), индекса Руфье, показателей теста Купера, ортостатической пробы.
Техника безопасности в процессе самостоятельных занятий физической культурой


Оздоровительно-гигиенические процедуры
Дыхательная гимнастика и методика ее проведения (по А. Н. Стрельниковой). Методика
проведения сеансов самомассажа и банных процедур, сеансов релаксации и аутогенной
тренировки.



Самостоятельная подготовка к выполнению требований комплекса ГТО
Спортивная подготовка как сложноорганизованная система, включающая в себя
систему тренировочных занятий, систему спортивных соревнований, систему
оздоровительно-восстановительных мероприятий. Техническая подготовка в системе
самостоятельной спортивной подготовки. Физическая подготовка, развитие основных
физических качеств и методика планирования физических нагрузок в системе
тренировочного процесса.
Разработка тренировочного занятия и цикла тренировочных занятий для достижения
запланированного результата требований комплекса ГТО.
Физическое совершенствование

 Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой.
Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания,
ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных
физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при
нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и
кровообращения, при близорукости).


Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические
упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах
(опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девушки), упражнения на перекладине
(юноши), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных
брусьях (юноши), упражнения на разновысоких брусьях (девушки). Ритмическая гимнастика с
элементами хореографии (девушки).
Легкая атлетика: оздоровительный бег (девушки), кроссовая бег (юноши).
Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол,
волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Навыки судейства.

Прикладно-ориентированная деятельность
Атлетические единоборства: совершенствование выполнения технических приемов в
захватах и бросках.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта для
развития физических качеств, необходимых для выполнения требований комплекса ГТО.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс

Разделы программы

11 класс

Физическая культура как область 4 ч.
знаний

4ч.

самостоятельной 6 ч.

6 ч.

Способы
деятельности

58
Физическое совершенствование
1.
Физкультурно-оздоровительная 14
деятельность
2.
Спортивно-оздоровительная 37
деятельность
гимнастика с основами акробатики
легкая атлетика
лыжная подготовка
подвижные и спортивные игры

56
12
37

10

10

10
10
8

10
10
8

3.
Прикладно
ориентированная
физическая культура. Спортивные игры. 6

6

Всего

66

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».